Сердце музея

Музей – это место, посвященное музам: наукам, поэзии, искусству, – так говорится в знаменитом энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона. А фонды любого музея – его сердце, ведь здесь хранится все то, что собрано за долгие годы его существования. Музей – это своеобразный банк государственных ценностей, и основная задача музейного сотрудника – коллекционирование, превращение разрозненных предметов в систематическое собрание, многолетний подбор вещей «одна к другой».Первые поступления в Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей записывались в книгу, озаглавленную «Входящий инвентарь Саранского музея Родного края». Эта книга, начатая «с мая 18 дня 1919 года», уже сама является ценнейшим документом, рассказывающим об истории старейшего музея республики. В далеком 1919 году в фонды музея поступило 1558 единиц хранения. Самые различные организации значатся в графе «от кого и откуда»: саранский Совнархоз и жилищный отдел, саранский исполком и саранская Чрезвычайная комиссия, Макаровский культурно-просветительский кружок и многие другие... Вот интересная запись: «От 1-го саранского детского сада» поступила «художественная посуда» в «обмен на простую посуду». От населения вещи поступали за определенную плату или в дар. Это было начало...Нынче наш музей является одним из крупнейших в республике хранилищ уникальных исторических реликвий, а в его фондах насчитывается более двухсот тысяч памятников отечественной истории: предметы народного творчества и быта, документы, свидетельства научных, культурных и технических достижений, мемориальные ценности и произведения изобразительного искусства, материалы, характеризующие природные условия и естественные богатства.Значительное место в собрании музея занимают письменные источники (65 тысяч ед. хр.) – это документальный фонд о людях и событиях разного времени, личные архивы, в частности известных мордовских писателей: П.С.Кириллова, Н.Л.Иркаева, С.Е.Вечканова и других; стратонавтов А.Б.Васенко, И.Д.Усыскина, П.Ф.Федосеенко; видных ученых – М.И.Сумгина, М.Е.Евсевьева; композиторов Л.И.Воинова и Л.П.Кирюкова; артистов В.А.Зорина, И.М.Яушева и еще многих и многих...Как свидетельства минувшей эпохи хранятся в фондах музея газеты «Саранская правда», «Завод и пашня», «Мужик», «Саранские вести», «Красная Мордовия», «Советская Мордовия»... Коллекция журналов относительно невелика. Здесь есть такие издания как «Русская старина», «Вестник Европы», «Русский вестник», «Академические известия», «Солнце России», журналы на мордовских языках «Валда ян» (1929 г.), «Якстерь галстук» (1935 г.)...Собрание декоративно-прикладного искусства начало складываться в конце пятидесятых годов и включает в себя вышивки, бисерное плетение, резьбу по дереву. Особое место в коллекции занимают работы В.Н.Ширманова: туеса разной величины с растительным узором, шкатулки, ларцы, корзины всегда притягивают взгляд и, безусловно, являются украшением любой выставки.Нельзя не отметить коллекцию фарфора, которая насчитывает к настоящему моменту более семисот предметов и включает изделия заводов России и Западной Европы ХVIII – ХХ веков. Специфика коллекции в том, что в нее входят высокохудожественные изделия не только Императорского фарфорового завода, но и частных заводов Ауэрбаха, Попова, Гарднера, братьев Корниловых, товарищества М.С.Кузнецова, местных фаянсовых заводов. Больше всего ценится мейсенский фарфор, посуда заводов Гарднера, Кузнецовых, Императорского... Роспись на сервизных тарелках первой половины девятнадцатого века отражает своеобразие русской природы, переносит нас в чудесные парки Павловска, Гатчины, в Таврический дворец, галереи в Цар-ском Селе и другие окрестности Петербурга. Удивляет и очаровывает ювелирность скульптурных работ мейсенской мануфактуры, создававшей сотни моделей фарфоровых фигур и групп, в том числе реалистические жанровые статуэтки – людей, птиц и зверей. Фигурка «Цветочница» представляет собой сидящую девушку в соломенной шляпе и пышной юбке с корзиной в одной руке и букетом цветов в другой; «Играющие дети» – четыре сидящие фигуры детей с цветами, гирляндами и корзинами цветов на подставке; скульптура «Продавец рыбы» изображает собой юношу с лотком рыбы в руках. Всего в фондах музея семнадцать изысканных по пластике и декору, безупречных по технике исполнения предметов мейсенской мануфактуры.Безусловный интерес представляют образцы местных фаянсовых фабрик, продукция заводов братьев Баженовых, И.А.Самышкина, И.М.Мелентьева, Н.И.Енгалычева. В основном эти заводы работали на белой глине, которую привозили из залежей у села Идеева Темниковского уезда Тамбовской губернии. Из этой глины делалась фаянсовая и полуфаянсовая посуда, украшавшаяся затем рисунками и орнаментами, выполненными штамповкой или вручную, и покрывавшаяся глазурью. Посуда этих заводов была невысокого качества и рассчитана на средние слои населения, но и она любопытна для изучения, так как позволяет представить торговые связи и общий экономический уровень тех лет. Музейной редкостью теперь стала и посуда 20-х – 30-х годов двадцатого столетия, носящая название «агитфарфор». Всего пять таких предметов имеется в нашем музее. Среди них – тарелка (1921 г.) с полихромной надглазурной росписью, изображающей городской пейзаж, и лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Прыгающие буквы надписи и наскакивающие друг на друга дома передают напряженный, беспокойный ритм времени. Есть в коллекции кружка из белого фарфора с портретом В.И.Ленина. Но уже тогда художники начинают использовать для росписи сюжеты и мотивы, не связанные с революционной борьбой. Одна из тарелок в коллекции и предназначалась для украшения быта трудящихся: на ней изображен Садко в подводном царстве, играющий на гуслях. Так что, несмотря на хрупкость, фарфор донес до нас настроение времени и является ярчайшим документом ушедшей эпохи.

