Мой Ушаков

Валентина Генкова

 

МОЙ УШАКОВ

 

«Бог всегда воздает по справедливости людям, наполненным Верой и Праведностью, совершающим Милосердие и Благотворительность, служащим Отечеству и ближним честно и неподкупно». 

Валерий Г а н и ч е в,

автор книги «Ушаков»

 

В этом году исполнилось 10 лет со дня канонизации Адмирала Российского флота Ф.Ф.Ушакова,
5 лет со дня открытия Кафедрального собора и памятника в честь адмирала Ушакова в Саранске и сооружения памятника ему же на мысе Калиакра, что в Болгарии.

Гениальный полководец, непобедимый герой, не потерпевший ни одного поражения, строгий, но объективный, уважавший и любивший своих моряков, лояльный к пленным, дипломат, признанный народами не только России, но и Южной и Северной Италии, Греции и даже не раз побежденной им Османской Империи. Лесть, зависть при жизни, забвение после смерти в собственной стране не обошли стороной этого человека. Но правда восторжествовала – он является единственным Святым Адмиралом, покровителем моряков.

Ему посвящен документальный фильм «Святой Адмирал», который переведен на английский и болгарский языки.

В этой статье хочу поделиться тем, как мне пришла идея создания фильма.

Для меня, автора-сценариста фильма, самый часто задаваемый вопрос: «Как тебе пришла идея создания фильма «Святой Адмирал»? На что я коротко отвечаю: «С неба упала». Появление этой идеи имеет длинную предысторию, проходит через всю мою сознательную жизнь, и я ее когда-нибудь действительно опишу, ведь невероятные чудеса сопровождают тебя, если Святой идет рядом. А сейчас хочу поделиться только отдельными, основными (конечно, для меня) фактами.

Родилась я в городе Саранске, тогда еще МАССР, в семье военнослужащего. Когда мне было 15 лет, папу направили на работу в провинциальный город Темников. Вся семья переехала туда, меня оставили в Саранске заканчивать среднюю школу. Приехав в Темников на летние каникули, я заявила родителям, что мне больше нравится здесь, и в Саранск я возвращаться не хочу. Это несмотря на то, что у меня уже был определенный статус. Я была чемпионкой МАССР в нескольких видах спорта. Прежде всего мне понравились мои новые подружки – непосредственные, веселые, добрые. Они меня водили по сказочно красивым лесам, по всем интересным, овеянным легендами местам,  о которых в то время говорилось почему-то загадочно тихо. Но больше всего меня поразил «тайный» поход в Санаксарский монастырь, который, если идти по дороге, находится в 8 километрах от Темникова, а если переплыть на лодке реку Мокшу, то совсем рядом. Об этом подружки просили: «Только папе не говори». Так я отцу и не сказала о походе в монастырь. Да мало ли о чем еще я не говорила родителям. Никому я не сказала о том, что видела там заброшенные могилы Адмирала Российского флота Ф.Ф.Ушакова и одного иеромонаха, как узнала позже – его любимого дяди, тоже Федора Ушакова, который был настоятелем этого монастыря. Он очень часто молился за своего племянника, и молитва явно была услышана: Адмирал не проиграл ни одного сражения.

Еще более заброшенным был сам монастырь, превращенный в советское время в ремесленное училище, на территории которого осталась тоже, видимо, заброшенная техника.

В уголке моей памяти, и даже где-то глубоко в душе, запечатлелось, как я сорвала цветочек, положила его тихонечко, чтобы никто не увидел, на могилу и, уходя тайком от веселой гурьбы девочек, несколько раз оглянулась. А ведь существует поверие, что, уходя от могилы, нельзя оглядываться. Это было самое начало. И началось всё вопреки всем запретам.

Так завязался первый узелок на ниточке, которая потянулась
к моменту рождения будущего фильма, образуя клубок из событий и моих чувств к Ушакову.

Через 2 года, закончив среднюю школу в городе Темникове, я поступила учиться в институт в Москву, где и встретилась с моим будущим мужем Венцеславом Генковым – болгарином – и переехала жить к нему. Отдыхая в Варне, еще в первый год проживания в Болгарии, мы посетили мыс Калиакра, и там я увидела выбитую на скале фигуру воина и надпись. О Боже! Из нее я узнала, что 31 июля 1791 года российский флот под командованием Ушакова одержал победу над османским флотом. Жители села Болгарево ночью наблюдали за ходом этой битвы с берега, и бывший тогда под османским рабством народ был поражен увиденным. Горевшие турецкие корабли были потоплены, и только некоторые, с разбитыми мачтами и разорванными парусами, удирали к Константинополю (сейчас Стамбул). Новая тактика морского боя под Калиакрой вошла не только в российские учебники. Тогда турецкий флот фактически прекратил свое существование. А у порабощенного болгарского народа появилась надежда на помощь России в освобождении от османского ига. В результате этой победы Россия вернула Крым – исконно русскую славянскую землю, где еще в
Х веке киевский князь Владимир крестил Русь, а также получила выход к южным морям. Вот и второй узелок завязан на ниточке моей жизни.

