Тропинка в творчество

Прошли те времена, когда поэты собирали стадионы, когда их книги издавались огромными тиражами, когда к их авторитетному мнению прислушивались... Причем сегодня ситуация одинаково плачевная как для признанных в литературных кругах мастеров, так и для начинающих лириков. Но нельзя сказать, что любовь к поэзии совсем угасла в нашем обществе, как нельзя сказать и то, что у современного поэта нет возможности выразить себя публично. Стихотворными строками забиты просторы интернета, но как читателю отделить драгоценные «зёрна» от навязчивых и вездесущих «плевел»? Периодически дают подсказку литературные журналы и литературные семинары, где секция «поэзия» практически всегда самая многочисленная – у большинства творческих натур душа просит именно зарифмованного самовыражения. Читателю такие семинары помогают сориентироваться, чтобы не «утонуть» в море графомании, а начинающему поэту – либо дают надежду, либо дают понять, что он из этого самого моря...

На форуме сайта нашего журнала появилось предложение от постоянного читателя – увеличить количество поэзии на страницах «Странника». Пусть для него и для всех любителей поэтического слова станет маленьким подарком материал, написанный по итогу литературного фестиваля «Саранская лира» и прилагающиеся к нему стихи начинающих поэтов...


Наталья Рузанкина

 

 

Много лет в столице нашей республики проходит литературный фестиваль «Саранская лира», организованный Союзом православной молодёжи Мордовии при содействии Саранской епархии. Фестиваль этот собирает в свои ряды тех, кто пробует силы в прозе и поэзии.

...Всего прочнее на земле – печаль,

И долговечней – царственное слово, –

 

 

так много лет назад писала Анна Ахматова. Приобщиться «царственному слову» в тихий октябрьский день прибыли школьники, студенты и педагоги из Саранска, Краснослободска, Рузаевки, Чамзинки. Среди участников фестиваля как совсем юные (пятнадцатилетняя Ангелина Павлова из поселка Комсомольский), так и взрослые, сложившиеся люди (преподаватель русского языка и литературы из Краснослободска Инна Васюнина). Творческий дебют – очень важный шаг в жизни человека, и многое зависит от того, как примут начинающего автора в литературном мире.

 

Пятнадцатилетний Михаил Тулупов представил на суд жюри и участников фестиваля свои прозаические миниатюры «О жизни», «О природе». «День сменяется ночью, закат сменяется рассветом, а я ищу дорогу в лето, которая тихим ручейком льётся где-то в стороне от этой реальности», – такова сказочная мечта юного автора. В его миниатюре «О жизни» – недетская печаль и философские размышления о смысле человеческого бытия. Прозаический дебют Михаила следует считать удачным.

Гостям и участникам фестиваля оказались близки стихи семнадцатилетней Елены Ромашкиной, во многом ещё несовершенные, но исполненные большой внутренней силы, выявляющие яркий, бескомпормиссный характер автора.

 

...Таким, как я, не скажут вслух

Слов утешительных, красивых,

Но в жизни не сломают дух

Таких, как я – непобедимых!..

 

 

 

Стихи автора дышат юношеским максимализмом. Елену привлекают сильные характеры, она увлекается чтением немецких философов.

 

Юная Наталья Сысуева, поклонница есенинской поэзии, представила подборку ярких и светлых стихотворных зарисовок, в которых так и сквозит влияние имажинизма. У девочки безусловное поэтическое дарование, красочные эпитеты в её стихах перемежаются с оригинальными метафорами, в каждом слове – чистота и искренность, необходимые составляющие настоящего творчества. «Словно тесто, подходят сугробы для излюбленных зимних затей», «фонарные огни горят, как свечи, за ширмами шифоновых платков», «морозным огнём разрумянится мандариновый праздничный дух» – вот лишь немногие из строк Натальи, которые говорят о свежем взгляде юной поэтессы на окружающий мир. Образы и события этого мира переплавляются в слова, заставляющие грустить и восхищаться, задумываться и сопереживать.

