Семь смертных грехов

Глава V

Сети сладострастия

Издержки духа и стыда растрата –

Вот сладострастье в действии. Оно

Безжалостно, коварно, бесновато,

Жестоко, грубо, ярости полно.

 

Утолено – влечет оно презренье,

В преследованьи не жалеет сил,

И тот лишен покоя и забвенья,

Кто невзначай приманку проглотил.

 

Безумное, само с собой в раздоре,

Оно владеет иль владеют им.

В надежде – радость, в испытаньи – горе,

А в прошлом – сон, растаявший, как дым.

 

Все это так.

Но избежит ли грешный

Небесных врат, ведущих в ад кромешный?1 

 

Мы прочитали сонет Вильяма Шекспи­ра. Великий поэт описывает мучительное раздвоение человеческой природы и драму интимной жизни. Вопросы, поставленные здесь, поистине вечные: что такое настоя­щая любовь? Чем половое влечение отлича­ется от плотской похоти? Что движет сладос­трастием?

Расскажем лишь о некоторых духов­ных и генетических аспектах интимных отношений.

1. Половое влечение 

Влечение мужчины к женщине нормаль­но и вложено Творцом в саму природу чело­века. Пророк Моисей, а вслед за ним Господь Иисус Христос, назвали союз мужа с женой не просто четой возлюбленных или супру­жеской парой. Употреблен более сильный образ: «одна плоть». И речь идет, разумеет­ся, не только о физической близости, о теле­сном контакте. Слово «плоть» в Библии мно­гопланово. Помимо тела, плотских похотей и кровного родства, оно характеризует так­же всего человека, включая его душу и дух. Откроем пролог Евангелия от Иоанна: «Сло­во стало плотию...» (Ин. 1, 14).

Так что выражение «одна плоть» симво­лизирует таинство теснейшего физическо­го, душевного и духовного единения супругов. Глагол «прилепится» на языке подлинника означает «ассимилируется», «уподобится», «поглотится». 

Подчеркнем, что принцип единения со­храняется не только в законном браке. Со­итие как таковое, даже в результате блуда и прелюбодеяния, тоже делает двоих «одной плотью», точнее «одним телом». «Или не зна­ете, – вопрошает апостол Павел, – что сово­купляющийся с блудницею становится одно тело с нею?» (1 Кор. 6, 16). Однако духовно­го единения уже не происходит. В основном все сводится к телесной близости, изредка – к душевной привязанности.

Но в любом случае при «соединении муж­чины с женщиной, хочет он того или нет, между ними устанавливается некое запре­дельное отношение, которое во веки будет им в муку или в радость»1.

Книга Бытия вскрывает истоки и женско­го полового инстинкта. Дело в том, что «реб­ро» всегда стремится встать на свое «за­конное место». Это – нормально, ибо при­звано облегчить мужчине путь к сердцу жен­щины, сделать их стремления обоюдными, словно уравновесить их. 

После грехопадения женский половой инс­тинкт зависит и еще от одного обстоятельства. «К мужу твоему влечение твое, и он будет гос­подствовать над тобою», – предрек Господь Бог Еве и всем ее дочерям (Быт. 3, 16). Подчи­няя женский пол мужскому, Творец дает воз­можность жене своим смирением и кротостью перед мужем исправить содеянный в раю грех гордости и непослушания Богу.

Старец Паисий Святогорец убежден, что без обоюдной естественной тяги мужчина и жен­щина никогда не решились бы на брак. Они думали бы о предстоящих трудностях, неиз­бежных семейных трениях и проблемах с де­тьми. Гнетущее чувство тревоги и ожидание грядущих испытаний перевесили бы любые здравые доводы в пользу создания семьи1.

Уникальное единение супругов в браке до­стигается по милости Божией благодаря то­му, что мужской и женский пол имеют еди­ную природу. Действительно, кроме меди­ко-психологических особенностей, у них нет существенной разницы. Главное биологичес­кое и социальное отличие женщин от муж­чин продиктовано детородными функциями. При соединении в «одну плоть» зарождает­ся новая человеческая личность. Вот поче­му достоинство полов перед Богом одинако­во, и сочетаются они между собой как две части единого целого. Ни одна из этих частей не достигает совершенства без другой или без особого действия благодати Божией вне бра­ка (например, в монашестве).