И так ниточка повела меня дальше, в другие страны – туда, где воевал Великий Адмирал. Случай привел меня на Болгар-
ское национальное телевидение, где я проработала более 20 лет, создавая передачи и фильмы на разные темы. Жизнь и работа на ТВ открыла мне возможность выезда за границу, и я не помню ни одного случая, чтобы мне кто-
нибудь мешал или не разрешал выехать за границу или каждый год в отпуск на родину, в Россию. В середине 70-х годов попала в Стамбул. После еще несколько раз бывала в тех местах, где по Босфору проходили и бросали якорь корабли Ушакова. В конце ХVІІІ века обстановка изменилась. В 1796–1797 годах Франция за-
владела большей частью Европы и стала опасным соседом как для Османской, так и для Российской империй. Тогда веками враждовавшие Россия и Турция создали объединенный флот под руководством Ф.Ф.Ушакова против общего врага – армии Наполеона. Российские корабли под командова-
нием Ушакова вошли в Святая Святых – Адмиралтейство османского флота на Босфоре.

Итак, началось освобождение от французских захватчиков самого стратегически важного объекта – греческих Ионических островов, находившихся в то время под управлением Венеции. В результате судьба семи Ионических остро-
вов была решена. Самой трудной победой оказался бой за остров Корфу. Великий полководец Александр Суворов, воевавший в это время на суше в Альпах, воскликнул: «Почему я не был на Корфу хотя бы мичманом!»

Победу праздновали на всех островах, прославляя Россию, Императора Павла І, Адмирала Ушакова и его легендарный флот.

Ведь здесь, на Корфу, великий Адмирал проявил себя как настоящий дипломат, создавая вместе с освобожденными греками Конституцию. Благодаря ему вместо католического епископа был впервые избран православный. Благодарные греки обожали Ушакова, называли его именем своих детей и чтили его моряков, которые после победы посещали храмы, как их учил Главнокомандующий. Сейчас здесь каждый год отмечается дата падения последнего французского гарнизона на Корфу.

В мире существует много героев, признанных в своих странах. Но много ли героев признаны не только в своей стране, но и в других? Таким был Ушаков, моряков которого, как героев, встречали на греческих островах и по всей Италии после успешного освобождения этих земель от армии Наполеона.

Съемки нашего фильма прошли почти во всех местах, где были битвы с наполеоновской армией. Интересно то, что все эти места я посетила намного раньше, до создания этого фильма, когда подсознательно завязались узелки моих встреч в местах боевой славы, связанных с именем Ушакова, а также в храмах, где каждый раз, ступая на землю, молились моряки Российского флота.

* * *

В начале 90-х годов мы с семьей жили 4 года в Италии. Во время наших поездок в Болгарию и обратно мы проплывали на фериботе Ионические острова с остановкой на острове Корфу. Каждый раз я говорила себе, что в следующую поездку сойду на берег хотя бы на один день. Но этого, к сожалению, тогда не произошло. И вот во время съемок сердце мое билось так сильно, что иногда захватывало дух. Я заходила в храмы и монастыри и чувствовала незримое присутствие Ушакова и его моряков, точно так, как описывал в книге «Ушаков» Валерий Ганичев. Я прикасалась к иконам, подаренным моряками, и ко всем другим, которые были почитаемы самим Ушаковым. Всё это делала молча, не говоря ни слова двум операторам. Им просто это было бы не понять. Туристическая фирма Grand Sea Services принимала нас как своих гостей, не взяла с нас даже плату за гостиницу. И тут-то я уже в который раз подумала о ниточке и узелочке, завязанном во время моих поездок на пароме.

Живя в Италии, в Риме, я посетила все места – Бари, Анкона, Ливорно, Сицилию, где воевали союзнические флотилии (Англия, Австрия, Россия), освобождая Италию от французских захватчиков. Тогда сам неаполитанский король Фердинанд ІV просил помощи у Российской империи и лично у Ушакова. Помощь пришла, французы были изгнаны.

Меня как будто кто-то вел по этим местам, чтобы позже приехать сюда еще раз, но уже для съемок фильма. И тогда мне было легко найти их. Случилось множество промыслительных встреч с людьми, знающими и почитающими Великого Адмирала.

На Рождество 2004 года нас с мужем пригласили в гости в Стамбул наши приятели, и вместе с ними мы попали к их турецким друзьям. Хозяин семьи, занимающийся геральдикой, в разговоре случайно сказал ласковые слова о Нельсоне. Я же добавила, что Нельсон и Ушаков вместе освобождали Европу от французов, на что он ответил: «Нельсон герой, Ушаков тоже, но он использовал тактику Нельсона». Я же знала, что Нельсон побеждал и терпел поражения, был ранен. Ушаков же не проиграл ни одного сражения, а в одном из боев именно Нельсон, по хронологии, использовал тактику боя Ушакова. Я не совсем уверенно возразила, и на этом разговор закончился.

