Елена Ершова. Королевское решение.

Елена ЕРШОВА

 

 

КОРОЛЕВСКОЕ РЕШЕНИЕ

 

Сказка

 

Давным-давно, в одной прекрасной, волшебной стране, каждый год, в день рождения принца, устраивали большой королевский бал, на который мог прийти любой. И в тот день бал обещал быть чудесным. Все смеялись, кружились, феи шуршали своими разноцветными юбками и крылышками, и всюду струился солнечный свет и какая-то первозданная радость. И только принц сидел в стороне и грустил. Он думал о том, что сегодня сказала ему королева. А сказала она, что настала пора искать ему невесту, и пообещала с ней познакомить. Но принцу совсем не хотелось жениться, а хотелось чего-то другого. Но чего? Он еще и сам не знал, и потому сидел и грустил.

И вдруг он увидел среди танцующих тоненькую девушку с большими синими глазами и волосами цвета спелой ржи. Как только он подошел к ней и пригласил ее на танец, его закружил душистый запах хмеля, исходивший от ее волос.

Движение, движение, движение… Принц неотрывно смотрит в глаза незнакомки и видит море, блеск солнца на воде, пену на гребнях волн и чаек… Но вот вальс окончен. И сразу исчезло и море, и волны, и чайки. Но принцу совсем не хочется расставаться с девушкой, и он приглашает ее на следующий танец. И так еще и еще… Наверное, они танцевали бы без перерыва, пока не окончился бал. Но тут к нему подошла королева.

– Сын мой, мне надо с тобой серьезно поговорить… Выйдем в сад,– предложила она.

– Извини, я должен уйти…– сказал принц девушке и вышел в сад. Там их ждала маленькая двухвесельная лодка. На ней принц часто катался по реке, которая протекала через королевский сад и дальше, дальше, дальше в королевские луга и поля, и еще дальше…

«А куда?» – принц и не знал, так как никогда не покидал королевских владений.

Медленно и приветливо течет река. Ласково начинает разговор королева.

– Дорогой мой,– с улыбкой обращается она к принцу,– ты уже стал взрослым и тебе пора искать невесту. Я нашла тебе достойную пару и сегодня же вас познакомлю. Она – настоящая фея. Глаза у нее, как звезды, а волосы – долгая, черная ночь…

– Не надо, мама. Я сам сделал свой выбор…

– Ту блондинку, с которой ты танцевал сегодня? – перебила его королева.

– Да, мама. У нее необыкновенные глаза, в них и море, и солнце, и чайки. А волосы!

– Но ведь она не фея,– опять перебила его королева.– Ты знаешь, лет через пять она начнет стареть, а потом у нее появится седина и первые морщинки, а эта будет всегда такая же молодая, как и ты…

– Но я не хочу быть вечно молодым! – возразил принц.

– Это тебе только сейчас кажется. Подумай, ты будешь жить много-много лет, ты много увидишь и узнаешь. Природа будет оберегать тебя: ни гром, ни молния, ни ураган, ни шторм не смогут причинить тебе никакого вреда. А твою возлюбленную может смыть любая набежавшая волна, и от девушки не останется и следа…

– Нет, нет, нет!.. Этого не будет. Я спасу ее…– закричал принц, так ярко и живо он себе это представил.

– Глупец, если ты женишься на ней, ты потеряешь этот дворец, ты потеряешь свое бессмертие, и даже я отрекусь от тебя… У меня будет другой сын, которого я найду, как и тебя, в зарослях хмеля… Ведь стране нужен король!..

– Ну и пожалуйста,– ответил принц.

– Что-о-о-о?! – закричала королева.– Ты позоришь свою мать!..

И вдруг на глазах у него она стала превращаться в старую страшную ведьму. Казалось, еще мгновение, и она бросится на принца, чтобы задушить его своими собственными руками. Но вдруг, откуда ни возьмись, подул резкий сильный ветер и ее стало уносить прочь. Она стремительно уменьшалась в размерах и наконец исчезла совсем.