Идея единосущности, единородности, принципиальной близости женщины и муж­чины – идея подлинно библейская. Женщи­на – не ущербная, а естественная, необходи­мая грань человеческого бытия и природы; не восполнение какого-либо недостатка обра­за Божия в Адаме, а завершение его во всей полноте человеческого естества. Причем спо­соб создания Евы нисколько не умаляет ее достоинства. Как Ева рождена от Адама, так Христос – от Пресвятой Девы Марии (см.: Лк. 1, 31–35), а Его Церковь (Невеста и Же­на) – от Христа (см.: Откр. 19, 7 и 22, 17).

Размышляя о физиологической стороне полового инстинкта, епископ Немезий Эмес­ский писал, что производительная (сперма­тическая) способность человека не подчиня­ется разуму. «Пожелание совокупления вло­жено природой. Мы невольно возбуждаемся к нему, хотя само действие, безусловно, в на­шей власти и зависит от души. Оно соверша­ется через органы, которые служат природ­ному стремлению, а удержаться от стремле­ния (порыва) и подавить его зависит от нас... Неразумные животные управляются не сами собой, а природой, и получают от нее опреде­ленную меру и время»2.

«Глас Господа разрешает от бремени ла­ней», – восклицает псалмопевец (Пс. 28, 9). Ясно, что Господь не выполняет функции по­вивальной бабки, но контролирует сам про­цесс размножения. Недаром Творец наде­лил животных способностью самостоятельно плодиться и размножаться (см.: Быт. 1, 22). Глагол «плодиться» указывает на половое влечение и соответствующее половое пове­дение, а глагол «размножаться» – на заботу о потомстве. Эти жизненно важные инстинк­ты обусловлены генетически.

Животные воздерживаются инстинктив­но. Самки не допускают к себе самцов с то­го момента, как обнаружат, что носят в себе плод. По данным зоологии, спаривание пос­ле зачатия неблагоприятно отражается на эмбрионе и новорожденном детеныше. Та­ким образом, по Промыслу Божию природа сама себя регулирует.

У людей дело обстоит сложнее. Когда Ева зачала и родила Каина, она сказала: «Приоб­рела я человека от Господа» (Быт. 4, 1). Пос­ле рождения Сифа она произнесла схожую фразу: «Бог положил мне другое семя, вмес­то Авеля, которого убил Каин» (Быт. 4, 25). Кстати, с древнееврейского языка имя «Сиф» так и переводится – «положенный», «ут­вержденный».

Рахиль, жена Иакова, не имела потомс­тва и в печали своей укорила мужа: «Дай мне детей, а если не так, я умираю». Разгневался Иаков на неразумие жены своей и ответил: «Разве я Бог, Который не дал тебе плод чре­ва?» (Быт. 30, 1–2).

Тем не менее рождение ребенка не сводит­ся к воле Божией и наследственности. Не­льзя принижать роль общества и самих ро­дителей: их личные усилия, состояние их здоровья, эффективность лечения и т. д. Та же Рахиль уповала не только на помощь свы­ше, но употребляла и мандрагоровые яблоки. Восточные женщины считали, что эти плоды помогают при бесплодии. «И услышал ее Бог, и отверз утробу ее» (см.: Быт. 30, 14–24).

Биологический пол человека определяет­ся так: при зачатии новый организм получа­ет всю свою генетическую информацию от ро­дителей (50% хромосом от каждого). По ма­теринской линии наследуется Х-хромосома, по отцовской – или Х, или Y. Если у плода две Х-хромосомы, то родится девочка; если Х и Y, – то мальчик. Лишние X или Y-хромосо­мы в одном организме – признак патологии.

В течение долгих лет полагали, что ника­кой иной пользы Y-хромосома не несет. Сей­час доказано обратное. Y-хромосома – не­что уникальное в мире. Самая крохотная из всех (заметно меньше Х-хромосомы), она уз­ко специализирована. Ее гены отвечают за производство спермы и за «сопутствующие» функции.

