Репортаж из будущего: 2018 год

РЕПОРТАЖ ИЗ БУДУЩЕГО: 2018 ГОД[1] 

(Окончание. Начало см. «Странник» №3, 2000 г., №1, 2001 г.)

 

Транспорт: машина думает, рулит и говорит

 

«Гарри, заезжай за мной!» – раздается из телевизора. Ранний вечер после рабочей пятидневки. Семья Футура только что приехала в свой загородный дом в Штарнберге и смотрит популярный в 90- годы телесериал «Деррик». Ассистент уголовной полиции Гарри подает служебный автомобиль для своего шефа.

– Старые добрые времена, – бормочет дедушка Арно Футура, – когда автомобили еще сами не заезжали за хозяином.

Лайос не может сдержать улыбки:

– Ах, дедушка, уж не преувеличиваешь ты? Ведь ты же знаешь, что полностью автоматизированные пути до сих пор имеются лишь в крупных городах, где есть автострады специального назначения. Поэтому сейчас нам нужно отправляться за нашей машиной в прокатный пункт. Идем, Спайси, нам пора.

Спайси – это новая пассия Лайоса, с которой он недавно познакомился в Интернете. Сегодня вечером он хочет съездить на открытие бара в Мюнхене. По своему портативному компьютеру Лайос попадает на сайт ближайшего автопроката.

– На каком автомобиле ты хотела бы поехать? – спрашивает он подругу, просматривая изображенные здесь различные марки машин.

Спайси с восторгом указывает на распространенную в последнее время модель со сменным корпусом кузова. Один и тот же автомобиль можно легко превратить из кабриолета в лимузин или из пикапа в комби. Правда, затем на экране появляется кабриолет-люкс в стиле 90-х годов, который сейчас снова вошел в моду.

– Именно его я и хочу, – говорит Спайси, повергая Лайоса в раздумье. Хотя выбор Спайси ему тоже по душе, но 80 евро в день?! Несмотря на скудные финансы, он щелкает «мышкой».

Далеко идти им не нужно, поскольку пунктов проката предостаточно. Люди, занимающиеся этим бизнесом, давно смекнули, что «однодневный автомобиль» лучше всего удовлетворяет потребности гибкого и индивидуального образа жизни. Также и постоянно растущие цены на новые автомодели привели к тому, что люди все реже покупают машины и все чаще берут их напрокат. Кроме того, современные информационные технологии чрезвычайно упростили пользование этим видом услуг: в пунктах проката автомобилей нет никаких формуляров и распорядка дня, все компьютеризованно и работает круглые сутки.

С помощью своей транспортной чип-карты, которую Лайос использует для общественных средств передвижения, он получает доступ к выбранному автомобилю. Через несколько минут он вместе с подружкой сидит в машине, и оба с интересом рассматривают ее оснащение: здесь и мультифункциональный экран с TV, Hi-Fi-система с процессором Dolby, шикарный, с богатым выбором напитков бар – короче, все по высшему классу.

Кроме того, автомобиль подключен к сети всевозможных электронных услуг: датчики в воздушной подушке при аварии автоматически посылают экстренный вызов в ближайший полицейский участок, спутниковая аппаратура слежения сообщит местонахождение автомашины, чем поможет полицейским сразу напасть на след возможных угонщиков. Установленные в наручном браслете датчики контролируют состояние водителя и не дают ему уснуть, при усталости включая вибрацию сиденья.

Лайос вводит в спутниковую систему управления маршрут поездки: улица Леопольда, 175, Мюнхен. Подобные телематические услуги помогают не только в обычных поездках. Они информируют также о текущей дорожной ситуации на выбранном маршруте. При этом нужные данные, такие, как нахождение транспортного средства или скорость, автоматически передаются на центральный пункт регулирования движения, выдающего на основании этого прямую передачу изображения состояния на дорогах

Лайос трогается с места и включает автопилот. Машина движется по специальной колее рядом с автострадой. Имеющиеся внизу магнитные шкворни ведут оснащенную магнитными датчиками машину словно по рельсам, следуя один за другим с одинаковой скоростью.