– Что же мне теперь делать? – задумался принц.– Возвращаться во дворец не стоит. А где живет прекрасная синеглазка – не знаю,– обхватил он голову руками и заплакал.

Это открытие, это страшное превращение матери так неожиданно свалилось на него, что он совсем растерялся. Веслами принц не управлял, и лодка сама плыла по течению, унося его все дальше и дальше от королевского дворца. Почему-то воспоминания нахлынули на принца. Перед глазами встал образ отца, когда тот подолгу гулял с ним и катал его по реке, на лодке. Но однажды... Да, да, отец однажды неожиданно исчез. Когда он спросил об этом мать, королева как-то неестественно засмеялась и сказала, что отец катался на лодке и утонул... И тогда он этому не очень поверил, а сейчас понял, что произошло нечто другое, что скрывали от него до совершеннолетия, а теперь, возможно, он и узнал бы, но от кого?!

Неожиданно река сделала поворот, и лодка уткнулась носом в песок. Видит принц – стоит избушка, старая-престарая, а возле нее сидит старуха и чинит рыбацкую сеть.

– Добрый день, бабушка! Вы одна живете или еще кто есть? – обратился он к ней.

– Одна, одна, миленький!.. Раз пошел старик рыбу ловить и не вернулся. Утонул, говорят... Сама теперь управляюсь... Какую рыбу оставлю себе, а какую отвезу в город и продам, куплю хлеба и соли. Так и живу...

– Бабушка, а можно и я у вас поживу? Я помогать буду. Возьмите меня к себе,– стал упрашивать ее принц. А сам думает: «Что-то здесь не так. И мой отец утонул неожиданно. И ее старик утонул... Надо пожить, присмотреться».

– А дети у вас, бабушка, есть?

– Был сынок. Только не поладили мы с ним. Он сел в лодку и уплыл...

«Совсем странно,– подумал принц.– Мы с королевой тоже поссорились, и я тоже из дворца уплыл...»

И стал принц жить со старухой. Поначалу трудновато ему приходилось, так как в королевском дворце его к труду не приучали, но он не ленился и старался: все, о чем ни попросит старуха, он сделает, никогда не откажет. Одно только удивляло его: старуха никогда не отпускала его в город продавать рыбу, а ездила всегда сама.

Жили они так, жили, только стал принц замечать, что старуха по ночам куда-то исчезает. И решил он за ней проследить. Раз они, как всегда, легли спать, а принц только притворяется спящим, а сам ждет, что дальше будет. Видит, старуха встала и пошла к реке, села в лодку и уплыла.

На следующую ночь он решил вместо себя в кровать положить полено, а сам свернулся в лодке калачиком, сверху мешок набросил и стал старуху поджидать. Только настала ночь и выглянула луна, как старуха села в лодку и поплыла.

– Что-то лодка тяжеловата сегодня,– пробурчала она себе под нос, но, кажется, ничего не заподозрила.

А плыли они быстро, течение их несло.

«Что это?! Вспять оно повернуло?» – удивился принц.

И вдруг лодка уткнулась во что-то твердое носом, и старуха выскочила из нее и побежала. Откинул принц мешок, смотрит, так ведь это королевский дворец! А старуха спешит в него. Он – за ней. Зашла она в королевскую спальню, а принц спрятался за шторой и ждет, что дальше будет. А дальше подошла старуха к высоченному зеркалу, что стояло тут же в спальне, пробормотала что-то под нос и трижды повернулась вокруг себя. И что же? Видит принц, старуха превратилась в королеву.

«Кажется, я приближаюсь к разгадке тех тайн, что меня окружают»,– решил принц и стал наблюдать дальше.

И тут королева поворачивается в ту сторону, где он скрывался за портьерой, и говорит:

– Ладно, дорогой, выходи!.. Давно я уже заметила, как ты наблюдаешь за мной, да не хотела спугнуть. А теперь пришла пора... Хорошо ты мне послужил как рыбак, как помощник, и потому прощаю я тебе твою дерзость. Пришла пора узнать тебе, где твой отец.

