"Алло, бабушка, мне срочно нужны деньги!"

Екатерина БЕЛОГЛАЗОВА

 

 

Представьте ситуацию: у вас звонит мобильный телефон, высвечивается незнакомый номер, человек представляется работником банка и предупреждает, что на ваше имя оформили кредит. Чтобы вам не пришлось его выплачивать, нужно якобы четко следовать инструкциям говорящего: назвать ПИН-код вашей карты. Конечно, это мошенническая схема, которая нацелена обманным путем выманить средства у жертвы. Настоящий сотрудник банка никогда не спросит секретные реквизиты банковской карты.

В последнее время участились случаи мошенничества, и на уловки злоумышленников попадаются не только доверчивые и пожилые люди, как принято считать. Заведены десятки уголовных дел о липовых сотрудниках служб безопасности банков и полиции, которые звонят гражданам, врут, что их личные счета в опасности. Но самих аферистов задержать очень сложно. В 2021 году в Санкт-Петербурге впервые пойманы телефонные мошенники (об этом происшествии рассказал Иван Петров в «Российской газете»).

Схема обмана была абсолютно идентичной. Звонили клиентам разных банков по заранее похищенным персональным данным граждан. Представлялись либо сотрудниками службы безопасности банка, либо следователями. Людям врали, что их деньги в банке под угрозой, якобы мошенники пытаются их украсть, поэтому сбережения нужно срочно перевести на «безопасный» счет, который им сейчас вышлют.

Понятно, что присланный счет принадлежал жуликам. Чтобы спрятать следы преступления, деньги еще несколько раз переводились на другие счета, и делалось это очень быстро. Затем их быстро обналичивали в терминалах разных банков.

Как ни скрывались мошенники, следователи и оперативники оказались умнее – аферистов вычислили. Оказалось, что они обитают и в Санкт-Петербурге, и в Москве. Ранним апрельским утром в двери квартир, где жили мошенники, постучали... В процессе обысков были изъяты восемь персональных компьютеров, больше 100 банковских карт, две сотни сим-карт, 13 300 000 рублей. К уголовной ответственности привлечены 12 человек, самому младшему из них на тот момент было 26 лет, а старшему – 44 года.

К сожалению, пока раскрываемость подобных преступлений невысокая из-за того, что злоумышленники действуют группами и все чаще работают за рубежом. Поэтому рассмотрим сценарии мошенников, чтобы предостеречь себя и своих близких от лишнего стресса.

Схема №1: ночной звонок

Это наиболее распространенный скрипт мошенников. Чаще злоумышленники звонят во второй половине дня или ночью, потому что из-за резкого пробуждения мозг медленнее соображает. Человек берёт трубку, и на том конце провода истерично кричат: «Алло, бабушка, мне срочно нужны деньги! Я спровоцировал аварию, из-за меня пострадали люди». Жертва верит, что можно откупиться от беды, и идёт переводить деньги.

Что делать, чтобы уберечь родственников?

• Расскажите родным об этом способе мошенничества.

• Придумайте с ними ключевое слово для проверки в экстренных ситуациях: пусть голос в трубке назовёт девичью фамилию вашей мамы. Если вы и правда в беде, то такая информация точно не вылетит у вас из головы.

• Повесьте распечатанную памятку с этим вопросом перед телефоном родителей.

А вот реальная история из жизни. 86-летней Людмиле Григорьевой позвонила её внучка и дрожащим голосом сказала: «Бабушка, я в больнице, меня машина сбила, я шла не по правилам. За рулём была беременная женщина, она сейчас в реанимации. Чтобы дело не доводить до суда, срочно нужны деньги»...

Далее «внучка» проинструктировала, как передать пакет с деньгами. Пенсионерка одолжила у соседей
20 000 рублей и передала пакет подъехавшему таксисту. За рулём такси был Александр Ларин. Ситуация сразу показалась ему странной. А на конечной точке маршрута его встретил мужчина в маске... Таксист спросил, не мошенник ли он, и мужчина сразу после этого вопроса скрылся с места событий. Александр
поехал к пенсионерке и вернул ей деньги.

В похожей ситуации оказались и супруги-пенсионеры из Мурманска. Зазвонил домашний телефон, Сергей Викторович не успел взять трубку, его опередила жена. Звонивший представился следователем из прокуратуры, предупредил: «Ваша дочь попала в ДТП, она виновница». Сергей Викторович попросил супругу передать ему телефонную трубку, и следователь сказал ему: «Чтобы это дело закрыть, вы должны заплатить 900 000 рублей пострадавшей стороне. Вы будете платить?» Сергей Викторович твердо ответил: «Пока я не услышу голос дочери, я ничего оплачивать не буду», – и повесил трубку. Супруги сразу же набрали номер дочери, но она работала и не отвечала. Перезвонила через 5 минут и успокоила родителей: с ней всё хорошо, ни в какую аварию она не попадала. В таких ситуациях кажется, что время застыло, и срочно нужно что-то предпринять. Но благодаря рассудительности Сергея Викторовича все закончилось благополучно.

