Дело жизни супругов Медведских

Анжелика Горбунова

Дело жизни супругов Медведских

Волнующий, волшебный и восхитительный мир театра испокон веков влечет к себе людей. А для некоторых служение театральному искусству становится делом всей жизни. Как то случилось с нашими героями, замечательной парой – супружеской и творческой, заслуженными артистами Мордовии Ниной и Вадимом Медведскими.

Сын оружейника

Он родился в 1930-м году в семье инженера Тульского оружейного завода. Вадим, как и большинство его сверстников, рос озорным, шумным и непоседливым. Но уже тогда от других он отличался артистизмом, утонченностью натуры и тяготением к изящным искусствам. Возможно, свое значение имело и то, что по линии бабушки со стороны отца семья Медведских принадлежит к дворянскому роду.

До революции Медведские владели лесом (до сих пор в Туле есть автобусная остановка «Лес Медведских»).

В их семье любили музыку – и не только слушать. Мама Вадима и старшая сестра прекрасно играли на рояле. Сына тоже пытались обучить игре на скрипке, но Вадим не проявлял особого усердия. Он прятал скрипку под кровать, тайком брал хранившееся в доме ружье и бежал на охоту.

Во время Великой Отечественной войны Тульский оружейный завод эвакуировали в Магнитогорск, куда также переехала семья инженера Медведского. Кстати, Вадим и его ровесники с 12 лет трудились у станка, заменив мобилизованных на фронт мужчин.

Отец практически всё время и силы отдавал работе. И Вадим, чтобы помочь семье, промышлял охотой и рыбалкой. Однажды, отправившись в очередной раз на охоту, Вадим вдруг услышал выстрелы. Кубарем скатившись с горы, он увидел бегущих женщин. Одна из них обняла его и закричала: «Победа! Победа! Победа!»

Оружейный завод снова вернулся в Тулу. И у Медведского-младшего, родившегося на земле знаменитых оружейников, тоже обнаружился недюжинный интерес к оружию. Вместе с товарищами он мастерил самодельные «мушкеты», качество которых они проверяли, устраивая стрельбу по мишеням. Забава не из невинных. И родители поспособствовали, чтобы парня – от греха подальше – досрочно призвали на срочную службу в армию. Там-то и раскрылся незаурядной артистизм Вадима, активно участвовавшего в художественной самодеятельности, выступавшего в солдатских концертных программах. Во время срочной службы Медведский решил связать судьбу с профессией кадрового офицера и окончил Казанское военное училище. Но и страсть к вокальному творчеству его не отпускала. Лейтенант Медведский мечтал поступить в консерваторию. Однако строгий армейский устав не допускает «дезертирства». И молодому офицеру потребовалось обратиться к самому маршалу Жукову. Как ни странно, просьба Медведского получила одобрение маршала. И Вадима приняли в Казанскую консерваторию сразу на второй курс.

Артистическая биография лирического баритона Вадима Медведского по-настоящему началась на сцене Республиканского музыкального театра в Саранске. Он исполнял ведущие партии в оперных постановках «Евгений Онегин», «Чио-Чио-сан», «Риголетто», «Пиковая дама». Кстати, в тех же спектаклях, в менее значимых ролях, выступала и молоденькая очаровательная Ниночка Кашляева, которую специалисты сразу сочли «актрисой, подающей большие надежды».

Сибирская девочка

Нина родилась в Новосибирске в большой семье, где она была старшей из шести детей. Когда началась Великая Отечественная война, семья Нины Кашляевой, спасаясь от голода, оказалась в Мордовии, в Теньгушев-
ском районе. Взрослые трудились в колхозе, а на старшую дочь ложились заботы по дому и о младших братьях, сестрах. А главной отрадой в монотонной сельской обыденности для Нины было пение. Дома она пела колыбельные и русские народные песни, ее красивый, сильный голос стал украшением школьной художественной самодеятельности. И директор школы посоветовал Ниночке продолжить образование в Саранском музыкальном училище имени Л.П.Кирюкова.

До сих пор Нина Яковлевна с особой благодарностью вспоминает душевную теплоту своих наставников – Захара Авдеевича Зайчикова, Людмилу Павловну Юшкову, Викторию Николаевну Рубшеву. Благодаря им вокальное искусство Мордовии взошло на пьедестал высокого мастерства.

А кроме того, они просто по-человечески, как родных детей, опекали своих студентов. Однажды во время весенней оттепели Нина пришла на занятия в промокших насквозь валенках – другой обуви у нее не было. По полу за ней протянулась мокрая дорожка, а в валенках хлюпала вода. Преподаватели (сами-то не слишком богатые) без лишних разговоров раздобыли студентке галоши.

«А давай распишемся?»

Нина жила в общежитии. Там была огромная печь и маленькие комнатки. В этом же общежитии жил и молодой артист Вадим Медведский.

И вот, с некоторых пор, Нина начала замечать со стороны Вадима особое внимание к себе. Он восхищался ее косами (которые сам же впоследствии и остриг, так как на пышные волосы подруги не налезал ни один театральный парик), давал ей дельные профессиональные советы. Однажды на репетиции, нечаянно коснувшись друг друга, молодые люди почувствовали то, что верно выразил поэт: «И сразу искра пробежала по пальцам наших встретившихся рук». А потом, когда солнечным апрельским утром они вместе шагали на службу, Вадим вдруг предложил: «А давай распишемся?» «Запросто!» – согласилась Нина.

