"Спасибо тебе за память..." Б.С.Урицкая и пути мордовской музыки

Альбина Макарова

 

Люди, годы, жизнь...

И.  Э р е н б у р г

 

Года три назад я стала просматривать и приводить в порядок свой архив. Систематизируя большой, накопившийся за многие годы материал, решила выделить в особую группу обширную эпистолярию. Со страниц адресованных мне многочисленных писем и открыток вставала сама жизнь: люди, с которыми я была лично знакома, дружна, обретали плоть, становились живыми.

В 2007 году я опубликовала в своей книге «Страницы разных лет» большую часть писем ко мне А.А.Иконникова – известного российского ученого-музыканта, автора первой и единственной монографии о выдающемся русском композиторе с мировым именем Н.Я.Мясковском. В комментариях, сопровождающих письма, привлечен большой фактологический материал, связанный с яркими страницами и знаменательными событиями в культурной жизни Мордовии, выдающимися деятелями музыкального искусства республики.

Сегодня мой рассказ – о Б.С.Урицкой, моем педагоге в годы учебы в Саранском музыкальномБ.С.Урицкая, Саранск, 1953г. училище имени Л.П.Кирюкова, переписка с которой, общение продолжались вплоть до ее кончины.

В одном из писем она как-то написала мне: «Пиши мне, не забывай. Хотя и ты забудешь меня в свое время. Такова жизнь». К счастью, она оказалась не права. С годами анализируя и оценивая события прошлых лет, я всё чаще вспоминаю ее – человека доброго сердца, высокой культуры, большого музыканта – представителя старшего поколения отечественных музыковедов, волевого человека с нелегкой жизненной судьбой.

Берта Соломоновна Урицкая... Я всегда буду благодарна ей за то, что в жизни занимаюсь любимым делом, за интересные беседы о музыке, за теплые строки ее писем, вселяющих бодрость и уверенность. Именно она разглядела во мне теоретика, настаивая в свое время на продолжении музыкального образования в этом направлении. «Спасибо тебе, голубчик, за память... времени мало, а желание всегда есть поговорить с тобой, потому пиши чаще, а я буду отвечать»; «Будь здорова, энергична, работай много и успешно... Может быть, ты когда-нибудь приедешь в Ленинград, я буду рада быть твоим гидом».

Первая встреча с Б.Урицкой прошла для меня почти незаметной. Это была весна 1951 года – я тогда заканчивала детскую музыкальную школу №1 по классу фортепиано. На предэкзаменационном прослушивании в составе комиссии из преподавателей музыкального училища, оказывается, была и Берта Соломоновна. Я это поняла через несколько лет, когда стала студенткой Саранского музыкального училища. При первой же нашей встрече в стенах училища я сразу узнала ее. Да, это была та самая женщина с темными вьющимися волосами, приветливой улыбкой, некогда уверенно вошедшая в класс ДМШ №1 и, окинув нас – ожидавших строгих гостей из музыкального училища – пристальным взглядом, свободно, по-домашнему усевшаяся на стул.

В училище я поступила в конце октября 1954 года, оставив филологический факультет Мордовского педагогического института (ныне МГУ имени Н.П.Огарева), ибо очень скоро поняла, что выбор профессии сделан неверно. Перейти в училище, не теряя год, мне помог Л.П.Кирюков, композитор – один из основоположников мордовской профессиональной музыки, работавший в ту пору в училище и пользовавшийся большим уважением и авторитетом. Единственно, о чем я сожалею до сих пор – это не прослушанный в полном объеме курс лекций по античной литературе М.М.Бахтина, одного из крупнейших литературоведов XX века. Несколько лекций, услышанных мною за два месяца пребывания в институте, оставили неизгладимое впечатление на всю жизнь. Он читал лекции без конспекта, цитировал наизусть большие отрывки из произведений античной литературы – тексты из гомеровских поэм – «Илиады» и «Одиссеи». Много позже мне стали известны подлинные масштабы этой личности.

