Человек, построивший город

Виктор МАХАЕВ

 

Саранские архитекторы называют Сергея Левкова своим патриархом. Заслуженный строитель Республики Мордовия, внесший огромный вклад в формирование Саранска, замечательный университетский педагог, воспитавший не одно поколение инженеров-строителей, человек безупречного авторитета, Сергей Онисимович в 2000 году отметил свое 90-летие.

Сергей Левков родился в 1910 году в Тульской губернии, в старинном русском селе Серебряные Пруды. Его детство прошло в легендарные годы революции и гражданской войны, свою юность он связал с комсомолом. В 1925 году Сергей Левков окончил восьмилетку, а в 1929 – местный педагогический техникум. Три года работал в сельской школе и в 1932 году поехал поступать в Ленинградский институт инженеров промышленного строительства.

Довоенный Ленинград известен нашему поколению по кинофильмам. Из блестящей имперской столицы он превратился в «колыбель пролетарской революции», затем в величественный город-музей, где царила совершенно особая культурная атмосфера. Эксцентрические эксперименты художников-новаторов уходили в прошлое, но еще были слышны отголоски дискуссий о пролетарском искусстве и революционном авангарде. В середине 30-х наступила новая эпоха – освоения классического наследия, «всех тех богатств, которые выработало человечество». Ни трагические политические события, ни тревожное ощущение надвигающейся войны не могли поколебать веру и энтузиазм молодых строителей Страны Советов, созидателей нового мира. Ленинградская архитектурная среда привила Сергею Левкову не только первоклассные профессиональные навыки, здесь он вобрал особый дух столичной интеллигентности, неукротимого северного жизнелюбия.

Старшему поколению советских архитекторов можно позавидовать: 30-е годы были эпохой крупнейших мастеров. Ленинградские архитектурные вузы являлись прославленной школой отечественного зодчества. Достаточно назвать имена блестящих архитекторов, которые преподавали Левкову проектирование: лидер ленинградских конструктивистов академик Александр Никольский и мастер неоклассицизма Ной Троцкий. Они были не только педагогами, но и успешно практикующими архитекторами, каждое творение которых вызывало жаркие споры и становилось событием в культурной жизни северной столицы. Рисунок преподавал замечательный график Николай Тырса.

Интересная особенность высшего образования тех лет: специалистов было мало, а жизнь требовала от вузов выпускника-универсала, которому можно поручить любую работу. Творческие вузы готовили архитекторов-художников, архитекторов-инженеров и архитекторов-строителей, они проходили полный курс художественной и конструктивно-технологической подготовки. Сейчас, когда архитекторы специализируются на узкой тематике – жилище или ландшафте, градостроительстве или реставрации, – трудно поверить, что в те годы архитектор мог запроектировать и возглавить строительство какого угодно объекта. Сергей Левков с головой окунулся в бурлящую творческую жизнь Ленинграда и успешно завершил учебу дипломным проектом технического вуза. В нем была воплощена генеральная идея советской архитектуры тех лет: создать пролетарский дворец, соединяя вечную классику и новую социальную функцию. Долой убогие хижины! Даешь дворцы для народа! – было лозунгом советских архитекторов 30-х годов.

В 1937 году архитектора Левкова направили в Тулу на заводское строительство, где он трудился прорабом и начальником ОКСа до начала войны. Много проектировал, но осуществить задуманное помешала война. В ее первые месяцы Сергей Онисимович как сотрудник крупного завода «Новая Тула» был привлечен к эвакуации оборудования из прифронтовой зоны. Всю проектную документацию пришлось уничтожить. Завод переводили в далекий Новосибирск, где Сергей Левков проработал два года начальником ремонтного цеха: фронту была необходима заводская продукция.

В 1945-ом, после двух лет службы в армии, он приехал в Саранск. Четырнадцать лет Сергей Онисимович работал проектировщиком Мордпроекта, где собрались первые саранские архитекторы. В 1959-62 годах Левков – главный архитектор Минкомхоза МАССР. Этот период был самым продуктивным в творческом плане. Созданный в это время Совнархоз превратил Саранск из захолустного городка, который так едко высмеял Александр Малышкин в своих знаменитых повестях, в промышленный центр. Архитекторы были загружены работой: надо было возводить новые заводы, отстраивать жилые кварталы, прокладывать новые улицы. Без зданий архитектора Левкова уже невозможно представить Саранск XX века. Именно его постройки, в которых давно уже размещаются иные учреждения, придали столице Мордовии представительность, стали важными ориентирами в городском центре, а сейчас воспринимаются символами ушедшей эпохи.

Архитектор Левков реконструировал множество довоенных построек: зданиям, выстроенным в первые пятилетки в условиях дефицита строительных материалов и профессиональных кадров, после войны потребовалась капитальная реконструкция. Сергей Онисимович реконструировал кинотеатры «Октябрь» (с Михаилом Нефедовым) и «Юность», Дом печати, Партийную школу, республиканскую больницу, корпуса педагогического института, картинную галерею, интерьеры обкома ВКП(б). В 50-е годы им были запроектированы и построены здания контор Потребсоюза и Мордовхлебопродукта, Спиртотреста, жилые дома на проспекте Ленина и улице Коммунистической. Среди наиболее примечательных построек – школа колхозных кадров (ныне Дом культуры университета), Дом политпросвещения (ныне музыкальная школа №1), Дом Союзов, сооружения в парке имени Пушкина. По проектам Сергея Левкова шло строительство и за пределами Саранска, были выстроены клуб имени Ухтомского в Рузаевке, здания районных исполкомов.

