Геронда Григорий (Зумис)

Константин СМОРОДИН

 


Геронда* Григорий (Зумис)

 


Рассказывают: приехал как-то журналист в Дохиарский монастырь. Было условлено о его встрече и беседе с игуменом. Служба кончилась. Все разошлись кто куда по послушаниям, даже в архондарике (гостинице) почему-то не было никого. Один лишь невысокий старик-монах  в рабочей штопаной-перештопаной одежде посреди двора с метлой.

– Батюшка, мне бы игумена повидать, у меня встреча назначена... – обратился журналист к нему.

– Зачем вам сдался этот никчемный игумен? Толку-то от него, скажу вам, мало. Поищите кого-нибудь поумнее, что он вам хорошего скажет? К этому – не советую!..

Журналист растерялся: «Ну у них тут и нравы, что за отношение друг к другу? – думает. – Может, враг какой игумена попался?»

А старичок уже и отвернулся от него, метет себе двор, явно показывая, что разговор окончен.

Отошел журналист в сторонку. Через некоторое время идет другой монах. Журналист обращается к нему: где, дескать, геронду-настоятеля искать?

– Как где? – удивляется монах. – Да вот же он, с метлой, двор метет...

Что еще можно рассказать, кроме этой притчи, об архимандрите Григорие (Зумисе)? Если серьезно подойти к вопросу, большой очерк получится, а скорее, даже целая книга. Я же ставлю перед собой скромную задачу: не углубляясь в биографические подробности, сделать не литературный портрет, а этюд, набросок для памяти. И всё же, думаю, надо начать с того, что он – близкий родственник знаменитого афонского старца Иосифа Исихаста. История дает немало примеров, когда из одного рода почти одновременно происходит несколько выдающихся личностей. Хотя их род, казалось бы, самый скромный, трудовой, с одного из островов, где основные занятия – сельское хозяйство и рыбная ловля.

Вот внешние вехи духовного становления геронды Григория: с раннего детства он, росший на острове Парос, воспитывался под сенью известного во всей Греции монастыря Лонговарда, а духовным руководителем его был старец Филофей (Зервакос). По рекомендации старца он в 12 лет поступил в духовную школу и был перепоручен аввой Филофеем другому старцу – Амфилохию (Макрису). 1 января 1967 года молодой человек принял от старца Амфилохия постриг и подвизался под его руководством в скиту. В 1970 году старец преставился Богу, и Григорий с некоторыми другими монахами вынужден был уехать в монастырь в центральной части Греции. Затем еще один монастырь, в Эвритании... Это монастырь Прусской иконы Божией Матери. Вскоре его и нескольких братий пригласили на Афон в монастырь Дохиар.

На Афоне авва Григорий уже более 45 лет. Он почти сразу по приезду был выбран игуменом, и под его непосредственным руководством возродился насчитывающий тысячу лет, переживший расцвет, упадок и разорение греческий монастырь Дохиар, к тому моменту начавший разрушаться. В нем жило 5 или 6 одряхлевших от старости монахов. Того и гляди, остались бы одни стены. Сейчас в это трудно поверить. Сказочной красоты монастырь, похожий одновременно, как и многие здесь монастыри и скиты, на дворец и крепость.

В монастыре находится одна из главнейших святынь Афона, икона Божьей Матери «Скоропослушница». Эту икону нельзя никуда вывезти или перенести, потому что это не просто икона, это икона-фреска. Проявилась ее чудотворная сила совершенно неожиданно. В семнадцатом веке трапезной заведовал монах по имени Нил. Как раз рядом с трапезной, по правую сторону от входа, находится аналой Богоматери «Скоропослушница». Там еще темный коридор. Монах освещал дорогу себе лучиной и имел привычку прислонять лучину рядом с иконой. Лучина коптила икону. Однажды Нил услышал голос Богородицы: «Монах, доколе будешь чадить на меня?» Нил не стал обращать на это внимания, посчитав прелестью. Вскоре монах ослеп. Поняв в чем дело, он начал слезно просить «Скоропослушницу» простить его. Через некоторое время он вновь услышал голос Богородицы: «Монах, я вняла твоим молитвам, отныне ты прощен и будешь видеть. Объяви остальным, что Я – Матерь Бога Слова. И отныне пусть прибегают ко мне при любой нужде...» И начались чудеса. Скорая на помощь икона для тех, кому хочет помочь.

Вот подлинный рассказ геронды Григория о недавнем случае: «Одна девочка попала в аварию и получила серьезную травму головы. Хирург в Салониках, как только увидел, что затронут могз девочки, отказался делать операцию. Сказал, что она до утра не доживет. Что делать было отцу девочки, единственной дочери?! Он бросился на Афон... Приехал к нам и со слезами стал молиться перед чудотворным образом «Скоропослушницы». Вся братия прочувствовала его горе, и весь храм молился о девочке. Утром, когда хирург пришел посмотреть, умерла ли девочка, она встретила его сидя на кровати и улыбаясь.

Сколько чудес сейчас творит икона «Скоропослушница», трудно сосчитать. Одно время мы записывали все исцеления. Но это невозможно сделать. Поистине, Святая Гора Афон – это удел Матери Божией».

Геронда Григорий доброжелательно настроен к русским и к России, ценит русских подвижников, и потому в монастыре из 30 монахов 12 русские. Надо добавить, что большинство греков-монахов не очень-то любят выходцев из СССР, прибывающих на Афон. Они, хранители древних православных традиций и старчества, не могут не замечать проявлений ментальной заразы язычества в наших соотечественниках после 70 лет атеистического плена. Но и Западный христианский мир, к коему относят себя греки, под давлением глобализации сдает свои позиции. В Греции уже далеко не все знают, что существует Афон. Понятно, что в нынешней ситуации надо не предъявлять старые счеты и не подозревать друг друга, а объединять усилия.