Интимная близость и зачатие младенца происходят не только «от крови», от «хотения плоти», но и «от хотения мужа» (Ин. 1, 13). «И я человек смертный, подобный всем, по­томок первозданного земнородного, – сви­детельствует о себе премудрый царь Соло­мон. – И я в утробе матери образовался в плоть в десятимесячное время (по лунному календарю. – К. З.), сгустившись в крови от семени мужа и услаждения, соединенного со сном...» (Прем. 7, 1 – 2).

Физиология интимных контактов дей­ствительно основана на бессознательных, инстинктивных порывах и на циркуляции в крови гормонов, возбуждающих сексу­альные желания. Но этим дело не исчер­пывается.

Психология интимных отношений под­разумевает участие сознания и воли. Люди вступают в близость либо желая, либо не же­лая ее. Кто-то торгует своим телом и зараба­тывает на проституции, кто-то подвергает­ся насилию, кто-то предпочитает вести себя ветрено, а кто-то отдает себя своей законной половине. Намерения различны. Отсюда – все коллизии.

Итак, половое влечение (либидо) челове­ка состоит из двух взаимосвязанных ком­понентов – врожденного и приобретенного. С точки зрения физиологии, первый зави­сит от деятельности подкорковых структур головного мозга и половых желез, второй – от условных рефлексов коры мозга. Ввиду двойственной природы интенсивность либи­до изменяется при воздержании и под вли­янием конкретных обстоятельств (болезней, стрессов, приема пищи, алкоголя, лекарс­твенных препаратов и т. д.).

Время пробуждения либидо и начала менструаций, их цикличность, степень сек­суальной активности, наступление климакса во многом обусловлены наследственностью. Прекращение работы половых желез и рез­кое снижение в крови уровня их гормонов на­блюдаются у женщин примерно в 50–55 лет, а у мужчин – в 55–60 лет.

Бывают и исключения. Вспомним исто­рию праведного Авраама. «Тело его, почти столетнего, уже омертвело» и не могло дать начало новой жизни. Престарелая супру­га старца вообще была неплодна. Однако, по особому Промыслу Божию, она «полу­чила силу к принятию семени и не по вре­мени возраста родила...» (см.: Рим. 4, 19; Евр. 11, 11).

Анализируя соотношение генетических и духовных аспектов интимной сферы, важ­но подчеркнуть следующее. Половое влече­ние – это еще не любовь, а любовь – далеко не только половое влечение.Настоящее глу­бокое чувство есть дар Божий. Прежде всего любовь предполагает общение сердец – вза­имные права и обязательства, эмоциональ­ное тепло, доверие. Если же она сводится к генетическим и биохимическим реакциям, к сексуальному наслаждению, то подлинный смысл семьи и брака извращается. Гены – лишь биологический фундамент, на котором мы сами, в согласии с волей Божией или вопреки ей, строим здание своей любви.

Мысль о единстве и взаимодействии ге­нетических процессов, социальных факто­ров и духовного становления личности под­тверждается в Евангелии. «Есть скопцы, ко­торые из чрева матери родились так, – учит Христос Спаситель, – и есть скопцы, кото­рые оскоплены от людей; и есть скопцы, ко­торые сделали сами себя скопцами для Царс­тва Небесного. Кто может вместить, да вмес­тит» (Мф. 19, 12).

Изречение Господа многогранно. В част­ности, оно говорит о людях, не склонных к любострастию по своему природному сло­жению (половой конституции). Их естест­венная воздержанность обусловлена гене­тически и не вменяется им в подвиг. Иные же ради спасения души должны спе-
циально обуздывать себя и бороться с грехами плоти. Эти усилия высоко ценятся Богом.

 

2. Половое поведение 

 

Человек сам реализует свой половой инстинкт. Это и называется половым поведени­ем. Повторим: сама по себе потребность в со­итии не более нравственна или безнравствен­на, чем, скажем, потребность в пище. Другое дело – мотивы и способы ее удовлетворения. Здесь главное слово принадлежит не генам, а свободе воли.

Если интимные отношения не противо­речат заповедям Евангелия, то благодать Божия освящает их. Иначе возникают от­клонения в психосексуальном развитии, раз­личные болезни, извращения, внебрачное со­жительство (блуд), супружеская неверность (прелюбодеяние) и прочие отступления от первоначального замысла Божия.