Пока Лайос и Спайси спокойно катят в Мюнхен, они используют автомобиль как средство связи: Спайси выходит на сайт бара, куда они направляются, и заказывает столик. Затем она просматривает содержимое своего электронного почтового ящика и отвечает на полученные послания. В конце автострады Лайосу приходится выключить автопилот и управлять автомобилем самому. В этот момент бортовой компьютер сообщает: «На улице Леопольда пробка. Следуйте по запасному маршруту на центральном кольце». Лайос пропускает это мимо ушей, потому что обязательно хочет покрасоваться на своем кабриолете, проехавшись по центральной улице Мюнхена. Спустя некоторое время он и в самом деле попадает в пробку. Делать нечего, остается только положиться на автоматическую систему «Stop and Go», избавляющую от необходимости то и дело нажимать на сцепление, газ и тормоз. Радарные датчики определяют расстояние до движущейся впереди машины, бортовая электроника направляет автомобиль вперед или замедляет его движение. Миниатюрная видеокамера в бампере следит за уличной полосой, и если машина начинает приближаться к обочине, компьютер немного поворачивает руль в другую сторону.

Лайос и Спайси подъезжают к суперсовременной стоянке автомобилей. Они ставят машину в бокс и оплачивают парковку. С помощью компьютеризованной системы транспортировки кабриолет автоматически отправляется на свободное место.

– Мне нравится эта система, – говорит Спайси. – Никаких тебе больше кружений по узким парковочным галереям, чтобы наконец-то поставить машину, и последующих плутаний по темным коридорам.

Далеко за полночь они покидают бар и садятся в машину. Лайос громко и отчетливо называет пароль, и мотор сразу заводится.

– Сегодня никак не обойдешься без электроники, – говорит без прежнего восторга Лайос. Действительно, даже в баре все компьютеризованно. На столах стоят мониторы, по которым можно сделать заказ и связаться с кем угодно в любом уголке земного шара. Со Спайси они почти не общались, настолько она была очарована виртуальным миром.

На обратной дороге они решили наверстать упущенное, оставив машину рядом с озером и отправившись по мокрому от росы лугу – подальше от электроники и телематических систем.

 

Кино и телевидение: зрители как непосредственные участники всего происходящего на экране

 

Когда Лайос этим августовским вечером 2018 года возвратился из кино домой, его отец все еще сидел в гостиной и пил сваренное им самим пиво. Раньше он тоже любил ходить в кино, но с тех пор, как на стену повесили новый плоский телевизор, его лишь с большим трудом можно было оторвать от экрана. Как раз сегодня показывают особенно захватывающие триллеры по киноканалу, на который он подписался за 10 евро в месяц.

Пока Мелф наливает свежего пива, Лайос рассказывает ему о просмотренном фильме. Однако буквально после нескольких фраз Мелф перебивает сына:

– Я этот фильм только что смотрел по телевизору!

Лайос презрительно морщится:

– Но ведь ты же знаешь, что настоящий триллер можно прочувствовать только в киберкинотеатре!

Там зрители не просто смотрят фильм, но и воспринимают его в трехмерном изображении так, словно они сами являются непосредственными участниками происходящих на экране событий.

Телевидение конкурировать с таким уровнем, конечно же, не в состоянии, хотя телевизионные технологии обновляются постоянно. Так, например, телевизор Мелфа имеет гибкий экран «Plasma-Display», который можно вешать на стену или, скатав, ставить в шкаф. Вместо телеобоев можно выбрать себе лазерный телевизор с эффектом трехмерного изображения, но эта техника все еще стоит довольно дорого.

Когда 20 лет назад было объявлено о создании «лазерного видения», специалисты столкнулись с большими трудностями при конструировании недорого лазерного источника.

Более стремительно развивалось цифровое телевидение, по которому, правда, в начале и смотреть-то было почти нечего. К началу эры цифрового формата на телевидении не транслировалась еще ни одна из трехсот пятидесяти объявленных новых программ. Имелась лишь дополнительная информация к «обычным» программам, которые можно было найти на экране телевизора.

Тем не менее цифровое телевидение постепенно набирало обороты, приобретая тем самым технические возможности различным образом изменять телевизионное изображение, так же как и компьютерные данные. Теперь Мелф может с помощью нескольких манипуляций «мышью» смонтировать из имеющихся материалов свой собственный фильм. Прежде всего его забавляет то, что он имеет возможность дать фильму совсем иную концовку и затем скомпоновать придуманное им самим продолжение. Мелф в состоянии не только монтировать отдельные фильмы, но и составлять свои собственные, индивидуальные телепрограммы. Для этого он вводит в поисковый сервер все, что его интересует. Этот «навигатор» сканирует все программы, записывая соответствующую информацию на цифровой диск.