Цветочница. 19 век. МейсенО быте людей говорит коллекция мебели и музыкальных инструментов. В собрании представлены столы разной формы, закрытые и открытые буфеты, богато украшенные резьбой и инкрустацией, гарнитуры мягкой мебели (диваны, кресла); дачный гарнитур мебели из бамбука, изготовленный в начале прошлого века на фабрике «Бук» города Пензы и удостоенный премии «Гран-при». В коллекции имеются мемориальные вещи, когда-то принадлежавшие известным людям: письменный стол, книжный шкаф, венский стул – из кабинета писателя П.С.Кириллова; диван, стол, зеркало, столик принадлежали семье заслуженного врача МАССР и РСФСР Н.В.Иванцева... Из дома Филатовых в селе Михайловка Ромодановского района поступила мебель конца ХIХ – ХХ века (стол овальной формы, трехместный диван, кресло), из дома художника Ф.В.Сычкова – диван и кресла; из села Ст.Акшино – бюро, принадлежавшее Н.П.Огареву.

Из музыкальных инструментов, а их в коллекции около сорока, имеется клавесин из дома саранских мещан Ушаковых, рояль Н.В.Иванцева, музыкальный шкаф (1907 г.) и музыкальная шкатулка; есть инструменты, производящие звук с помощью валиков и пластинок (фонограф Эдисона, граммофоны, патефоны) и т.д.Самые разные предметы можно увидеть в фондах музея: часы (карманные, настенные, настольные, напольные, наручные, часы-медальоны); измерительные приборы, разновесы, бирки деревянные ХVIII века, счеты; фотоаппараты, микроскопы, очки; церковное облачение; светскую одежду и военные мундиры; всевозможные аксессуары (веера, сумочки, зонтики, женские украшения и мужские галстуки...).