Подошла она к зеркалу вплотную и стала что-то пальцем на стекле писать. Принц смотрит, а прочесть ничего не может. И видит он только, что зеркала уже нет, а в золоченой раме – дома, улицы какого-то города, и королева входит туда и зовет его за собой. Вошли они, идут. И видит принц много разного люда на улицах. Заглянул одному в глаза – видит кузню с наковальней и пламя яркое, заглянул другому – поле пшеницы, третьему – плюшки, ватрушки, шанежки... Идет принц, удивляется.

– Не удивляйся, ведь они – не волшебники, а просто люди, такие же, как та девушка, что на балу тебе приглянулась. Вот ты и читаешь их мысли. А у тебя ни они, ни я не могу прочесть… А вот тут,– она показала на видневшийся в конце улицы домик сапожника – живет твой отец. Наверное, ты уже понял, что он не волшебник, а человек. Мы очень любили друг друга. И, конечно, мои родители были против, но я их упросила, умолила, и они уступили (я была их единственная дочь). И вот мы поженились и стали жить. Но дело в том, что я нигде не могла жить дольше недели, кроме нашего волшебного королевства, так как иначе мне не хватало солнца и света, и я начинала болеть. А у нас, в волшебном королевстве, оно светит целыми днями. Вначале все было хорошо: родился ты, мы любили друг друга. Но потом твой отец загрустил, задумался… А главное, его стало угнетать, что и я, и другие жители королевства могли прочесть все его мысли… Я успокаивала его как могла, советовала никогда не думать ничего плохого или стыдного, ведь это так просто. Но он не хотел. Или не мог?.. Мучился он, мучился и ушел в свой город. Открыл лавочку и занялся ремеслом. И жена у него есть, и сын растет, но и о тебе он иногда вспоминает. Однако я поставила ему условие, что до твоего совершеннолетия ничего тебе о нем не скажу, а после – дам возможность увидеться и поговорить… Ну, вот мы и пришли,– и королева легонько постучала в окошко домика.

Навстречу им вышел высокий, красивый, темноглазый мужчина, лет сорока, в рабочем переднике, да так и обмер.

– Принимай, сын твой совершеннолетний,– сказала королева.– Заводи в дом, угощай…

– А Вы как же? – обратился сапожник к королеве.

– А я пока стану бабочкой и полетаю немного. А как вы закончите разговор, я здесь буду,– и улетела.

Вошел принц в дом отца, смотрит, всему удивляется: инструменты, куски кожи – все ему в диковинку. Провел отец го в горницу, велел жене на стол накрывать, а сам разговор завел. Рассказал о своем житье-бытье, о женитьбе на королеве, об уходе из дворца, да только, пока говорил с сыном, глаза опустил и на него не смотрел…

– Отец! Что же ты даже смотреть на меня не хочешь? Я ведь ни в чем не провинился,– немного обидевшись, спросил принц.

– Так-то оно так, да привычка у меня такая…– ответил отец.

– А почему же ты нас оставил? – допытывался принц.

– Да так… Без ремесла скучал, а тачать сапоги во дворце стыдно… Вот и ушел,– оправдывался отец.

– И все? – не унимался принц.

– Все!..– сердито ответил отец и поднял на него глаза.

И тут принц увидел в них и страх, и все то, что рассказала ему королева-мать. Лицо принца так изменилось, что отец все понял:

– Ну вот, и ты такой же, как твоя мать. Не о чем мне больше с тобой говорить. Иди к себе, в свой дворец. А я тут живу и жить буду: и сын у меня здесь есть, и семья… Прощай! – Встал сапожник и, даже не обняв принца, выпроводил из дома. А там его уже дожидалась мать-королева.

– Ну что? Теперь ты понял? Понял, почему я тебя от той девушки отговаривала?

– Да, мама. Но она не такая. У нее мысли чистые-чистые.

– Хорошо, сын, – сказала королева. – Выдержал ты первое испытание у старухи-рыбачки, выдержал второе – встречу с отцом. Выдержи и третье! Если выдержишь, будет по-твоему, станет она твоей женой, и если будет постоянно жить в нашем волшебном дворце, то станет вечно молодой, как и ты. Только все, что она думает, и я, и ты, и любой волшебник всегда сможет прочесть в ее глазах. Решайся!

