Духовная жизнь начинается с решимости

Протоиерей Валериан Кречетов

 

Господь принес Себя в жертву за нас. Нам Он являет только милость Свою, а от нас требуется только решимость. С первых апостолов и потом для всех святых основным условием стяжания святости была решимость. Когда преподобного Серафима спросили, почему нет таких великих святых, как раньше, и оскудел мир примерами подвижническими (Яко оскуде преподобный: яко умалишася истины от сынов человеческих. Суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивыя в сердцы, и в сердцы глаголаша злая (Пс. 11, 2-3), – как говорит Пророк), Преподобный ответил, что это оттого произошло, что нет решимости. Благодать Божия, то есть милость, которая является от Бога, – она та же, и даже больше. Опять же по слову Священного Писания: Идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать (Рим. 5, 20). Еще больше Господь подает помощи.

Человеку более сильному, если ему и трудно, меньше нужно помощи, потому что он и так может многое сделать. Человеку же слабому помощи нужно больше. Поэтому очень просто понимать эти слова: Идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать.

Возьмем, к примеру, нашу школьную науку. На ученика способного, старательного, трудолюбивого не нужно много времени тратить – он сам трудится. А на ленивого, на неспособного – сколько на него сил тратится, чтобы его как-то за уши вытянуть, хоть какую-то отметочку ему поставить! Кажется, простая истина, а ведь она в духовной жизни прежде всего: Идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать. Поэтому благодать Божия – чем больше человек погрязает в греховную скверну, тем больше она его сохраняет. Так это и есть. Ведь если ребенок внимательный, осторожный – о нем не нужно много заботиться, присматриваешь, конечно, но в основном можешь быть спокоен. А непослушный – за ним глаз да глаз нужен: он что-то схватил, куда-то полетел, там лоб разбил. Вот так проста эта истина в жизни. И она имеет свой первообраз в духовном: Идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать. Господь пришел не праведников спасти, а грешников. Праведнику кое-что нужно подправить, а всё остальное у него нормально. А грешнику – не знаешь, с какого конца начать. Поэтому-то Господь так с нами и нянчится. Благодать Божия всегда устремлена на наше спасение. Любовь Божия покрывает наши немощи. Любовь покрывает множество грехов (1 Пет. 4, 8), – говорит Апостол. От нас требуется только решимость.

Подвижник благочестия нашего времени архимандрит Иоанн (Крестьянкин) сказал: «Великое – это для великих». Решимость была у всех апостолов. Апостол Андрей увидел Спасителя, и его учитель, Иоанн Креститель, сказал: Се, агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1, 29). Андрей, оставив своего учителя, пошел вослед Спасителя. Апостол Петр с такой же решимостью пошел. И все апостолы, когда их Господь звал, оставляли всё и шли. Апостол Павел, который сначала гнал Христа, но когда увидел свет и услышал голос Божий, пошел за Христом, не оборачиваясь. Мария Египетская в бездне греха увидела глубину своего падения, почувствовала благодать Божию и решилась: взяла два с половиной хлеба и пошла в пустыню, не возвращаясь на путь греха. Антоний Великий услышал: «Оставь всё и иди, если хочешь быть совершенным», – раздал всё и пошел. И так поступали все святые.

Воздержись один раз от раздражения, потом еще раз. Если не выдержал – в следующий раз сдержись, затем еще. И так постепенно с помощью и милостью Божией это станет навыком. Потом подумаешь: столько ведь раз раздражался, а по какому поводу? Ведь очень часто, обращаясь назад, мы вспоминаем причину раздражения и понимаем, что она выеденного яйца не стоит. Из-за чего? Да не из-за чего. И действительно, нужно было только просто решиться не раздражаться.

Например, говоришь, говоришь, что-то такое из тебя прет – а ты остановись, хватит, решись остановиться. Или: ешь, ешь, ешь – ну и хватит, следующий кусочек не ешь. Утром проснулся – ну, думаешь, еще полежу. А ты решись, встань сразу, всё равно, как говорят, «перед смертью не надышишься», это тебе только так кажется, что ты сейчас доспишь. Или: устал, падаю, всё, молиться уже никаких сил нет. Решись хотя бы перекреститься. Решись прочитать хотя бы одну молитву. Кстати, начнешь читать, смотришь – вроде и не падаешь, оказывается, до конца молитвы не упал. Еще прибавил – опять стоишь, уж в крайнем случае сядь. А бывает, упал и тут же отключился – но очень редко. Большей частью упал,вроде бы молиться не мог, а заснуть всё равно тоже не можешь сразу. Значит, мог бы помолиться, не то чтобы ты уж совсем засыпал.

И ведь так во всём. В малом нужна решимость: остановиться – в извержении словесном, в потреблении пищи, хоть в чем-то остановиться. Остановись, не покупай больше, не приобретай себе еще что-то – ну сколько тебе этого нужно? Тебе столько не нужно. То есть остановись, прояви решимость, скажи себе: «Всё, хватит». И так – во всём. Кстати, вот про эту решимость, то есть понуждение себя на некий хотя бы небольшой шаг, у Святых Отцов так сказано: «Монах – тот, кто сделает себе понуждение».

Такой обыденный пример: оскоромился – ну, всё равно уже, буду и дальше есть. Да действительно, что-то съел, оскоромился – а дальше не скоромься. Или, например, тебя угощают: «Ешь, ешь». Неудобно отказаться. Ну ладно, пока тебе давали – ел, а сам себе больше в тарелку не накладывай. А то ведь вроде сначала неудобно было отказаться, а потом и сам уже тянешь руку. Остановись хоть в этом. Или, например, осуждение – это сплошь да рядом. Начинаются разговоры, чувствуешь – не туда поехали. Решись – хватит, что тебе от этого, никакого толку, и тому, о ком говоришь, – тоже никакого толку. А если он узнает, что ты про него говорил, тебе еще, может, и достанется. И ему навредишь, и себе. Поэтому лучше бы всё-таки не говорить. Ну как же, вроде бы так и подмывает! А ты решись не говорить – и всё. Если человек курит или пьет – решись, просто остановись, хватит, прекрати.

Вот эта решимость, хотя бы в малом, с помощью Божией потом становится уже привычкой – можно себя понудить, удержать в чем-то. Решимость – всё, встал и пошел. И это до мелочи, то, что нас окружает, то, что с нами происходит, то, что касается других людей, – везде, где есть такая решимость, человек, если будет себя так понуждать, то он с Божией помощью начнет приобретать навык. Потому что за решимостью следует постоянство.

Ведь если мы посмотрим, как мы начинаем впадать в грех, – такой же идет процесс. Один раз уступил, не решился, другой раз уступил, третий раз уступил, а потом приобретается навык, он овладевает человеком и закрепощает его. Так и попадают в плен: один раз нарушил, второй раз нарушил, третий раз нарушил – а потом уже и покатился. Возврат из этого плена – один раз сдержался, второй раз сдержался, третий раз сдержался, потом вроде можно без этого свободно жить – без курева, без пьянства и т.п. Оказывается, можно. Но в основе этого лежит решимость.

Постараемся с Божией помощью начать путь спасения с решимости, хоть понемногу, в малых вещах. Вот когда сам проверяешь это на себе, например, говоришь проповедь и думаешь – сейчас они уже начнут засыпать, надоест им, кончай – никак, никак, а вот решишься – и сразу закончишь.

Фото Е.Куряевой