Провинциальный в те далекие годы Саранск «приютил» двух ярких интеллигентов, представителей отечественной культуры, бывших политзаключенных М.М.Бахтина и Б.С.Урицкую, вынужденно приехавших в Мордовию из-за ограничения выбора местожительства. Отбыв десятилетний срок в Темлаге (так в середине прошлого века назывался мордовский Дубравлаг), Берта Соломоновна осенью 1947 года приехала в Саранск и начала работать в музыкальном училище. Из-за отсутствия квартиры ее первоначально разместили в одном из учебных классов. По воспоминаниям E.М.Елизарова, преподавателя Саранского музыкального училища, в ту пору студента I курса оркестрового отделения, он проходил у Б.Урицкой предметы теоретического цикла: «Она обычно свободно иллюстрировала на фортепиано всё, о чем говорила. Весной 1948 года принимала экзамен по теории музыки вместе с Л.П.Кирюковым».

Из различного рода справочников и личной карточки Берты Соломоновны, любезно предоставленной мне архивным отделом Санкт-Петербургской консерватории, узнаем, что Урицкая родом из Одессы (родилась 25 сентября 1907 года). Окончила единую трудовую школу II ступени. В 1925 году поступила в Ленинградскую государственную консерваторию на фортепианное отделение в класс И.С.Миклашевской. В марте 1930 года перевелась на инструкторское отделение педагогического факультета, «с обязательством окончить таковое к концу 1930 – 1931 года». Переход на другой факультет был, очевидно, связан с начавшейся в середине 20-х годов реорганизацией музыкального образования во всех его звеньях. В частности, согласно «Положению о Ленинградской и Московской консерваториях» на них возлагалась «подготовка научно-музыкальных деятелей и педагогов-исполнителей по всем художественно-музыкальным предметам консерватории».

В 1931 году Б.Урицкая поступила в аспирантуру Ленинградской консерватории, затем перевелась и окончила аспирантуру Ленинградской академии искусствознания (1935 год). Руководителем ее диссертации «Ромен Ролан – музыкант» был выдающийся музыкальный ученый академик Б.В.Асафьев. Примерно за месяц до защиты диссертации Б.Урицкая была репрессирована. Берта Соломоновна не любила вспоминать о годах, проведенных в заключении. Эта тема никогда не была предметом наших разговоров, но однажды она сказала мне: «Только ночью, укрывшись с головой одеялом, не видя и не слыша никого, я пыталась почувствовать себя не лагерным узником, а свободным человеком». Б.Урицкая проживала в Саранске с 1947 по 1960 гг. вплоть до своей реабилитации и возвращения в Ленинград. В середине 50-х годов в Саранске она получила квартиру в доме №5 по улице Васенко, где незадолго до этого поселился Л.П.Кирюков.

Б.Урицкая преподавала не только музыкально-теоретические дисциплины, но также специальное фортепиано, камерный ансамбль, концертмейстерский класс. Любимым ее предметом теоретического цикла был анализ музыкальных произведений. Мы общались с Бертой Соломоновной на протяжении всех четырех лет моего обучения в училище. У нее я проходила камерный ансамбль, концертмейстерский класс, русскую, советскую музыкальную литературу и анализ музыкальных произведений. Помню, как долго и скрупулезно работали над Первой кларнетной сонатой И.Брамса (соч. 120 f-moll). Б.Урицкая показывала отдельные пианистические приемы, а обращая внимание на музыкально-выразительные средства произведения, подчеркивала, что все они служат одной цели – раскрытию замысла произведения, его художественных образов. Вместе с П.М.Шитовым – преподавателем по кларнету – мы играли эту сонату на государственном экзамене. Помнится, во время исполнения I части случился маленький казус. Перед экзаменом, убеждая меня сильно не волноваться, Петр Михайлович сам разволновался так, что в одном месте перескочил на два такта вперед. К счастью, я его вовремя «поймала», и, кажется, внешне это было не очень заметно. Возможно, успокаивая меня, он также успокаивал и себя, ибо возраст его был уже солидный.