Таким образом отыскивается тот самый фильм, который Мелф смотрел по телевизору, а Лайос в кинотеатре. Служба проката транслировала его через спутник как в кинотеатре, так и по телеканалу. Так что теперь они обсуждают один и тот же фильм, отличающийся, правда, качеством просмотра, хотя обе версии были сняты с использованием цифровой техники.

«Живая» игра актеров больше не в ходу. Вместо нее лишь блоки данных – сканированные изображения. У актеров, которые при жизни не были «обработаны» лазером, как бы задним числом в цифровой формат переводятся их старые кинокадры. Компьютерные программы позволяют мгновенно вдохнуть жизнь в составленных из цифровых данных клонов. С помощью этой оригинальной технологии создаются новые фильмы. Актеры, которые никогда не виделись, не говоря уже о том, чтобы встретиться друг с другом на экране, сливаются воедино в проникновенных любовных сценах. Но все это уже больше для теле- и киноверсий. Поскольку в кинотеатре фильм идет в трехмерном голографическом изображении, зритель уже не может различить, находится ли он в кресле кинотеатра или на заднем сиденье гангстерской автомашины в фильме. Он ощущает себя как непосредственный участник всего происходящего на экране. Его вдавливает в кресло на каждом крутом повороте машины, он ощущает запах пороха в завязавшейся перестрелке. И лишь тогда, когда его охватывает паника и он пытается вырвать руль у водителя, ему становится ясно, что он находится в виртуальной реальности.

Такие ощущения от просмотра фильма телезрителю Мелфу пока что недоступны, но когда-нибудь и телевизионная техника достигнет того уровня, что и кино в 2018 году. Весь вопрос в том, на каком уровне тогда будет находиться технология кино?!

 

Авиация и космонавтика:

добро пожаловать в бесконечность!

 

Слова, которые Лайос Футура ввел в свой электронный браслет, стали поистине золотыми, точнее говоря, принесли ему 20 тысяч евро! Именно столько стоил выигранный Лайосом на конкурсе комфортабельный полет в Австралию на место съемки нового, в трехмерном изображении, триллера «Убийца совсем рядом». Используя ввод данных, он передал через своего электронного помощника победную ключевую фразу. Наконец-то пригодились его знания в области компьютера. Так что теперь он летит в Сидней первым классом на новом сверхзвуковом самолете! Его мечта сбылась! Проводившая конкурс компания «XXI Century Fox» не поскупилась. Все восемь победителей были собраны в ближайшем местном аэропорту, и каждому вручили фирменную карточку, служащую одновременно и удостоверением личности, и авиабилетом.

Теперь можно отправляться в путь – сначала до Франкфурта на самолете с универсальным винтом. 30-местный самолет-вертолет имеет на конце каждого крыла два больших поворотных винта. Для взлета винты включаются в вертолетном режиме, и самолет взлетает как вертолет. Но только он набирает нужную высоту, винты поворачиваются на 90 градусов и начинают работать как турбопропеллер, давая машине возможность лететь со скоростью 600 километров в час. Долетев до Франкфурта, машина снова трансформируется в вертолет и садится на крышу огромного терминала №3.

Во время посадки Лайос наблюдает захватывающую дух картину. Гигантский, почти 250-метровый дирижабль подлетает к месту строительства нового терминала №4 и неподвижно зависает над землей. Затем на четырех стальных тросах вниз опускается доставленный им груз – 150-тонный холодильный агрегат для строящегося терминала. За последние 20 лет грузовые дирижабли используются прежде всего для транспортировки тяжелого и громоздкого оборудования. Производители в Европе отправляют таким образом целые электротурбины за тысячи километров прямо на отдаленную стройплощадку. Так они экономят на разборке крупногабаритного оборудования и сроках его перевозки на судах и грузовых автомобилях. Но вот внешний вид реактивного самолета «Star-Jet», летающего со скоростью  2500 километров в час, несколько разочаровывает Лайоса. «Суперсамолет XXI века» сильно смахивает на старый «Конкорд».

Лайоса вполне можно понять, так как технологическая «изюминка» этого скоростного лайнера – устройство его двигателя – недоступна взгляду. Долгое время именно «Конкорд» критиковали за чрезмерный шум его двигателей при взлете. Причиной этого были слишком шумные форсажные камеры, дававшие «Конкорду» достаточно мощности для поднятия в воздух.