Сверкающий начищенными до блеска боками, пышущий жаром и располагающий к задушевной беседе – таким предстает в нашем воображении самовар, символ гостеприимства и доброго застолья. В коллекции музея представлены самовары, различающиеся не только по форме, емкости, но и материалу и отделке. Многие переданы музею в дар. Коллекция формировалась постепенно. Сотрудники музея побывали на базах «Вторсырье» и «Вторчермет» и в свалке металлического лома, приготовленного на переплавку нашли несколько самоваров. По сути, спасли от уничтожения. Всего в коллекции – около ста самоваров. Это изделия знаменитых «самоварных королей» Тулы – братьев Баташевых, Шемариных, Воронцовых, Тейле с сыновьями, Тульского патронного завода, Аленчикова и Зимина в Москве и др. Выделяется своей необычной формой самовар из мельхиора начала ХIХ века, имеющий вазообразную форму – вид сплющенного шара, верх завершается отворотом с фестончатым краем. На тулове с двух сторон укреплены металлические ручки в виде дубовой веточки с желудями. Тулово на цилиндрической ножке, переходящей в основание, края которого сделаны в виде лепесточков. На конфорке – прорезной геометрический орнамент. Верток – в виде отходящего в сторону завитка, имитирующего дубовую ветку с листом и желудем. В коллекции имеется самовар-термос, грушевидной формы, на тулове которого гравировка – «А.И.Охотиной от Саши и Адоши. 1883 – 1923». Со слов владельца, передавшего его в музей, этот самовар из имения помещицы Ягодиной города Кузнецка Пензенской губернии. Корпус самовара изготовлен из латуни и покрыт тонким листом серебра (планкирование).Самую обширную группу составляют самовары, предназначенные для домашнего пользования. Они имеют самые различные формы: «бочонками», «дулями» («грушами»), «вазами», «банками» и т.п. и разный объем – от одного стакана до нескольких ведер. В конце ХIХ – начале ХХ века прочно входит в быт и производство обыкновенный цилиндриче-ский самовар – «банка». В коллекции музея несколько таких самоваров, причем один из них емкостью на пять ведер. Такие самовары в начале двадцатого века можно было встретить на постоялых дворах по всей России. Имеются в фондах и образцы самоваров советского производства двадцатых – сороковых годов, сделанные на Тульском патронном заводе.Разнообразна в тематическом отношении коллекция живописи, насчитывающая более восьмисот произведений. Значительное место отведено иконе – около 70 произведений. Начало собрания было положено в тридцатые годы прошлого века, когда в музей передавались иконы из закрывавшихся церквей и монастырей города. Сейчас в фондах Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея с тех лет хранится 18 икон, причем среди них есть настоящие шедевры (например, икона Богоматери «Знамение» второй половины XVII века). Манера исполнения близка к школе Симона Ушакова со всеми характерными приемами письма: серо-голубым нейтральным фоном, «реалистической» трактовкой черт, своеобразным рисунком. Нельзя не отметить особо и икону «Св. великий князь Александр Невский с избранными святыми и преподобными», выполненную на профессиональном уровне в традициях иконописи ХVIII века. Примерно с семидесятых годов двадцатого века музей вел активную работу по сбору икон; коллекция пополнялась произведениями, найденными экспедициями в закрытых церквях или приобретенными у частных лиц. Так в 1984 году у потомков саратовского старообрядца Е.П.Гавричихина приобретены иконы «Успение» (ХVII в.) и «Покров» (ХVIII в.) c латунным окладом на полях. Большой удачей для музея явилась передача из райфинотдела иконы «Св. равноапостольный князь Владимир» в серебряном окладе и киоте, выполненном на высоком художественном уровне в начале двадцатого века мастерами товарищества Немирова-Колодкина.Ценна и живописная коллекция: работы русских художников Маковского, Боголюбова, Скрябина, Швабе, полученные из фондов Третьяковской галереи и Эрмитажа в сороковые годы; произведения академика портретной живописи И.К.Макарова; художников Богданова, Гиппиус, Ильина, Фейгина, находившихся в Саранске в эвакуации во время войны... Имена многих известных художников значатся в учетной документации музея.Краеведческий музей в первую очередь интересуют те произведения изобразительного искусства, которые могут проиллюстрировать все этапы развития мордовского края. Наиболее яркими произведениями на историческую тему являются картины: «Саранская крепость ХVII в.» В.А.Кузьмина, «Бой разинцев на р. Алатырь» Самокиша, «Всевобуч в Ширингушах» И.И.Сновальникова и т.д.Богата и разнообразна по материалу и исполнению коллекция скульптуры, а в фондах музея имеются работы племянника С.Д.Эрьзи скульптора М.И.Нефедова, выполнившего в цементе ряд портретов (бюстов) наших земляков.

Музеи документируют не только прошлое, но и современную историю, собирая документы, плакаты, афиши, фотографии, открытки, газетные вырезки... Через двадцать – тридцать лет ничего не стоящие документы приобретут немалую историческую ценность. Музеи работают на будущее и, запечатлевая современность, неусыпно несут службу истории.