– Я готов, мама.

– Тогда – во дворец! – сказала королева, что-то прошептала, и оказались они перед золоченой рамой дворцового зеркала. Шаг, другой – и они в спальне королевы.

– Дзынь!.. – и опять это всего лишь зеркало и никакого города в нем нет.

– Дорогой, теперь я расскажу тебе, каким будет твое третье, последнее испытание. Слушай внимательно. Но прежде я хочу попросить у тебя прощения за тот наш разговор в лодке и за мое неожиданное и напугавшее тебя превращение. Прости, я тогда очень на тебя рассердилась…

– Что ты, мама! Я уже и забыл об этом! – нетерпеливо воскликнул принц.

– Тогда слушай... Ты еще можешь отказаться. Но как только королевский гонец покинет пределы дворца, ничего изменить я буду не в силах.

– Хорошо, мама. Хорошо...– торопил ее принц.

– Итак, через два часа королевский гонец войдет в дом этой девушки, чтобы от нашего имени попросить ее руки. Если она будет согласна, у вас будет свидание, на котором ты должен будешь рассказать ей обо всем, а главное о том, что ее мысли всегда будут открыты для нас. И если она будет согласна... Затем я сообщу, что тебе необходимо уехать на учебу к Великому Чародею на год, а когда ты вернешься, вы сыграете свадьбу. Если же она раньше срока встретит кого-то и разлюбит тебя, ее право. Она свободна... Но это еще не само испытание, а испытание будет такое...– и королева стала рассказывать о нем принцу.

Принц ее внимательно слушал, и чем дальше, тем печальнее и печальнее становилось его лицо. Наконец королева окончила свой рассказ.

– Ты согласен, ты выдержишь все это? Подумай...

– Мама, не мил мне свет без нее. И если другого пути у меня нет и необходимо это испытание, значит, вынесу и его...

– Хорошо-о-о...– ответила королева-мать и села писать королевское послание.

И вот гонец взял его, вскочил на коня и помчался в город. А вскоре привез и ответ – согласие ее родителей. А назавтра они приехали во дворец на королевской карете. Их радушно встретили. С родителями беседовала королева, а принц пошел гулять с девушкой вдоль реки.

Шли они, шли и молчали. Принц держал ее пальчики в своей руке, и временами ему казалось, что дунет ветерок и она улетит, исчезнет. Но девушка не исчезала, и тогда он рассказал ей обо всем, что недавно узнал сам. Он говорил и смотрел в ее глаза, но в них были только солнце и небо, и даже не одного облачка. И от этого у него стало так светло и радостно на сердце, что он не удержался и поцеловал девушку. И тут же увидел в ее глазах испуг – большого черного паука.

– Родная, не пугайся... Я ничего плохого не сделаю тебе... Только ты не думай ни о ком плохо... Пожалуйста...– ласково попросил принц.

– Знаешь, я и не думаю. Просто я трусиха...– ответила девушка.

– Солнышко, запомни, пожалуйста, пока ты любишь меня и думаешь обо мне, никто чужой не сможет обидеть тебя или причинить тебе зло. Моя любовь будет тебя оберегать. А если разлюбишь...– принц печально замолчал.– Выбирай сама, впереди целый год...

– Я согласна,– прошептала девушка и посмотрела ему в глаза.

Большое яркое солнце светило в них, и бесстрашная птица сокол парила высоко-высоко над землей.

– Пошли,– сказал принц.– Пора во дворец.

И вскоре девушка уехала домой, а принц отправился на учебу к Великому Чародею.

