Диана Чурсина
Вернувшись из недавнего путешествия в любимый Зеленоградск, переполненная приятными воспоминаниями о прогулках по его уютным улочкам, шуму морских волн, накатывающих на набережную, посещению местных музеев и выпитой в одном из чудесных кафе вкуснейшей чашечки кофе... вдруг вспомнила, что до этого в моих планах было обновление телефона. Сейчас покупку придется отложить, ведь все деньги потрачены на поездку.
Когда передо мной встают подобные выборы, я зачастую останавливаюсь на впечатлениях. Но насколько такие решения являются практичными и разумными? Попробуем разобраться, в пользу чего важнее делать выбор – вещей или впечатлений, и можно ли, в целом, однозначно ответить на этот вопрос.
Потребительство глубоко проникло в сознание современного человека, и материальные ценности для него – одни из важнейших. Большинство людей считают, что именно деньги делают их счастливыми, поэтому накопление и покупка хороших вещей для них – в приоритете. Если перед человеком будет стоять выбор между покупкой новой и важной для него материальной вещи (украшение, гаджет и т. п.) или поездкой в увлекательное путешествие, то большинство, следуя вполне рациональным соображениям, выберут первое. И такой выбор вполне объясним: материальную вещь можно осязать, она останется с нами на продолжительное время. А путешествие? Это нечто кратковременное, неосязаемое, а зачастую и непредсказуемое. С экономической и логической точки зрения разумнее сделать выбор в пользу первого варианта. Но все ли так однозначно?
Если говорить о том, что способно принести больше счастья в долгосрочной перспективе, то здесь наука идет против логики.
Профессор психологии из Корнеллского университета Томас Гилович, изучающий вопрос денег и счастья уже более двух десятилетий назад, пришёл к заключению, что опыт и впечатления дарят людям больше радости, нежели материальные вещи:
«Одним из врагов счастья является привыкание. Мы покупаем вещи, чтобы почувствовать себя счастливыми, и некоторое время мы испытываем это чувство. Но недолго. Новые вещи захватывают нас на короткий период, а затем мы приспосабливаемся к ним».
Оказывается, что кратковременность впечатлений – это не недостаток, а, напротив, одно из их преимуществ над материальными предметами. Материальные ценности присутствуют в нашей жизни достаточно долго, они вызывают первоначальную радость, но со временем теряют свою привлекательность для нас. Несмотря на то, что материальные ценности находятся в пользовании продолжительное время, дольше в памяти человека остаются впечатления.
Впечатления лежат за пределами нашей повседневной жизни.
Доктор Гилович* поясняет, что наша личность по большей части формируется из полученного опыта, а не определяется предметами из нашей жизни. Поэтому без разницы, как сильно человек привязан к своей, скажем, новой машине, она остается за пределами его существа. Если же мы тратим деньги на впечатления (выставка, поездка, мероприятие и др.), то наши переживания, связанные с этим опытом, интегрируются в нас, остаются с нами на долгое время и становятся неотъемлемой частью нашего «я».
Когда люди говорят о важных моментах в своей жизни, то они, как правило, упоминают именно свой опыт и впечатления. По своей сути жизнь состоит из событий, и какое-то необычное событие из нашей жизни способно заставить нас немного поменяться или развить несвойственную нам до этого точку зрения.
Более того, профессор утверждает, что даже негативные переживания прошлого со временем трансформируются в достаточно положительные воспоминания, которые переосмысливаются и становятся бесценным опытом человека. Гилович выяснил, что люди гораздо более склонны жалеть о неполученном опыте, нежели о неприобретённых вещах. Опыт, который человек не получил, очень трудно воспроизвести в будущем, в то время как предметы могут быть приобретены и позднее.
Таким образом, новые впечатления оказывают гораздо большее влияние на нашу жизнь, чем вещественные предметы.
Подведем итоги, почему же неочевидный выбор в пользу нематериальных ценностей в долгосрочной перспективе оказывается более важным:
1. Привыкание. Человеку свойственно привыкать к вещам, поэтому мы часто делаем перестановку мебели, покупаем новую машину, технику и т. п. Со временем покупки перестают приносить удовольствие и становятся обыденностью.
2. Вещи и материальные ценности – предмет сравнения с другими. Мы склонны сравнивать себя с другими в аспекте владения теми или иными материальными предметами, и далеко не всегда такое сравнение – в нашу пользу. Рассказы о полученных впечатлениях, напротив, вызывают интерес, радость и желание испытать аналогичные ощущения.
3. Впечатления – это не только эмоции, но и новый опыт, который развивает личность, и ресурс, расширяющий границы мышления и дарящий чувство удовлетворённости жизнью.
4. Обмен опытом сближает сильнее, чем обмен материальными ценностями. Отношения продавца и покупателя зачастую остаются в рамках делового общения, а обмен впечатлениями способен подарить новых единомышленников и друзей.
5. Впечатления – это долгосрочное вложение. Любая материальная вещь может сломаться, потеряться, надоесть, а деньги могут обесцениться в результате инфляции. Впечатления и воспоминания навсегда останутся с вами и будут дарить положительные эмоции ещё долгое время.
«В отличие от материальных благ наш опыт и наши впечатления являются частью нас самих. Вам могут очень сильно нравиться ваши вещи, вы даже можете думать, что часть вашей личности как-то связана с теми или иными вещами, но, тем не менее, они отделены от вас. В отличие от этого ваши переживания на самом деле являются частью вас. Мы – сумма нашего опыта».
Получается, что я выбрала путешествие в любимый город и... не прогадала. Эта поездка подарила мне столь важные эмоции радости и восторга, вдохновение. А в долгосрочной перспективе это будет отличным топливом для скорейшего заработка и на новый телефон.