Вспоминается, как однажды Берта Соломоновна с гордостью принесла на урок по советской музыкальной литературе только что приобретенный и пополнивший весьма скромный список фонотеки училища комплект из четырех виниловых пластинок оперы Ю.А.Шапорина «Декабристы». Это вызвало у нас всеобщее удивление: «Как?! Вся опера на четырех пластинках?» До сих пор я абсолютно точно слышу, с какой интонацией и сколь многозначительно, рассказывая об опере М.Мусоргского «Борис Годунов», она произносила известные слова А.С.Пушкина: «Никак не мог упрятать всех моих ушей под колпак Юродивого. Торчат!»

Помимо педагогической, Б.Урицкая активно занималась просветительской и научной деятельностью, выступала в республиканской и центральной прессе, была членом композиторской организации. Объединение композиторов Мордовии было создано при республиканском Доме народного творчества в 1955 году и состояло в основном из самодеятельных композиторов. Возглавил его сначала Л.П.Кирюков, затем Г.И.Сураев-Королев. Позже композиторы и музыковеды Мордовии вошли в состав Верхне-Волжской композиторской организации. Но на повестке дня по-прежнему оставался главный вопрос: создание профессиональной творческой организации республики – Союза композиторов Мордовии. Он был создан в феврале 1982 года.

Весьма плодотворным, хотя и недолгим было сотрудничество Б.Урицкой с Народным университетом культуры. Он был учрежден 22 ноября 1958 года и работал на общественных началах на базе Мордовского государственного университета. С просветительской целью народные университеты возникли еще в XIX веке. Со временем они расширяли свои функции и в середине 50-х годов ХХ века стали не только центрами «информации и пропаганды, но и важной формой самообразования, способствующей приобретению системы различных знаний». Лекции читали преподаватели университета, музыкального училища, искусствоведы, художники, писатели. Среди них: М.М.Бахтин, Б.С.Урицкая, З.Г.Мизерская, Ф.А.Шкермонтова, К.М.Крицкий, А.В.Мамонтова, С.Г.Баргина. Принимали также активное участие в деятельности университета культуры артисты театра и филармонии, студенты и преподаватели училища. Как правило, в дни его работы Большой зал Дома Союзов был переполнен. Многочисленная аудитория была самая разнообразная по своим социальным характеристикам. В 1964–1965 гг. университет культуры принимал участие во всесоюзном смотре университетов и был награжден дипломом 1 степени за лучшую организацию работы. Бывший директор Саранского музыкального училища Л.П.Юшкова, руководившая музыкальным факультетом университета культуры, вспоминает: «Лекции Берты Соломоновны всегда были интересны и содержательны, отличались продуманностью, четкой логической выстроенностью и простотой изложения. – О чем ты говоришь? Я иду и читаю – просто отвечала она на мою просьбу выступить с очередной лекцией».

Позднее, уже будучи в Ленинграде, Берта Соломоновна продолжала следить за музыкальной жизнью Саранска, в частности, интересовалась работой Народного университета культуры. В одном из писем она спрашивала: «А университет культуры существует еще? Ты лекции публичные читаешь?» Да, в университете культуры я тоже прочитала около десяти лекций. Просуществовав более двух десятилетий, университет культуры, бесспорно, оказал большое влияние на духовную культуру города, формирование художественного вкуса слушателей.