Геронда Григорий любит животных, и, в отличие от других монастырей на Афоне, где зверушек можно увидеть только на хозяйственном подворье, здесь по территории монастыря свободно бродят несколько собак и минимум дюжина котов. Когда-то собрал игумен братию и спросил: «Хотите жить с мышами и змеями или пусть наши кельи провоняют котами?» Все животные исключительно мужского пола. Среди собак выделяется черная поджарая дворняга с седой мордой по имени «Арон». Это любимец игумена. Во время службы в храме пес обычно лежит недалеко от входа и, когда выходит геронда, всем своим существом выражает радость. При этом ведет себя достаточно прилично, как подобает монастырской собаке – почти не лает и не прыгает. Коты живут в основном за воротами монастыря и на зов игумена, который приносит им угощение, шустро сбегаются со всех сторон.

Геронда Григорий не просто возглавляет службу в храме, несмотря на свои годы, он всё еще задает тон в хоре, и его старческий, но сильный голос гармонично звучит среди красивых, слаженных голосов клироса. От церковной службы здесь всегда остается чувство праздника. Не могу не отметить красоты богослужения на греческом языке. Сердце трепещет во время песнопений так же, как в Сретенском или Троице-Сергиевском монастырях, с их знаменитыми хорами, хотя хор в Дохиаре куда скромнее.

Геронда Григорий строг и доброжелателен одновременно. При общении с ним нет внутреннего напряжения, но есть невольное почтение, потому что ты чувствуешь, что перед тобой человек иного внутреннего устроения.

Когда я впервые брал у него благословение, как здесь принято, во дворике, после трапезы, он, внимательно посмотрев на меня, сразу сказал, что лежало у меня на сердце. При благословении достаточно ощутимо хлопнул меня по лбу, после чего в голове прояснилось и появилась легкость. В таком благодатном месте в душе еще прибавилось благодати.

Знакомый монах, после того, как я ему поведал о том, как геронда сразу «прочитал» меня, на мой вопрос-утверждение: «не прозорлив ли он?», ответил:

– Такое случается. И когда обращаются к геронде по поводу прозорливости, он обычно улыбается в бороду и говорит: «Да нет у меня никакой прозорливости, у меня просто большой жизненный опыт».

А еще, как оказалось, по молитвам геронды Григория рождаются дети. Неплодные женщины ему пишут письма, мужья приезжают и просят его молитв, а он обращается к «Скоропослушнице». И дети рождаются. Если рождается мальчик, то многие счастливые родители в честь геронды называют его Григорием. Когда такая весть доходит до геронды, он просит в столярной мастерской сделать детский стульчик и отправляет его в подарок. Штук 40 стульчиков отправилось в разные концы Греции и не только Греции.

Довольно часто при беседе с паломниками геронда спрашивает:

– Детей имеешь?

– Имею, – обычно отвечает паломник.

– Сколько?

– Одну девочку.

– Быстро сделай мальчика и назови его Григорием. Дети – как цветы. Вся радость в детях. Если будет столько детей, сколько сейчас, то скоро вымрем. Одни мусульмане останутся. Говоришь, трудно живется? Да нет, живем хорошо, просто развратились чересчур хорошей жизнью...

Действительно, все мы жалуемся на жизнь. Нормальным людям в наше время на самом деле трудновато живется. Соблазнов много. Да еще здоровье часто подводит. А ведь и геронда Григорий с 14 лет страдает тяжелой формой сахарного диабета. Чуть что, может впасть в кому. Во время службы за ним присматривает монах-врач. Но при этом он остается веселым, жизнерадостным, доброжелательным, трудоспособным, готовым прийти на помощь. Нелегко нести сразу два креста – болезни и игуменства. Может быть, поэтому и такие богатые духовные дары.

Несколько раз отвозили геронду в больницу в тяжелом состоянии. Совсем недавно прощались с ним навсегда, кое-кто уже и молился за упокой, но он возвратился и поведал о том, как явилась ему Богоматерь и сказала: «Ты здесь еще нужен».

 

* * *

Теперь несколько слов о книге архимандрита Григория (Зумиса), главы-рассказы из которой мы хотим Вам, уважаемый читатель, представить в нескольких номерах журнала. Книга вышла в этом году на русском языке в Киеве тиражом 200 экземпляров. Значительная часть тиража оказалась на Афоне, так что книга практически недоступна широкому читателю. Книга рассказывает о тех людях, православных подвижниках в церкви и в миру, с которыми был знаком и лично встречался геронда Григорий. Своеобразный современный патерик. Как я уже писал выше, геронда произвел на меня впечатление человека несколько другой природы, другого устроения. Я отнес такое впечатление к тому, что он подлинный монах, ближе к Богу, и определяющим в этом мне первоначально показалась его монашеская принадлежность. Так вот, судя по его книге, не от среды, местопребывания, положения, профессии, даже служения зависит внутренняя сущность человека. Кто ты – сапожник, рыбак, монах, врач – не имеет значения, определяющим является твое личное приближение к Богу, твое личное богопознание. И таких людей, судя по книге геронды Григория, в современной Греции всё еще много, по крайней мере, так было совсем недавно. Просто их надо видеть. Он нам об этом свидетельствует.


* Геронда (от греческого «геронд» – старец) – буквально «старче», на Афоне уважительное обращение к духовному наставнику.