Новой является и сама возможность полета Лайоса во Франкфурт на сверхзвуковом реактивном самолете. Из-за пресловутого звукового удара старому «Конкорду» разрешалось переходить на сверхзвуковую скорость только над Атлантикой, тогда как самолету типа «Star-Jet» разрешается делать это и при полетах над континентальной частью. Это стало возможным благодаря новой технологии «двойной защиты». При сверхзвуковом полете на нижней стороне больших дельтообразных крыльев выдвигаются дополнительные узкие несущие плоскости. Исходящие от передней кромки крыла пронзительные сверхзвуковые ударные волны либо поглощаются затем дополнительными несущими плоскостями, либо отражаются, так что до земли они не доходят. Тем самым звуковой удар становится безопасным для человеческого слуха.

Прогуливаясь вдоль больших панорамных стекол аэропорта, Лайос видит стоящий на взлетно-посадочной полосе самый большой авиалайнер в мире – аэробус А-350. Еще подростком он летал на нем вместе со своей матерью Свеной Футура в Лос-Анджелес. Тогда он переживал точно такое же восторженное чувство, что и сейчас. Уже при посадке его поразил вид двух огромных кабин на основной и верхней плоскостях. В салоне самолета помещалась почти что тысяча пассажиров, и Лайос с интересом осматривал его в течение всего их 12-часового полета. Он слонялся по обоим пассажирским отсекам и даже нашел вход на нижнюю плоскость, где находился бизнес-центр с конференц-залом, помещение для игр, бар, спальные кабины с душем и туалетом и, кроме того, крохотная площадка для мини-гольфа.

Но и на своих местах в бизнес-классе мать с сыном не скучали. На мониторах с трехмерным изображением можно было посмотреть комедии, комиксы или поиграть в затейливые игры. У них даже была возможность переключаться на видеокамеры, помещенные за бортом самолета.

Лайос припомнил еще и то, что поразило его при взлете А-350. Он наблюдал на экране, как громадная каркасная конструкция на двадцати четырех огромных колесах исчезла в чреве машины. Видеокамера в хвостовом оперении показывала грандиозный вид сверху на крыло размахом в 800 квадратных метров. Но особенно интересно было наблюдать за работой пилотов. При посадке в Лос-Анджелесе они попали в непогоду. Несмотря на это, пилот все же мог ясно видеть посадочную полосу через сплошную облачность с помощью комбинированной радиолокационно-инфракрасной системы так, как будто светило солнце.

Вдруг в кармане Лайоса раздался сигнальный звук. Опаздывающих пассажиров больше не предупреждают о посадке из громкоговорителей. Вместо этого датчики следят за сигналами лежащего в кармане посадочного чипа. Поэтому компьютеры авиалинии точно знают, где находится Лайос, и предупреждают, когда наступает время сдать багаж и пройти паспортный контроль. Реактивный самолет «Star-Jet» уже ждет своих пассажиров.

 

Средства коммуникации: в любой момент и где угодно!

 

Лишь листая старые журналы за 1998 год, Мелф Кюнфтиг понимает, как сильно изменился мир за последние двадцать лет. Допотопные компьютеры, мониторы и клавиатуры – все это в прошлом. Им на смену пришла приятная глазу компактная техника нового поколения, все больше и больше адаптируемая к требованиям пользователей. В ней используются суперпроцессоры и программы, наделяющие ее поистине человеческими возможностями. Так, Мелф, к примеру, может просто писать электронным карандашом на похожем на бумагу контактном экране; скрытый в нем компьютер узнает его почерк. Другие компьютеры понимают произносимые команды или даже разбирают человеческие жесты. В 1997 году первые из этих машин проецировали обычное компьютерное изображение на белый экран. Работа с компьютером осуществлялась вручную с клавиатуры. Современные машины больше не нуждаются в этом: они сразу узнают прикосновения Мелфа.

Вот, к примеру, как он читает на своем плоском экране Интернет-журнал. Если Мелф кивает головой, то система автоматически переходит на следующую страницу. В том случае, если он утомленно отводит взгляд, компьютер ищет ему новый журнал. Стоит ему произнести: «Вот это мне пригодится», как компьютер тотчас же запомнит нужную ему информацию. Интернет и телефон слились воедино, космос кишит спутниками, земля – передатчиками. Где бы кто ни остановился, отовсюду можно с ним связаться, и причем по тому же номеру!