Нарушения седьмой заповеди «не пре­любодействуй» – наиболее распространены и опасны. Зло неудержимо манит к себе че­ловека своей скоротечной привлекательнос­тью, «временным греховным наслаждени­ем», по-славянски – «временной греха сла­достью» (Евр. 11, 25). Недаром Господь Бог сказал убийце Каину, что у дверей его сердца лежит грех: «Он влечет тебя к себе, но ты гос­подствуй над ним» (Быт. 4, 7). При этом вле­чение ко греху и половое влечение очень час­то действуют заодно.

Премудрый царь Соломон изобличил это на примере расплаты за любодеяние: «Мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдо-острый; но­ги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней» (Притч. 5, 3–5).

Похоть плоти идет от низшей, неразум­ной части души, и темные силы стараются разжечь этот пожар. «Не думай низложить беса блуда возражениями и доказательства­ми, – предупреждает преподобный Иоанн Лествичник, – ибо он имеет многие убеди­тельные оправдания, как воюющий 
против нас с помощью нашего естества»1.

Пожалуй, ни в какой иной области чело­веческой жизни нет столько поводов ко гре­ху, как в сфере интимной близости. Это объ­ясняется тем, что мужское и женское поло­вое влечение и поведение нередко принима­ют весьма болезненные, уродливые формы. Если либидо становится чрезмерным, оно затмевает собой все остальное. Плоть «бун­тует», кровь «играет», гормоны «пляшут», совладать с собой трудно. При упоении страс­тью разум обычно как бы отключается, о чем и приходится горько жалеть после. Такое взбалмошное, неуравновешенное состояние души и тела метко выражено в словах попу­лярной эстрадной песни: «А когда любовь проходит, голова меня находит». От дурма­на страстей, от «похоти плоти» человек дей­ствительно «теряет голову» и утрачивает сво­боду. Отныне он готов на все...

Страдания попавшего в «сети любви», в ее «капкан» – центральная тема многих про­изведений классиков мировой литературы. Возьмем, к примеру, сонет В.Шекспира:

 

Любовь – недуг. Моя душа больна

Томительной, неутолимой жаждой.

Того же яда требует она,

Который отравил ее однажды.

 

Мой разум-врач любовь мою лечил.

Она отвергла травы и коренья,

И бедный лекарь выбился из сил

И нас покинул, потеряв терпенье.

 

Отныне мой недуг неизлечим.

Душа ни в чем покоя не находит.

Покинутые разумом моим,

И чувства, и слова по воле бродят.

 

И долго мне, лишенному ума,

Казался раем ад, а светом – тьма!2 

 

Как остроумно подметил диакон Андрей Кураев, «когда сегодня юноша говорит де­вушке «я тебя люблю», то в 90 случаев из 100, в переводе на русский язык, этот Ро­мео просто хотел сказать своей Джульетте: «Слышь, телка, я тащусь от тех ощущений, которые я испытываю в твоем присутствии». В современной молодежной культуре «я те­бя люблю» означает «я тобой пользуюсь». То есть, мне нравятся мои ощущения, я от них балдею, а ты для меня – просто сти­муляция этих ощущений. И это не любовь, а всего лишь одна из форм эксплуатации че­ловека человеком»1.

Помимо козней диавола и наших личных (благочестивых или неблагочестивых) воз­зрений, на половое поведение влияют также врожденные склонности.

Еще в начале XIX века преподобный Нил Мироточивый сетовал, что матери рождают младенцев «по чину и естеству женскому», но не носят младенцев «по чину и естеству младенческому». Случается это оттого, что супруги «подчиняются рабству плотской по­хоти и чадорождают младенцев в сладострас­тии». А ведь прежде чем засеять поле, надо отобрать зерна от плевел, и хорошие семена посадить на подготовленном месте, без сор­няков. Тогда терния не заглушат всходы по­лезных растений. Таковым же должно быть и семя мужа, и поле жены2.

«Если засеется семя мужа с помыслом бла­гим, то и младенец благим родится, – настав­ляет преподобный Нил Мироточивый, – ес­ли же засеян будет с прелюбодейством и блу­дом, то, с каким зачатием зачался, с тем и родится. Чадородят его, но не порадуются о нем... Если мать совратится с пути закон­ного в иной, тогда отстраняется Бог, т. е. ос­корбляется благодать Таинства брака. Мла­денец сугубо истощается, почему и не возмо­жет увидеть мать младенца своего благопо­лучным, ни младенец порадоваться о матери своей. Младенец разлагается душевно еще во утробе матери своей вследствие того, что бы­ла она нечистой и сносилась противозаконно, уже имея во чреве своем»3.