Б.С.Урицкая была хорошо знакома с М.М.Бахтиным и его супругой Еленой Александровной. В начале 50-х годов она организовала для Михаила Михайловича концерт пианистки М.В.Юдиной. М.Бахтин и М.Юдина были друзьями еще с юности, когда впервые встретились в городе Невеле (Витебской губернии) во время посещения молодежного кружка «Кантовский семинар». Среди входившей в кружок талантливой молодежи, объединенной общими творческими интересами, также были: В.Н.Волошинов, Л.В.Пумпянский, М.И.Коган – впоследствии видные деятели отечественной науки и культуры. Дружбу и стремление к духовному общению М.Бахтин и М.Юдина сохранили на всю жизнь. В 50-е годы М.Юдина приезжала в Саранск, чтобы навестить тяжело больного М.Бахтина и поиграть для него. Музыкальным салоном для закрытого концерта стало помещение студии звукозаписи Мордовского радиокомитета. О своем впечатлении от исполнения М.В.Юдиной вспоминает В.М.Спиридонова, профессор Казанской государственной консерватории (академии) имени Н.Г.Жиганова – в то время студентка 1 курса Саранского музыкального училища, приглашенная на этот Klavir-abend своим педагогом Б.С.Урицкой. «...Ее исполнение было трудно назвать игрой на рояле. Это было какое-то священнодействие, увлекающее и гипнотизирующее фанатической убежденностью в том, что она «произносила» на рояле. Это была страстная проповедь, проникающая в самые глубины души».

За годы пребывания в Мордовии научные интересы Б.Урицкой были ориентированы на изучение традиционного и профессионального музыкального искусства данной республики. Ей принадлежат одни из первых отечественных аналитических статей по мордовской музыкальной фольклористике, о профессиональном композиторском творчестве, музыкальные радиоочерки о Л.П.Кирюкове и Л.И.Воинове.

В 1950 году журнал «Советская музыка» публикует статью Б.Урицкой «Мордовская народная песня»1, предваряя ее словами: «...мы еще не имеем обстоятельных исследований мордовской народной музыки, заняться изучением которой должны наши фольклористы и музыковеды». На основе имеющихся и доступных для исследования записей мордовского музыкального фольклора Урицкая обращается к изучению жанровых разновидностей и ладовых особенностей мордовской народной песни, сообщает сведения об отдельных из них, об их творцах и исполнителях – Е.Родькиной и Г.Лапине. Написанная в следующем году (1951) и опубликованная в том же журнале, статья Б.Урицкой «О национальной системе интонирования»2 посвящена неповторимым национальным особенностям музыкального языка. Автор статьи останавливает внимание читателя на двух моментах: интонация как органическое свойство человеческой речи, т.е. как неотъемлемая часть национального языка, и национальный интонационный словарь или система интонирования.

В Ленинграде Б.Урицкая не исключала мордовскую тему из своей творческой жизни. В ЦГА РМ3 хранится письмо А.Ф.Кирюковой – жены композитора. Оно было написано Б.С.Урицкой и уточняло отдельные факты биографии и творчества Л.П.Кирюкова: Берта Соломоновна решила сделать новую редакцию музыкального очерка о Л.П.Кирюкове. В 1973 году в сборнике «Проблемы музыкального фольклора народов СССР»1 выходит статья Б.Урицкой «О некоторых чертах мордовской многоголосной песни», написанная на основе доклада, прочитанного на теоретиче-
ской конференции по народной музыке (Москва, 1960). В ней она обращается к одному из интереснейших и важных моментов традиционных песен мордвы – многоголосию, его аккордовому складу, особенностям подголосочной полифонии, роли и значению в мордовской песне запевов – коротких и длинных.

Б.Урицкая любила вспоминать своих педагогов – Р.И.Грубера, всегда входившего в аудиторию с двумя тяжелыми портфелями, набитыми нотами и книгами; Х.С.Кушнарева – преподавателя полифонии и анализа музыкальных форм, с которым она поддерживала отношения и после ссылки, и, конечно же, Б.В.Асафьева – человека энциклопедических знаний, универсального по широте охвата профессиональных интересов, феноменальной работоспособности, руководителя ее диссертации. В 1984 году на одном из собраний Ленинградской организации Союза композиторов СССР, посвященном 100-летию со дня рождения гения теоретической мысли Б.В.Асафьева, Б.С.Урицкая выступала с интересными воспоминаниями о нем.

