Сергей Гапонов
ПОКА МОРЯ ОБЛИЗЫВАЮТ СУШУ
Пока моря облизывают сушу,
пока мерцают всполохи костров,
поэзия должна корябать душу
и прижигать каленым словом кровь.
Пока судьба в судьбу играет с нами,
пока по нам пространство не скорбит,
поэзия должна стоять, как знамя,
среди беды, печалей и обид.
И в судный день, когда закат сочится,
предвосхищая ледяную мглу,
поэзия должна лететь, как птица,
стремящаяся к вечному теплу...
ДОРОГА НАВЕРХ
Тонет радио в приступе кашля и в шуме помех.
На вопрос о здоровье ответ позитивный: «Не очень...»
Вечер вдовьей вуалью упал на дорогу наверх.
На глаза ее выбоин и на морщины обочин.
Здесь уже не проехать, ничтожен дорожный просвет.
И придется шагать по останкам прерывистых линий.
Верстовые столбы-соглядатаи смотрят вослед.
Это годы и дни, по колено увязшие в глине.
Там, внизу, где дорога легка и ровна, как стекло,
остаются мои города и чужие посёлки.
Но кривиться не стоит: мне, в общем, с дорогой везло.
Я с дороги наверх никогда не съезжал на просёлки.
Будет ночь коротка. И молиться об этом – не грех.
Ибо нет – в этом весь парадокс – ни греха и ни Бога.
Только – путь по дороге, всё время ведущей наверх,
где главнее биения сердца – биение слога.
СТРАННАЯ ЖЕНЩИНА
Как много было обещано.
Но обещающий врёт.
И только странная женщина
мне умереть не даёт.
А как прекрасно всё вышло бы!
Я мог бы, выпустив пар,
лежать под спелыми вишнями
и пить вишнёвый нектар.
Ходить по белому облаку
босым – в чем мать родила.
И соответственно облику
творить благие дела.
То пропуск к Господу выбросить,
то в ноги чёрту упасть,
то у прохожего выспросить,
почём на родине власть.
То с барабанами строиться
в каре, как прочая тля.
Святая русская троица:
топор, наган да петля.
И сердце мечется бешено.
И вьётся в воздухе плеть.
И только странная женщина
мне не даёт умереть.
Как много было обещано.
Но обещающий врёт.
И только странная женщина
мне умереть не даёт.
Как много было намешано
в стакане бед и удач.
Но только странная женщина –
мой эскулап и палач.
БЕЗ НАЗВАНИЯ
Город трепещет от гула трамвайных контральто.
Дым над отечеством немцев прозрачен и едок.
Мёртвые ёлки, прикрывшие серость асфальта,
всё ещё тянутся в прошлое пальцами веток.
Новый накинув на плечи январь непогожий,
порванный старый – старьёвщику старому сдали.
Я не отсюда, не этих проспектов прохожий.
Хоть и хожу, не жалея ни ног, ни сандалий.
Хоть и дышу, не жалея ни лёгких, ни сердца,
я не отсюда, не этого воздуха птица.
Быть бы теплу по весне, но теплом не согреться.
Пить бы надежду, как воду, но ей не напиться...
МАНДАРИНЫ
Женщина, укутанная в горе,
в шарфике из боли и беды,
шла по рынку, и людское море
билось о торговые ряды.
Разве знает море, что в больнице
к тёмным окнам раковых палат
детские растерянные лица
приникают много дней подряд?
Женщине всего-то нужно было
мандаринов солнечных кило,
чтобы сердце мальчика не ныло,
чтобы стало девочке светло.
Детские растерянные лица...
Говорят, есть Бог, но это ложь...
Молодой южанин, гость столицы,
женщину спросил: «Кому берёшь?»
И в пакет накладывая эти
шарики абхазского тепла,
продавец в ответ услышал: «Детям,
чтобы вместе сели у стола...»
«Сколько ж у тебя детей, родная?» –
парень поднял тёмные глаза.
И сказала женщина: «Одна я.
Умер сын двенадцать лет назад...»
Снег летел. Декабрь был настоящий,
как бывали раньше декабри.
Поднял продавец тяжёлый ящик:
«Знаешь, мама, деньги убери!»
Так они и шли вдвоём к больнице,
чтобы в нас, в умерших, жизнь текла:
женщина и южный гость столицы
с ящиком абхазского тепла...
СОЛНЕЧНЫЙ КЛОУН
В кепочке клетчатой солнечный клоун
солнцем в авоське на трон коронован.
Каждое утро вставало геройски
в клетчатой кепочке солнце в авоське!
Даже когда над полями гремело,
солнце в авоське светило и грело.
Даже когда промокали надежды,
солнце в авоське сушило одежды.
В сущности, жизнь – это тоже арена
грустного цирка, от тлена до тлена.
Бог не целует, но был поцелован
Господом в кепочку солнечный клоун...
Написано в день смерти Олега Попова
3 ноября 2016 г.