Кстати, корабль Нельсона первый раз мы с мужем посетили во время одной из поездок в Лондон. Это посещение вошло в историю моей жизни. Я была поражена красотой этого парусника, и тогда опять же завязался узелок на ниточке, связывающей меня с Ушаковым. Когда пришло время снимать корабль для фильма, я чувствовала себя на нем чуть ли не знатоком, а сердце сжималось и билось неимоверно от переполнявших его чувств. На этом корабле происходила встреча Ушакова с Нельсоном. Но меня одолевало чувство сожаления о том, что в России не осталось ни одного корабля Ушакова, нет ни одной вещи, кроме единственного по-
гона. Я впоследствии предложила Правительству Республики Мордовия по-
строить копию корабля «Святой Павел», его можно поставить точно напротив Собора, на речке Саранке.

А тогда, вернувшись из Стамбула в Софию, взяла в библиотеке книгу В.Ганичева «Ушаков». Просмотрев книгу, я освежила в памяти события и поняла, что была права, и точно тогда мне пришла мысль создать документальный фильм об Ушакове. Тут же из Софии я отправилась в Саранск и обратилась к заместителю Председателя Правительства Мордовии В.В.Конакову с предложением о съемках исторического фильма об Ушакове.

Он поддержал мое предложение, я приехала в Москву, чтобы встретиться с писателем Валерием Ганичевым. Он подарил мне только что вышедшее дополненное издание своей книги «Ушаков». Также я просмотрела ряд других книг. От капитана І ранга В.Д.Овчинникова я тоже получила в подарок его книгу «Святой праведный адмирал Федор Ушаков».

Собрав информацию из книг и просмотрев много фотографий и документов, я поняла, что всё то, что я прочла, тесно связано именно с теми местами, которые я уже однажды посетила, и знания о них, сознательно или нет, отложились в моей памяти. Весь фильм был у меня уже в голове. Поэтому сценарий, около 30 страниц, я набросала за одну ночь. Это было в Саранске. Я села писать где-то под вечер. Мама была смертельно больна, и, чтобы не спать, я решила писать. В какое-то время оглянулась, на диване сидела мама, пришедшая посмотреть, что я делаю, и она говорит: «Не обращай на меня внимания, пиши, пиши. Я посижу». Я начала писать, и когда в 6 часов утра по радио прозвучал гимн, точка была поставлена. Мама умерла в феврале, не дожив до выхода в свет фильма.

Я оформила сценарий, который был принят В.В.Конаковым и министром печати В.В.Маресьевым – историком по образованию, который дал несколько полезных советов. Я выбрала телевидение, на котором должны были снимать фильм, – «10 канал Мордовия».

Об Ушакове снято много художественных и документальных фильмов. Историко-документальный фильм «Святой Адмирал» стал первым, показавшим места боевой славы Великого Адмирала, в нем много интервью с разными людьми в разных странах. Фильм был готов точно накануне пятилетия со дня канонизации Адмира-
ла Российского флота Ф.Ф.Ушакова и открытия Кафедрального собора и памятника, посвященных Великому Адмиралу. В Мордовии фильм был принят очень благожелательно.

Указом Главы Республики Мордовия Николая Ивановича Меркушкина за создание исторического фильма «Святой Адмирал» и вклад в сохранение и развитие мордовской культуры мне было присвоено звание «Лауреат премии Главы Республики Мордовия». Торжественно и трогательно была вручена мне эта награда.

* * *

После торжеств и окончания всех моих дел в Саранске я поехала в Москву, чтобы вылететь в Софию. Заранее позвонила своей новой знакомой – режиссеру из Санкт-Петербурга Валентине Рассохо-Анохиной, которая тоже сня-
ла прекрасный фильм об Ушакове, сообщив, что проездом в Болгарию буду в Москве 2 дня. Она знала о моем фильме, но не видела его, и тут же приехала в Москву, чтобы его посмотреть. С ней был ее друг, известный генерал, я им показала свой фильм, после чего Валентина предложила мне участвовать в международном фестивале документальних фильмов «Море зовёт» в Санкт-Петербурге.

Был четверг, а в пятницу у меня самолет на Софию. Я робко посетовала, что меня ждет внук, на что генерал сказал: «Ну и внука берите с собой». Мы все рассмеялись. Приехав в Софию, я молчала два дня, а в воскресенье вечером сказала мужу об этом предложении. Он буквально вытолкал меня из дома, заставил отправить заявку и купил билет до Санкт-Петербурга.

На фестивале были представлены около 90 фильмов из разных стран. Мой фильм приняли исключительно горячо. 14 фильмов наградили, одним из награжденных стал и мой «Святой Адмирал». Валентина тоже получила награду.

После просмотра фильма ко мне подошел директор фестиваля С.В.Апрелев и сказал: «Давайте быстро все ваши диски. Там очередь выстроилась за вашим фильмом». Я никогда и не думала продавать эти диски. У меня их было только два. Один я подарила директору фестиваля, а за другой один из участников фестиваля предложил три своих. Иностранным членам жюри я обещала подарить диски после перевода фильма на английский язык.

...Каждое утро перед иконой выражаю благодарность Святому Федору Ушакову, всем морякам, и всем-всем, кто принял участие в создании фильма! Одно могу сказать: трудно и долго пришлось Ушакову вести меня к цели. Но мы к ней всё же пришли!