В начале 30-х годов в бывшем Советском Союзе началось изучение работ выдающегося французского писателя Ромена Роллана о музыке. В печати появились посвященные этой теме статьи Е.Браудо, Д.Гачева, И.Соллертинского, М.Пекелиса и других. Существенным стимулом возросшего интереса и роста общественного внимания к творчеству писателя явилась его поездка в Москву (1935). Тогда же состоялась первая встреча советских композиторов с Роменом Ролланом. Б.Асафьев настойчиво рекомендовал своим аспирантам обратиться к изучению большого «музыкального наследия» Роллана, исследовать огромную роль музыки в формировании художественного облика писателя и становлении его творческого метода.

Вернувшись в Ленинград, Б.Урицкая вновь обращается к своей некогда диссертационной теме «Ромен Роллан – музыкант». Вскоре написана книга, которая вышла в издательстве «Советский композитор»2. «Уверена, что Роллан доставит тебе много хороших минут», – писала мне Берта Соломоновна. Важно, что в анализе творчества писателя-музыканта Урицкая применила исследовательский метод своего учителя Б.Асафьева, главной особенностью которого, как он считал, является «вчувствование» в психологию избранного музыканта.

В период работы над «Ролланом» Б.Урицкая побывала во Франции, где встречалась и беседовала с женой и секретарем писателя М.П.Кудашевой-Роллан.

Берта Соломоновна очень сожалела о пропавших во время блокады Ленинграда двух письмах Роллана, адресованных ей - в период работы над диссертацией. В одном из них он писал: «...мне было очень приятно получить Ваше письмо. Я очень рад, что Вы мне посвящаете музыковедческую диссертацию... Вот уже несколько месяцев, как я вновь приступил к моей работе над Бетховеном; надеюсь напечатать в будущем году новый том из серии: «Бетховен. Великие творческие эпохи»... Я надеюсь, что в Вашем распоряжении имеются мои основные музыковедческие труды... Примите уверения в моей сердечной симпатии».

«Последние квартеты Бетховена»2 – последняя в жизни писателя книга о музыке, вышедшая в 1976 году. Перевод с французского этой книги и большая вступительная статья к ней Б.Урицкой также стали последней работой Берты Соломоновны над роллановской темой.

Творческая работа переводчика всё больше увлекает Урицкую. В 1986 году широкому кругу российских читателей становится доступной книга замечательного французского дирижера Эрнеста Ансерме «Статьи о музыке и воспоминания»3.

Многие страницы книг, статей и переводов Б.Урицкой были написаны в «Репино» – Доме творчества композиторов под Ленинградом, где она, будучи членом Ленинградской организации Союза композиторов РСФСР, часто бывала. «Здесь я хорошо отдыхаю, набираюсь сил и, конечно, работаю. Я очень люблю «Репино» и всегда как-то успокаиваюсь здесь», – написала она мне в письме от 17 ноября 1987 года.

Б.Урицкая поддерживала постоянную связь с Мордовией. Каждую зиму она приезжала в Саранск обычно на месяц, останавливалась либо у родственников, либо, в последние годы, у своих давних друзей Пясецких, с детьми которых она когда-то занималась по фортепиано.

В феврале 1982 года во время пребывания в Саранске Берта Соломоновна присутствовала в зале заседаний Верховного Совета Мордовской АССР на выездном секретариате Союза композиторов РСФСР. Это были «Дни музыки композиторов России, посвященные 60-летию образования СССР». Одним из вопросов в работе секретариата было открытие I Учредительного съезда Союза композиторов Мордовии. Заветная цель, к которой шли музыканты Мордовии несколько десятилетий, была наконец достигнута. Первым председателем правления Союза композиторов Мордовии был избран Г.Г.Вдовин, возглавлявший в дальнейшем эту организацию 15 лет. Из произведений молодых композиторов Мордовии, прозвучавших в концертах пленума, Б.Урицкая обратила внимание и отметила положительно сочинения Н.В.Кошелевой, только что окончившей Казанскую государственную консерваторию.

Приезд в Саранск зимой 1990 года для Б.Урицкой оказался последним. Она ушла из жизни 18 декабря того же года и обрела покой на мордовской земле.