Синтетика жанров

Конечно же, Нина, как и все молодые актрисы, была полна надежд и радужных мечтаний. Она осознавала свои силы и всей душой стремилась к тому, чтобы исполнить главную партию. Но пока, как добродушно посмеивался режиссер Верезов, постановщики ее расценивали лишь как красивую мебель на сцене.

Тем не менее спустя некоторое время Ниночке доверили уже немаловажную роль Пипиты в оперетте Юрия Милютина «Поцелуй Чаниты», затем – Мадлен в «Фиалке Монмартра» Имре Кальмана, Адель в «Летучей мыши» Иоганна Штрауса.

Большинство артистов приходили на службу к 11 часам, а Нина – к девяти утра. И пока никого не было в театре, она репетировала около большого зеркала в фойе, оттачивая каждую деталь: поворот головы, движенье рук, манеру держать веер, изящно обращаться со шлейфом платья. А если вдруг – по разным причинам – кто-то из более опытных солисток не мог выйти на сцену, Нина с легкостью справлялась с любой ролью и партией.

Вскоре на нее обратили внимание и драматические режиссеры, поручая ей роли, требующие умения синтезировать психологическую глубину и вокально-хореографические навыки. Специально для одной из ролей она освоила мастерство фехтования.

При этом некоторое время в штатном расписании она по-прежнему числилась «участницей хора» с окладом в 80 рублей. Лишь переиграв уже немало ролей, она с удовлетворением узнала, что руководство театра приняло решение о ее переводе в основной состав творческого коллектива.

По признанию Нины Яковлевны, особенно увлекательно актерам работалось именно в синтетических постановках режиссера Вениаминова, в спектаклях которого органично соединялись музыка, драма, балет...

С труппой Мордовского музыкально-драматического театра Медведские гастролировали по многим регионам страны, объездили чуть ли не весь Советский Союз. Дочки артистов, можно сказать, росли за кулисами и в детстве тоже иногда выходили на сцену в маленьких ролях. Правда, повзрослев, театральную династию продолжать не стали.

Вадим Медведский не только блистал на сцене, переиграв десятки ролей героев-любовников, но пробовал себя и в режиссуре, поставив оперу Руджеро Леонкавалло «Паяцы», оперетту Франца Легара «Цыганская любовь». А еще он хорошо рисовал, мастерил, писал стихи и поэмы. Пять лет был режиссером Республиканского государственного музыкально-драматического театра, директором Мордовской госфилармонии, преподавал вокальное мастерство на кафедре музыкального образования Мордовского государственного педагогического института им. М.Е.Евсевьева.

А в реальной жизни Вадима Владимировича окружающие знали как очень доброго, отзывчивого человека. Будучи председателем месткома, он постоянно заботился о коллегах, хлопотал о решении бытовых проблем, неоднократно помогал с обеспечением нуждающихся жильем.

Смена амплуа

Принято считать, будто артистам до конца дней нужны огни большого города, аншлаги, поклонники. Тем удивительнее оказалось решение четы Медведских переселиться из столичного Саранска... в деревню. Кто бы мог подумать, что Нина Медведская, так органично создававшая образы изысканных аристократок, сумеет без труда справляться с коромыслом, растопкой печки, да еще заниматься типичным крестьянским хозяйством – ухаживать за двумя коровами, поросятами, пчелами, домашней птицей и огородом. Хотя, вероятно, в потаенных уголках души многих из нас таится любовь к простой и вольной сельской жизни с малиновыми рассветами и оранжевыми закатами.

Распрощавшись со сценой, светом софитов, рукоплесканием публики, поклонников, Медведские перебрались в Александровку Большеигнатовского района.

Правда, творческие натуры не смогли раствориться в быту. В соседнем селе Чамзино Вадим Владимирович собрал хор, в котором только мужчин было 16 человек. Этот коллектив успешно представлял район на республиканском фестивале «Шумбрат, Мордовия!», а один из воспитанников Медведского стал участником другого ежегодного конкурса – «Играй, гармонь!».

После Вадима Владимировича пригласили на работу в Центр культуры Ичалковского района. В Ичалках супруги Медведские организовали народный театр, в труппе которого играют непрофессиональные артисты – и взрослые, и дети. Особое внимание Нина Яковлевна и Вадим Владимирович уделяли работе со школьниками, раскрывая в талантливых ребятах сценические задатки.

В память об Артисте

Они прожили в любви и согласии более полувека, вырастили двоих замечательных дочек Светлану и Екатерину, которые подарили им очаровательных внуков и правнуков. Кстати, один из них, 5-летний Вовчик, очень любит петь. И кто знает, может, он продолжит сценическую династию Медведских?

Вадима Владимировича не стало 25 ноября 2014 года. Нина Яковлевна осталась без опоры, о чем она и сама говорит. Тем не менее она не опускает руки, продолжает начатое с супругом дело – занимается с детьми, помогая юным дарованиям постигать азы сценического искусства.

Весной 2015 года к Международному дню театра в Ичалковском Дворце культуры по инициативе Нины Яковлевны состоялся вечер в память о Вадиме Владимировиче. Программа получилась искренне душевной, наполненной необычайной теплотой и нежностью. На приглашение приехать в райцентр охотно откликнулись ученики и коллеги Медведских, артисты Музыкального театра имени И.М.Яушева. Прозвучало много добрых слов, исполнено песен, романсов и арий...