 

Рузаевские авторы Пётр Громов и Алексей Музалёв стали открытием фестиваля. Тонкая, оригинальная лирика Петра Громова (в некоторых стихах он экспериментирует со словами и образами, напоминая раннего Заболоцкого) нашла свой путь к сердцу слушателя. Поэтические эксперименты Петра (стихотворение «Метаморфозы»), некоторое литературное хулиганство не затмевают искренности и красоты лучшего из представленной подборки. Идеалом Громова является «золотой город», тот самый, о котором поёт в знаменитой песне Борис Гребенщиков и о котором, озарённый пророческим духом, писал Иоанн Богослов, город, «где ничего уже не будет проклятого»...

 

...О вечности бурной реки,

О битве плота и волны,

О линиях этой руки,

Которая пишет про сны.

Три года прошли. И теперь

Ты видишь в снежинках покой.

Но ждёт н е р а с к р ы т а я дверь,

И город за ней з о л о т о й.

 

 

 

Поэзия Петра Громова во многом напоминает пейзажи импрессионистов – та же фантасмагория красок, те же запоминающиеся образы.

 

«Я жизнь человека давно променял на вспышки волшебного света» – с такой фэнтезийной образностью говорит о
своём выборе молодой человек, и остаётся пожелать ему не растерять это удивительное, по-детски радостное восприятие мира в нашей суровой и жестокой реальности, исполненной холодного прагматизма.

 

Не менее интересен и другой рузаевский автор – Алексей Музалёв, у которого, как и у Петра Громова, уже есть публикации. Главной составляющей творчества Алексея является любовь к России и её народу, чистота и возвышенность человеческого духа.

 

...Оперевшись о наличник

Славным мастером резной,

Я стою, будто отличник

Перед школьною доской,

На которой вывел мелом:

Древняя, Святая Русь,

Мелом белым – белым – белым

Радость вывел через грусть...

 

 

 

В представленной Алексеем подборке привлекают внимание стихи библейской и христианской тематики, говорящие о подлинной, глубокой вере автора, не рядящегося в «модную ныне воцерковлённость», а сокровенную, подлинную. Небольшой отрывок из стихотворения «Разговенье» даёт представление о художественном даре автора, об умении увязать нехитрую земную радость с событием вселенского значения:

Я приберёг на Рождество,

Мне стало радостно и сладко,

Когда внезапно, высоко

Фольгой блеснула шоколадка, –

То ярко вспыхнула Звезда,

И повела меня за ельник,

За дали дальние – туда,

Где разговляется сочельник...

И я «Алёнку» развернул,

Холодную, с холодных сенец...

А в Вифлееме... свет... в хлеву –

Волхвам сияющий младенец...

 

 

 

Руководителям и участникам фестиваля запомнились и стихи преподавателя русского языка и литературы из Краснослободска Инны Васюниной. За внешней простотой и безыскусностью поэзия Инны скрывает тонкую и ранимую женскую душу, отзывающуюся на любую боль, на любое страдание в этом мире, об этом говорит отрывок из её пронзительной «Уличной зарисовки»:

 

...Толчки, угрозы, свист противный шин,

Вокзал, бутылки, в башмаке – прореха...

Голодный пёс, боящийся машин,

Последним в бомже видел Человека...

 

 

 

Стихи Инны исполнены подлинной доброты, сдержанного достоинства, искренности и великодушия:

 

Я оглянусь – в толпе замечу взгляд,

Знакомый очень, добрый и открытый,

Я знаю, так влюблённые глядят,

Простившие давно, что позабыты...

 

 

 

 

В ходе занятий «Саранской лиры» участники не только обсуждали произведения друг друга, но и получили необходимое общение, ведь дружба с близкими по духу людьми очень много значит для пишущего человека. По окончании фестиваля с напутственным словом выступил ректор Саранского Духовного училища о. Александр Пелин, который заявил, что самое главное для молодого дарования – синергия, творческий союз с Богом, когда поэт или художник, осенённый божественной благодатью, начинает создавать подлинно прекрасные произведения, и предостерёг от многих искушений, которые могут встретиться на пути настоящего таланта.