По мысли преподобного Нила, соитие в период беременности угрожает физическо­му здоровью плода и наносит ему огромный духовный вред. Не обязательно, что ребенок родится с каким-либо телесным недостат­ком, но, оскверненный духовно, он приоб­ретет дурные врожденные склонности (к лу­кавству, лжи, воровству и т. п.)1.

Такого же взгляда придерживается старец Паисий Святогорец: «Супруги обязаны подви­заться в воздержании, чтобы не передать плот­скую страсть и своим детям. Если родители отличаются очень плотским мудрованием2, то их ребенок с малого возраста имеет ана­логичные склонности. Это происходит пото­му, что он наследует от родителей плотское мудрование (курсив. – К. З.). Вначале, как все унаследованные от родителей страсти, плотс­кое мудрование еще мягко, нежно, подобно молодой крапиве, которая не обжигает, и ты можешь легко браться за ее листья. Но когда она подрастает, ее листья начинают жечь. Так и плотское мудрование – вначале оно может быть исцелено хорошим, имеющим рассуж­дение духовником. Однако если не отсечь мирское мудрование в молодом возрасте, то, ког­да станешь взрослым, для этого понадобится подъять немалый подвиг»3.

Как выяснится, что зачатие произош­ло, старец советовал немедленно отказать­ся от сношений либо, если супруги не в си­лах сдержать себя, предельно ограничить их. По крайней мере, с шестого месяца, контак­ты нужно прекратить совсем4.

Заметим, что и научная литература не ре­комендует интимные сношения в последние два-три месяца до родов. При этом в расчет принимаются, конечно, не духовные пос­ледствия, а только ход эмбрионального раз­вития. Вполне понятно: чем ближе к родам, тем плод уязвимее, тем опаснее для него ка­кое-либо неловкое движение матери. Бере­менным не надо лежать на животе, сдавли­вать область живота и таза, чего сложно из­бежать при физической близости.

Кроме того, половые акты обязатель­но приводят к сильному физиологическо­му возбуждению и мощным эмоциональным переживаниям. Это может ослабить доми­нанту беременности. Напомним, что пос­ле оплодотворения все силы женского орга­низма в норме направлены на сохранение, вынашивание и рождение плода. Это и есть доминанта беременности. Ей подчиняется всё: от биохимических и физиологических реакций до деятельности подсознания и со­знания. Если доминанта «расшатывается», то нормальное течение беременности ослож­няется. Организм матери не в силах полно­стью удовлетворить возрастающие потреб­ности эмбриона.

Вот схожая ситуация, правда, из области стоматологии. Если ежедневно, хотя бы чуть-чуть, раскачивать какой-то зуб, то рано или поздно он выпадет.

Кульминацией интимной близости слу­жит оргазм – своего рода гормональный «взрыв». В кровь выделяется высокая кон­центрация различных биологически актив­ных соединений. А матка – это домик, где живет зародыш. И когда происходит «био­химическое сотрясение» всего организма, то «сотрясается» и она...

Представим такую картину. Кто-то спокой­но живет в своем родном доме. И вдруг пол, сте­ны, потолок и вся мебель начинают шататься. Причина «землетрясения» не известна. Что испытывает человек в этот момент? Панику, парализующий страх или активное желание избежать опасности. А если такое происшест­вие повторяется периодически? Тогда жилец и вовсе рискует попасть в тот дом, который на­род презрительно называет психушкой.

В I столетии н. э., по сути, так же выска­зывался о доминанте беременности учитель Церкви Климент Александрийский: «Всякая чрезмерность и неумеренность идут против за­конов природы... Моисей призывает мужей воздерживаться от беременных, пока они не освободятся от плода... Матка, в жажде рож­дения детей восприняв в себя семя, с этих пор не желает постыдного и достойного порицания соития... удерживаясь от сладострастия. Ее стремления, которые прежде были направле­ны на любовные объятия, обращаются теперь внутрь и, занятые лишь образованием плода, вспомоществуют Творцу. Не следует поэтому природу, уже занятую этим, еще беспокоить из границ выходящим бесчинством»1.