А тем временем к девушке стали приходить сваты. Да так часто, чуть ли не каждый день: то сын булочника на ней жениться хочет, то – сапожника, то – аптекаря. А то их сыновья сами встретят ее, как идет она в город за покупками, и давай говорить-заговаривать, что и стройная она как березка, и быстрая как птица, а глаза у нее как озера, брови как стрелы, а губы как розы. Заговаривают-заговаривают, а сами при этом норовят ей что-то подарить: кто пряник медовый, кто ленту яркую, а кто и золотое кольцо. Однако никого из них не выбрала девушка. Только заметила, что как идет в город, то откуда ни возьмись появляется большой пушистый шмель и летит за ней всю дорогу: куда она, туда и он.

«Ага,– подумала девушка,– это – моя защита».

А это был принц, он прилетал и смотрел в ее глаза...

И вот как-то раз проснулась девушка и видит, что прямо к их дому, как радуга, переброшен хрустальный мост, а на другом его конце стоит хрустальный дворец. Очень удивилась она, подумала, что принц решил ее обрадовать и раньше времени на свадьбу приехал. Выскочила она из дома и побежала по хрустальному мосту прямо во дворец. Не успела она и до середины моста добежать, смотрит, идет ей навстречу красивый и стройный юноша, и улыбается. Только видит она, что не принц это. Грустно ей сразу стало, и повернула она обратно. Зовет ее юноша, а она не оборачивается. Пришла домой, а он за ней следом и сразу же стал ее сватать. Тут родители все и рассказали ему о принце-женихе и о сроке ожидания. Однако он на все согласился. И стали они жить-поживать, да так странно, будто уже породнились между собой: каждое утро этот красавец из хрустального дворца посылал ей прекрасные розы, а родителям – кушанья невиданные, заморские.

– Откажитесь,– просила их девушка.

Они поначалу так и делали, но на вторую неделю любопытство взяло верх, и они попробовали что-то из заморских блюд, а начатое отсылать назад уже неудобно. С тех пор так и повелось. Сначала они только принимали подношения богача из хрустального дворца, а через пару месяцев стали уговаривать дочь отказать принцу  выйти замуж за этого жениха, но девушка ни в какую не соглашалась.

– Хорошо, если ровно через год, в два часа дня, твой принц не будет у нас дома, ты должна выйти замуж за того, на кого мы тебе укажем,– сказали ей родители.

А год одним мигом пролетел. Каждый день ее родители меняли наряды, ели блюда новые, пили вина заморские. А девушка с каждым днем становилась все грустнее, присланных нарядов не надевала, кушаний не пробовала.

И вот настал тот самый день. Родители перевели все стрелки часов в их доме на два часа вперед, и когда пробило ровно два часа, стали уговаривать ее выйти замуж за богача из хрустального дворца, но девушка никак не могла на это согласиться: ее сердце нашептывало, что здесь что-то неладно, какой-то подвох, что принц не мог обмануть ее и не прибыть к назначенному сроку, как обещал. А ее родители уже начали выходить из терпения.

– Посмотрим, что ты запоешь, когда я посажу тебя в темный чулан с крысами! – рассвирепел отец, схватил ее за руку, втолкнул в чулан и закрыл.

Присмотрелась она и увидела целый выводок крыс. Они сидели перед ней и смотрели на нее глазами-бусинками. В первое мгновение ей стало немножко не по себе, немножко страшно, и она даже закрыла глаза. Но затем вспомнила о принце и открыла их.

– Крысы, крысочки, вы – хорошие, вы – сытые…– стала приговаривать девушка.– Вы мне ничего не сделаете… Давайте я вам сказку расскажу…

И стала рассказывать им сказку о том, как одна маленькая-маленькая крыса захотела стать бабочкой и научиться летать. А они, будто понимали, неподвижно сидели и слушали. И надо же! только она окончила рассказывать сказку, как откуда ни возьмись, в чулане появился большой пушистый шмель. Вспыхнул он голубым пламенем и превратился в принца. Обрадовалась девушка, подбежала к нему, обняла. Замок сам собой и открылся…

Увидели их родители и испугались поначалу, но когда рассмотрели, что принц улыбается, обрадовались и попросили прощения за то, что сделали. Молодые их тут же простили и на радостях расцеловали. В тот же миг появилась королевская карета, и все поехали во дворец, где их ждала королева-мать и свадебный пир.