Пасынок Мелфа Лайос буквально превратился в своего рода «коммуникационного киборга», мыслящего себя теперь только в киберпространстве. Сначала ему непременно понадобился электронный браслет для пользования спутниковой телефонной связью и обмена электронной почтой. Затем он приобрел скатываемый пластиковый экран, который можно носить за ухом, как сигару, а теперь раздобыл и электронный шлем вместе с визиром. Таким образом он может слушать кибер-лекции, уютно устроившись в своем кресле.

Наверняка Лайос является одним из первых, кто обзавелся компьютером, управляемым с помощью мыслей. Посредством датчиков магнитного поля машина определяет активные клетки головного мозга и реагирует на возникающие в них ментальные образы. Что касается Мелфа, то он все же отдает предпочтение «Книге книг», разрабатываемой с 1998 года специалистами из медиа-лаборатории вблизи Бостона. Она  широко используется в настоящее время и представляет собой устройство, похожее на пустую книгу, на каждой странице которой имеется прозрачная сетка, усеянная множеством точек. На одной стороне они белые, а на другой – черные. Их положение меняется в зависимости от получаемого напряжения, способствующего формированию из них текста и картинок.

В корешок книги вставляется «литературный чип» или информация копируется через спутник. Таким образом с помощью «цифровых чернил» книга заполняется нужным читателю содержанием, будь то роман Хемингуэя, черно-белый фотокалендарь или телефонный справочник Франкфурта.

Тут в животе Мелфа заурчало от голода. Его индивидуальный цифровой помощник быстро находит Свену, развлекающуюся стрельбой из лука. У нее все в порядке. Но в то же время он регистрирует все возрастающий голод Мелфа и отправляет электронную почту, сразу же поступающую на специальные контактные линзы Свены: «Что на ужин, рыба или мясо?» Моментально приходит короткий ответ: «Салат».

Мелф несколько разочарованно смотрит на электронное табло холодильника, по которому видно, что салат кончился. Да и делать заказ по речевой почте в службу доставки на дом уже слишком поздно. Так что Мелфу придется тащиться в супермаркет самому. Хороший повод еще раз поболтать с симпатичной кассиршей, как говорится, лицом к лицу, без всякой электроники.

 

Медицина: долголетие с новым телом

 

Когда-нибудь это все равно должно было случиться. Занимаясь своим любимым видом спорта – воздушными прыжками на надувную подушку, Мелф однажды приземлился без нее, поскольку та вовремя не раскрылась. Удар о дерево был настолько силен, что он получил множественные переломы костей и черепа и потерял сознание. Еще лет двадцать назад с такими травмами его бы отправили в реанимацию, а может быть, даже сразу в морг. Однако ему повезло, точнее сказать, он сам позаботился об этом везении заранее. Как бы предчувствуя, что может случиться, он имплантировал себе под черепную коробку небольшой, с рисовое зернышко, микрочип. Этот разработанный в универсальной клинике города Бохума биочип (состоит не из полупроводниковых элементов, а из биологических макромолекул) получает энергию из мозга и постоянно передает информацию о состоянии тела в университетский центр. Именно этот чип и передал сигналы на установленный в центре монитор, обратив тем самым внимание персонала на состояние носящего его человека. Тут же были определены координаты местонахождения пострадавшего, и высланный за ним вертолет доставил его в клинику, где врачи «починили» ему кости и поставили новый чип. Через неделю Мелф снова улыбался, правда, еще с трудом. Поскольку он был лежачим больным, у главного врача имелось достаточно времени, чтобы уговорить его на еще одну небольшую операцию – имплантацию нового мини-робота (что, разумеется, недешево, но ведь врачам нужно продолжать эксперименты). «Вы же наверняка видели фильм «Фантастическое путешествие», где врачи путешествуют по человеческому организму на миниатюрной подлодке, – ввел его в курс дела врач. – Так вот, нами разработан нано-робот, диаметром с волос, являющийся своего рода фрезерной машиной с дистанционным управлением. Он плывет по кровеносным сосудам и устраняет тромбы».