Как видим, богословские и медицинские позиции удивительно созвучны.

3. Однополые связи 

Православная Церковь сурово осужда­ет гомосексуализм как смертный грех. Это – не нормальная сексуальная ориентация, а пов­реждение человеческой природы.

Когда старцу Паисию Афонскому задали вопрос, имеет ли гомосексуализм наследс­твенные корни, он горячо возразил. По его мнению, содомский грех нельзя списывать на поломки в хромосомах. Прежде всего здесь виновата семья, неправильное воспитание и тот злой навык, который приобретает чело­век при общении с окружающими1.

Очевидно, старец Паисий говорит о том, что медицина именует ложными сексуаль­ными перверсиями. Они являются приобре­тенными и возникают в процессе половой жизни человека. В отличие от них, истинные перверсии обычно врожденные и проявляют­ся с первым пробуждением полового влече­ния. Четкую грань между двумя этими вида­ми психосексуальных расстройств провести довольно сложно.

Согласно известному немецкому психи­атру Эрнсту Кречмеру, половые извращения не обусловлены только эндогенно (наслед­ственностью, конституцией и т. д.) или толь­ко психогенно (давлением внешней среды, эмоциональными травмами и пр.). В каж­дом конкретном случае нужно решать, на­сколько «гомосексуальность прочно заложе­на в самом строении тела и насколько сфор­мирована психическим воздействием в тече­ние жизни»2.

Крупный специалист в области биомеди­цинской этики, протопресвитер Православ­ной Церкви в Америке Иоанн Брэк пишет: «Точное соотношение «природы» и «воспи­тания» – генетических влияний и воздейс­твия окружения, определяющих гомосексу­альную ориентацию, – до сих пор не вы­яснено. Воинствующие геи склонны под­черкивать генетический компонент, чтобы обосновать теорию врожденной и необрати­мой гомосексуальности и обеспечить себе как одной из групп меньшинств – «сексу­альной» – покровительство закона. Их оп­поненты (например, православный психоте­рапевт Элизабет Моберли) на первое место ставят фактор окружающей среды, особенно неблагополучные отношения в семье»3.

Влияние духовных, социальных, психо­логических и биологических факторов на формирование сексуальной ориентации не­сомненно. Христианские авторы неоднократ­но утверждали, что демоны, по попущению Господа, соблазняют человека и подталкива­ют его к противоестественным порокам1 .

Также в половых излишествах и извра­щениях люди подчас виноваты сами: «Они знают праведный суд Божий, что делаю­щие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим. 1, 32).

На сексуальных предпочтениях челове­ка отчасти сказываются и гены. Косвенно это доказывают наблюдения американских специалистов. Среди гомосексуалов – как мужчин, так и женщин – приблизитель­но 70–75% левши. А леворукость связана с врожденной спецификой работы полуша­рий головного мозга2.

Влечение к лицу своего пола нельзя объ­яснить исключительно природной предрас­положенностью. Как справедливо указы­вает зарубежный ученый Джон Ф.Харви, около половины однояйцовых близнецов не разделяют гомосексуальные наклонности своих однояйцовых братьев. «Самое боль­шее, что допустимо сказать, – генетичес­кие и гормональные факторы могут пред­располагать к гомосексуальной ориента­ции, но не предопределять ее. Предраспола­гающие генетические факторы сами по себе еще не приводят к гомосексуальной ориен­тации (курсив. – К. З.)»3. 

В заключение процитируем отрывок из брошюры протоиерея Фомы Хопко, опубли­кованной в 1989 году Отделом религиозного образования Православной Церкви в Амери­ке: «Подобно всем соблазнам, страстям и гре­хам, в том числе тем, что глубоко и, как не­редко кажется, неизгладимо запечатлелись в нашей природе благодаря неблагоприятной наследственности, гомосексуальная ориен­тация может быть излечена, а гомосексуаль­ные действия прекращены... Когда гомосек­суалы, желающие преодолеть свои склоннос­ти, встречают терпеливое участие и истин­ную любовь друзей и близких... Бог дарует победу Ему одному ведомыми путями»4.