Сергей Летуновский, Елена Ивлиева. Уловки в споре.

Уловки в споре

 

Многим из вас, конечно же, известно, что до начала своей работы в ФСБ ныне действующий Президент В.В.Путин был преподавателем логики в одном из вузов Санкт-Петербурга. Он часто говорил на своих лекциях: «Логика – это одна из самых важных наук, и ее изучение – задача любого уважающего себя человека».

Мы уверены, что многие из читателей были удивлены, прочитав эту информацию, некоторые даже усомнились в ее правдивости. И правильно сделали, потому что в ней нет и доли правды, это наш вымысел. А поверили вы сначала, потому что оказались жертвами одной из самых распространенных логических уловок под названием «Ложный стыд». Она заключается в использовании ложного довода, который аудитория может «проглотить» без особых возражений. Обращения, такие как: «Вам, конечно же, известно, что...», «Вы, конечно, читали о...» приводят оппонента в состояние ложного стыда, когда ему как бы стыдно признаться в незнании тех вещей, о которых идет речь, в результате слушатель соглашается даже с ложными доводами.

Вообще говоря, уловка – это прием, с помощью которого хотят облегчить спор для себя или затруднить его для оппонента. Все уловки делятся на три вида – это организационно-процедурные, психологические и логические.

Рассмотрим наиболее распространенные уловки организационно-процедурного плана. Эти уловки могут быть использованы лишь организатором переговорного процесса или дискуссии. Их применение приводит к срыву обсуждения.

Первая из этого вида уловок – «Накал атмосферы агрессорами спора». Уловка подразумевает поочередное предо-ставление слова агрессивно настроенным оппонентам, которые допускают взаимные оскорбления, пресекаемые лишь формально, для видимости. В результате атмосфера обсуждения накаляется до критической. Примером подобной уловки может служить диалог Жириновского и Немцова в ток-шоу Любимова «Один на один». Ведущий этой дискуссии целенаправленно «сталкивал» оппонентов, это привело к открыто выраженному конфликту. В памяти у многих знаменитый бросок Владимира Вольфовича стаканом в своего собеседника.

Следующая уловка называется «Выпускание пара на несущественных вопросах». Это такая модель, когда сначала сознательно очень долго обсуждают незначительные, второстепенные вопросы, в затем, когда многие устали от дискуссии, выносится на обсуждение главная проблема, и аудитория готова принять решение, выгодное председательству-ющему, практически без обсуждения, в силу усталости. Примером могут служить собрания акционерных обществ, где руководители часто прибегают к применению этой уловки.

Следующий вид уловок – психологические. Они являются, на наш взгляд, самыми интересными для изучения, потому что основаны на психологическом воздействии на собеседника с целью ввести его в состояние раздражения, сыграть на его чувствах самолюбия, стыда, использовать и другие проявления тончайших особенностей психики человека. Психологические уловки с точки зрения морали, нравственности недопустимы в споре, дискуссии, но на практике очень часто используются. Существует их около сорока видов. Рассмотрим наиболее распространенные.

Например, «Использование непонятных слов и терминов». Эта уловка может вызвать, с одной стороны, впечатление важности, значимости обсуждаемой проблемы, весомости приводимых доводов, высокого уровня профессионализма и компетентности. Но, с другой стороны, использование инициатором уловки непонятных слов, терминов может спровоцировать и противоположную реакцию – такую, как раздражение, отчужденность. Эта уловка, как правило, удается, когда аудитория опасается показать свою малую осведомленность по обсуждаемому вопросу. И поэтому слушатели стесняются переспросить непонятное или делают вид, что поняли, о чем речь.

Следующая уловка – это лесть и комплименты. Как известно, «доброе слово и кошке приятно», что же говорить о человеке! Лестные выражения или комплименты, используемые в речи, по силе своего воздействия на психику человека не уступают ни одной другой уловке. Это связано с тем, что, воздействуя на подсознание человека, они способны усладить слух оппонента и ослабить воздействие критики. К этой уловке очень часто прибегают, например, студенты, чувствуя приближение сессии. В этот период преподаватели слышат массу добрых слов в свой адрес, благодарность за хорошие лекции, сталкиваются с преувеличенно вежливыми приветствиями и т.д.

И наконец, перейдем к логическим уловкам. Данная группа построена на сознательных нарушениях законов и правил формальной логики или же, наоборот, на их умелом использовании.

Одна из основных уловок этой группы – неправомерные аналогии. Характерная особенность этой уловки состоит в том, чтобы использовать для доказательства аналогии, абсолютно несоразмерные с теми явлениями, которые рассматриваются. Примером может служить известный рассказ Плутарха: один римлянин, разводясь с женой, выслушивал порицания друзей, которые твердили ему: «Зачем ты разводишься?», «Разве она не хороша собой?», «Разве она не верна тебе, или она бесплодна?». Римлянин выставил вперед ногу, обутую в башмак, и спросил: «Разве он не хорош? Или он стоптан? Но кто из вас знает, где он жмет мне ногу!»

Тавтология также является одной из логических уловок. Ее сущность состоит в том, что создается видимость обоснования какой-либо мысли, хотя на самом деле этого нет. Так, иллюстрацией этому может служить эпизод из пьесы Мольера «Мнимый больной», когда врач дает такое определение свойствам опиума: «Опиум усыпляет, потому что он обладает усыпляющим действием. А усыпляющим действием он обладает, потому что он усыпляет».

К числу распространенных логических уловок относятся и софизмы. Софизмы – это заведомо ложные умозаключения. Примером может служить такой опыт. Человека подводят к другому, который накрыт покрывалом, и спрашивают: «Вы знаете его?», он отвечает: «Нет». «Здесь ваш отец», – говорят ему. И делают вывод: он не знает своего отца.

Мы надеемся, что сумели убедить вас в необходимости изучения уловок. Ведь только зная их, вы вступите в спор или дискуссию во всеоружии.