В Нижнем Тагиле полиция задержала 19-летнего студента, который помогал мошенникам грабить пенсионеров. Молодой человек нашел в интернете объявление о работе курьером. Он должен был забирать у клиентов деньги и переводить их на счет работодателя, оставляя 10% от суммы себе. Вот только «клиентами» оказались пожилые люди. Мошенники звонили пенсио-
нерам, представлялись сотрудниками полиции, говорили, что их родственник попал в ДТП, и требовали деньги.

Перед устройством на работу мошенники запросили у студента паспортные данные и место проживания. Кроме того, парень должен был записать видео, как он добирается до дома, а после, не останавливая видеосъемку, в отражении зеркала показать себя и свой паспорт. На все условия молодой человек согласился – и тем самым передал злоумышленникам компромат на самого себя.

Так, он забрал 300 000 рублей у 83-летней пенсионерки и перевёл деньги мошенникам. А чуть позже студент поехал в Екатеринбург забирать 500 000 рублей у очередной жертвы. Но, получив деньги, решил оставить всё себе. Личные данные мошенники сразу же отправили в полицию, рассказав о том, чем парень занимается. В отношении студента возбуждено уголовное дело. А вот его работодатели вышли сухими из воды, так как находятся в другой стране.

Схема №2: странные смс

Эта схема выглядит следующим образом: жертве приходит смс о зачислении денег на счет, а через несколько минут перезванивает взволнованная девушка с просьбой вернуть средства («Простите, я случайно зачислила деньги на вашу карту, пожалуйста, переведите мне их обратно»). Вы переводите деньги, после чего оказывается, что никакого зачисления не было, а если и было, то списано обратно.

Что делать?

Всегда обращайте внимание на номер контакта, с которого приходит подобное сообщение. Из-за невнимательности люди не замечают, что сообщения отправляются не от оператора связи, а с неизвестных номеров. А чтобы уберечь родных, просите их звонить вам каждый раз, когда кто-то требует от них перевода денег, и не принимать такие решения, не посоветовавшись.

Схема №3: звонок «из банка»

Жертве звонят с номера 900 (часто люди принимают это за чистую монету, поскольку именно с этого номера известный банк отправляет сообщения. Но следует запомнить, что с номера 900 никогда не позвонит банковский работник) или с незнакомого номера и сообщают, что со счетом проблемы: непонятные списания, кто-то взломал защиту или украл карту. Для блокировки счета человека просят назвать личные данные: пин-коды, номер с обратной стороны карты и др.

Что делать?

• У настоящих сотрудников банка уже есть все нужные данные. Никакие цифры с обратной стороны банковской карты не стоит сообщать незнакомцам.

• Если вам кажется, что говорящий убедителен, положите трубку и сами перезвоните в банк, чтобы подтвердить информацию.

• Расскажите родным, что нельзя доверять любому, кто назовется сотрудником банка.

История из жизни. В Новосибирске таксист Роман Скорин уберег 80-летнюю пенсионерку от мошенников. Поздним вечером ему поступил очередной заказ. Он подъехал к нужному дому, из подъезда вышла пожилая женщина, села в салон, просила отвезти ее к банкомату. Роман заметил, что его пассажирка была сильно взволнованна и постоянно с кем-то разговаривала по мобильному телефону.

Водитель такси спросил, почему бабушка решила поехать в банкомат так далеко от дома, ведь в шаговой доступности их было много. Она ответила, что хочет снять деньги, а из телефона кричали: «Ни с кем не разговаривайте! Никому ничего не объясняйте! Вы сели в автомобиль?» Следует помнить, что злоумышленники любят «забалтывать» жертв и не разрешают передавать трубку другому человеку. Роман сразу понял, что его пассажирку ведут мошенники и такси ей вызвали именно они. Позже выяснится, что ее запугали: внушали что-то про какую-то доверенность, убеждали снять деньги со счета и сделать перевод, иначе ее арестуют. Роман попросил у женщины ее телефон, распрощался с мошенниками, связался с сыном пенсионерки, обо всем рассказал и отвез ее домой.

Об этой истории узнали журналисты, и вскоре Роман стал известен на весь Новосибирск. С ним связался друг, с которым герой не виделся более 15 лет, они наконец увиделись!