У дочки Роны тоже проблемы со здоровьем. Возникшая у нее аллергия на кошек превратилась со временем в хронический нейродермит. Ее домашнее животное Фин-Фин, полупантера-полукошка, повадилось с самого начала спать у нее в кровати. После этого появилась аллергия, ну а затем начался зуд. Не принесло облегчения и длительное пребывание на солнце. Сейчас Роне очень плохо, и она звонит своему косметологу, умоляя ее ну хоть что-нибудь сделать. Косметолог, в прошлом нейрохирург, говорит, что может предложить ей довольно быстро получить  новую кожу. Не обошлось, конечно же, и без проблем с комиссией по вопросам этики, так как это кожа одного, специально для этой цели выращенного, человеческого эмбриона с генотипа Роны. Через 6 недель развития у него были удалены клетки, способствующие в дальнейшем формированию мозга. Тем самым не может быть и речи о человеческом существе. Это всего лишь живой банк органов. Священнослужители тем не менее все же выразили свой протест, и комиссия по вопросам этики их поддержала. Проблем, по словам косметолога, было бы значительно меньше, если бы Рона получила только часть здоровой кожи. Ее можно было бы потом вырастить. Из одного квадратного сантиметра вышло бы столько кожи, что ее хватило бы для того, чтобы полностью экипировать десять футбольных команд.

Между тем ее брат Лайос повторно заболевает болезнью, которая, как он полагал, ему больше не страшна. У него снова аутизм, на этот раз в легкой форме, для которой врачи подобрали вполне безобидное название – «компьютерный синдром». Это и неудивительно, потому что Лайос часто беспрерывно сидит за компьютером, имеет контакт только с виртуальным миром, касается лишь компьютерной клавиатуры и терпеть не может все реальное, типа кожи и волос.

Лайос вращается по электронной почте со своим лечащим врачом, который сообщает ему, что он мог бы создать для него специальный препарат. Для этого нужно лишь уловить ток его нейротрансмиттеров в головном мозге и ввести полученную информацию в компьютер. Созданная таким образом программа смоделирует затем молекулу, которая нормализует работу мозга. Лайос обещает зайти послезавтра, но только если он сможет оторваться от компьютера.

Дедушка Арно в свои 95 лет великолепно чувствует себя со многими искусственными органами, надежно служащими, несмотря на сам процесс старения и вредные бактерии. Тем не менее врач пригласил его для разговора по результатам очередного профилактического обследования. Дедушка Арно не склонен предполагать что-нибудь серьезное даже тогда, когда врач при встрече с сочувствием улыбается ему.

– Так, – говорит доктор, выводя его медицинскую карту на экран, – дело обстоит следующим образом. После повреждения головы вам была установлена пластина из нержавеющего титана. Роговая оболочка глаза искусственная, хрусталик глаза тоже, сетчатка изогнута, чтобы убрать слепые желтые пятна на другое место. После того, как вы оглохли, у вас в ухе слуховой аппарат с микрочипом. Зубы заменены на керамические. Ах, да, чуть не забыл про сердце! Ведь клапаны в нем искусственные с управляемым от ЭВМ электростимулятором сердца. В главной аорте вставлена металлическая скобка, чтобы кровь могла течь по слабым сосудам. В животе находится изготовленная с помощью генной технологии искусственная поджелудочная железа, вырабатывающая необходимый вам инсулин, в котором вы нуждаетесь из-за сахарного диабета. Все вены в ногах уже заменены на искусственные трубки. Мочеиспускательный канал автоматически открывается с помощью пружины, что организму не под силу делать самостоятельно из-за увеличившейся простаты. Здесь на помощь приходит биочип, приводящий в действие мини-моторчик при переполнении мочевого пузыря. Кожу мы меняли вам полностью уже несколько раз… В общем, все вроде бы работает, как надо, – говорит врач, поворачиваясь от компьютера к дедушке Арно. – Но на этот раз у вас обнаружен рак, точнее – рак печени. К сожалению, болезнь быстро прогрессирует, так что здесь уже не поможет даже и терапия выращенными по генной технологии клетками печени.

– И что же вы предлагаете? – спрашивает дедушка Арно.

– Бессмертие, – отвечает врач. – Все очень просто: вся информация, содержащаяся в вашем мозгу – воспоминания, навыки и умения, привычки и комплексы, – подвергается электронной обработке и вводится в компьютер, воссоздающий затем, так сказать, вашу душу.

– А мое тело?

– Здесь есть различные варианты. Либо вы выбираете тело робота, которое немного неуклюже, зато прочно, либо вы позволите ввести свою электронную оболочку в Интернет. Правда, в этом случае мы не гарантируем сохранение вашей личности…

Бессмертие!!! От охватившей его радости дедушка Арно чуть было и в самом деле не умер, и причем самым естественным образом.

 

Перевод с немецкого

А. Злобина

 



[1] Окончание. Начало см. «Странник» №3, 2000 г., №1, 2001 г.