Все перечисленное было осуществлено, но сколько проектов и идей осталось лишь в чертежах! Например, выразительное здание Дома Союзов с угловой колоннадой и купольной ротондой – только часть замышлявшегося комплекса который должны были сформировать четыре идентичных здания со скругленными углами (сейчас этот квартал застроен безликими типовыми домами). Сергей Онисимович не только проектировал и строил, как главный архитектор автономной республики он курировал выполнение генеральных планов наших городов, сам принимал участие в многочисленных консультациях со специалистами московских проектных и научных организаций – Академии архитектуры, Института проектирования городов.

В 1962 году в Мордовском университете образовалась кафедра архитектуры, и Сергей Онисимович с 1963 по 1973 год был ее заведующим, деканом строительного факультета. В начале 60-х в Мордовии закладывались основы высшего строительного образования, и роль доцента Левкова здесь также велика. Но напряженная работа вузовского преподавателя не оторвала его от творчества. В 60-х – начале 70-х годов Сергей Онисимович продолжал проектировать и строить, его привлек монументальный жанр. Им были созданы памятники павшим воинам в Ардатове, Алатыре, Саранске, памятник декабристу Веденяпину в Селищах.

Получив академическую подготовку и ориентируясь на шедевры русской классики, Сергей Левков два десятилетия работал в неоклассической манере. Разглядывая сейчас чертежи, выполненные рукой Левкова, удивляешься красоте пропорций, тонкой деталировке и художественной завершенности даже таких скромных по размерам объектов, как парковые павильоны. В 60-е годы, когда в проектировании утвердился упрощенный функционализм, протестуя против превращения архитектуры в примитивную сборку из ограниченного набора деталей, Сергей Левков на университетской кафедре утверждал идею архитектуры как искусства. Читая курс истории зодчества, он первым в республике начал заниматься реконструкцией памятников старины и стал привлекать на это благородное поприще молодежь. Под руководством Сергея Левкова были выполнены многочисленные студенческие проекты, среди них – восстановления саранской Христорождественской церкви (тогда это было еще реальным), Краснослободского мужского монастыря, церкви в Палаевке, усадебного дома Огаревых в Старом Акшине.

У Сергея Онисимовича – великое множество учеников: от рядовых инженеров и прорабов до руководителей республиканской строительной отрасли, профессоров университета, известных в строительном бизнесе предпринимателей. Будучи руководителем и неформальным лидером, он умел создавать вокруг себя творческую, товарищескую, исключительно доброжелательную атмосферу, которая так много значит в коллективной работе преподавателей и студентов. Сейчас пришли иные времена, когда выживает энергичный, нередко беспринципный прагматик. Теплая атмосфера прошлых лет, созданная архитектором Левковым, вспоминается, думаю, многим. У него был иммунитет к отвратительной нравственной болезни, поразившей сегодня университетскую публику – иммунитет против мании величия провинциального «мудреца», спесивого обладателя всевозможных степеней и званий. Честь была и остается для него превыше всего.

Тревожит архитектора Левкова и другой симптом нашей культуры – снос памятников советской эпохи. Кажется, что это уже стало национальной болезнью – во имя будущего уничтожать накопленное предыдущим поколением. При этом не просто исчезают дома, знакомые каждому горожанину, – безвозвратно уходит запечатленное в камне время. В 30-е годы были безжалостно снесены храмы, веками стоявшие в центре города, потому что православные святыни стали символами поверженного мира. В 60-е – целиком разрушали старинные улицы, потому что усадебный, обывательский уклад жизни стал казаться пережитком. В 90-е – новые амбициозные «хозяева жизни» сносят то, что было выстроено в советское время на месте храмов и особняков. Запланировано снести 1-й корпус университета, административные здания по улице Л.Толстого. С грустью вспоминает Сергей Онисимович кинотеатр «Октябрь»: каким он стал в 90-е годы – обезлюдевший днем, сотрясающийся ночью от дискотечного грохота, снесенный без уведомления архитектора. Никак не может Сергей Левков примириться с тем, что в городе давно уже нет лепщиков, которые могут восстановить поломанные кронштейны и гирлянды на фасаде Дома Союзов...

Как-то он признался, что мечтал встретить XXI век, поразиться его величайшим свершениям, а увидел, что ничего хорошего он людям пока не принес... Но Сергей Онисимович не утратил вкуса к жизни. Еще совсем недавно его можно было увидеть за рулем старенькой «Волги», и сегодня он – деятельный садовод и увлеченный книгочей, уныние ему просто неведомо! Поразительно жизнелюбие нашего архитектора-патриарха! Он неравнодушен к меняющемуся облику Саранска, чуть ли не каждая новостройка привлекает его пристальное внимание. Он высказывает свое мнение, горячо спорит. Активная жизненная позиция, постоянная заинтересованность делами университета, нашего города и всей республики, неиссякаемая энергия Сергея Онисимовича вызывают всеобщее восхищение. Сегодня память возвращает его к юности, к довоенному Ленинграду и послевоенному Саранску. Вспомнить и рассказать есть о чем: пройден путь длиною во весь XX век.