Схема №4: встречайте подарки!

Этот мошеннический сценарий, популярный в 2010-х, снова набирает обороты. Звонок в дверь, за дверью курьер с большой коробкой. Говорит, что принес посылку, но, чтобы ее получить, нужно оплатить расходы за доставку. Подробностей он не знает – он же курьер. Доверчивые люди отдают деньги и получают в лучшем случае дешевый набор товаров, несоизмеримый с оплатой доставки.

Что делать? Объяснить родным, что если это действительно подарок, то платить за него не нужно. Даже за его доставку.

Схема №5: проверка счетчиков

Человек за дверью покажет удостоверение сантехника, электрика или газовщика. Сошлется на псевдоуказ, что в каждой квартире обязан стоять счетчик, которого у вас нет. А дальше потребует заплатить штраф наличными или купить у него неведомый прибор и услуги по его установке. Зачастую такую «проверку» в объявлениях подают как включенную в комплексную проверку труб водоснабжения в квартире.

Нередко жильцы сами выбирают «не того» мастера. Обычно компанию ищут через интернет, недобросовестные фирмы научились размещать рекламу так, что пользователь непременно попадает на сайт к аферистам. Рекламу со свои-
ми услугами они часто подбрасывают в почтовые ящики. Когда приходит время делать поверку, собственники могут позвонить по номеру, указанному в листовке.

Что делать? Прежде чем пускать в дом незнакомца,
стоит позвонить в управляющую компанию и узнать, направляли ли они на ваш адрес специалистов с инспекциями.

Схема №6: кошелек с деньгами

На тротуаре лежит кошелек. Но как только человек увидит и поднимет его, появляется владелец, вырывает из рук жертвы кошелек, открывает его и заявляет, что там не хватает круглой суммы. Обвиняет человека, нашедшего кошелек, в воровстве, угрожает полицией. Большинство людей теряется и отдает «недостающую сумму», лишь бы избежать неловкой ситуации.

Что делать? Рассказывать всем про известные способы мошенничества. Поощрять родных звонить вам в любой сомнительной ситуации. Почаще общаться, чтобы они были в курсе вашей жизни и сомневались в словах посторонних людей!

Схема №7: работные дома

Нередко на досках объявлений можно увидеть объявления с предложениями о работе: «жилье, питание бесплатно». Как правило, эти объявления расклеивают владельцы работных домов, которые зачастую действуют не совсем честно.

Волонтеры отряда «Прикамье. Поиск» рассказали, как спасли из работного дома в Екатеринбурге 40-летнего пермяка Павла Сторожева. Павел вышел из своего дома в Перми 13 февраля – и бесследно исчез. Только 7 марта он вышел на связь и сообщил другу, что с ним случилось. Появилось немного денег, мужчина смог купить себе дешёвый телефон и позвонил другу – наизусть помнил только его номер. Друг сразу связался с коор-
динатором поисков.

Но организаторы работного дома узнали, что у Павла появился телефон, и стали контролировать его звонки – заставляли общаться по громкой связи. «Иногда во время разговора он вдруг начинал рассказывать, как ему там хорошо, –
говорят волонтёры отряда „Прикамье. Поиск“, – мы поняли, что Павла нужно вызволять немедленно. Связались с его мамой и полицией».

После этого «работодатель» решил отпустить мужчину. Сейчас Павел уже дома и думает, как вернуть свои документы.

В работные дома чаще всего попадают люди, которые нуждаются в материальной и психологической помощи. Организаторы работных домов заманивают людей, обещая стабильный заработок, жилье и еду. Чтобы работники «не потеряли свои документы и телефон», их забирают работодатели, а после уже не отпускают. Людей распределяют на объекты, где нужны разнорабочие. Пока они трудятся, за ними приглядывают, чтобы не сбежали, а платят мало или не платят вовсе.

В большинстве случаев работные дома не помогают людям выйти из кризисной ситуации, а во многих учреждениях положением постояльцев злоупотребляют.

Есть несколько критериев работных домов:

– у них отсутствует регистрация в качестве юридического лица;

– объявления о найме работников составлены с ошибками;

– людям предлагают работу в другом регионе – как правило, это делают для разрыва социальных связей;

– в общем доступе нет информации об их точном местонахождении.

Обычно работные дома представляют собой коттеджи, бывшие общежития, казармы.

Выбраться из системы сложно, человек либо платит многочисленные штрафы, либо смиряется: не на улице – и ладно. Насильно в работных домах людей не удерживают (хотя бывает и такое), чаще их организаторы прибегают к различным манипуляциям, чтобы задержать человека: не отдают документы, заработанные деньги, телефон.