О нестяжательстве

 

ВО ИМЯ ЧЕГО ЖИТЬ И ЗА ЧТО УМИРАТЬ

– Отец Валериан, в современном обществе детей принято ориентировать на успешную карьеру, на то, чтобы они, вырастая, смогли зарабатывать деньги. А как вы думаете – на что надо нацеливать молодежь, которая получает образование?

– Когда Господь сподобил меня быть на Афоне, в Ватопедском монастыре я имел счастье общаться лицом к лицу с покойным отцом Иосифом Ватопедским. Ему было 90 с лишним лет, это тот старец, из кельи которого вышла явившаяся там икона Божией Матери «Всецарица» – чудотворный образ. Беседа была очень назидательная, поучительная, старец сказал замечательную вещь: «Самое главное в жизни – это цель». То есть должна быть истинная цель. Потому что цели бывают разными. Одних человек достигает – ну, построил, приобрел что-то, вырастил, – а дальше что? Иногда бывает несколько целей, желаний. О них, кстати, очень интересно говорят: за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. И в этих стремлениях, в погоне за некими целями, проходит вся жизнь. Кто достигает, кто не достигает, в чем-то человек разочаровывается, многое даже забывает и часто, как говорят, остается у разбитого корыта.

Потому что цель должна иметь ценность. А многие ценности связаны с этой временной земной жизнью, которая проходит. И мы часто, обращаясь назад, переоцениваем ценности, которые когда-то для нас казались бесценными, и они девальвируются – те же деньги. Многие вещи отходят на второй план.

Это начинается с детства. Вот дети к чему-то стремятся – этого хочется, того, им приобретают, покупают. Через некоторое время это надоедает, игрушка или вещь валяются, потом их выбрасывают на свалку. Или еще хуже бывает: когда несколько детей между собой дерутся – у этого есть, а у меня нет. Возникает зависть, у которой цель – отобрать, приобрести эту вещь.

Дело всё в том, что, когда речь идет о нестяжательности, нужно прежде всего задуматься – а что такое стяжательность? Что стяжать, и стоит ли ради этого затрачивать столько сил и времени? Не говоря уже о том, что часто именно стяжание чего-то вызывает соперничество, зависть, озлобление, раздоры. И стоит ли оно того, чтобы этим так заниматься и так к этому стремиться? Оглядываясь на то, что произошло, это, как часто говорят, и выеденного яйца не стоит.

Поэтому иерархия ценностей в жизни должна быть обязательно. И вообще постоянно возникают коллизии: что делать – то или то? Чем жертвовать, ради чего? Когда в свое время митрополит Антоний Сурожский спросил у своего отца – как он переживал за него, когда сын участвовал в военных действиях, тот сказал, что особенно не переживал, потомy что самое главное – во имя чего жить и за что умирать. Пожалуй, это и относится прежде всего к размышлению над этой темой. Приобретать – ради чего? Трудиться – ради чего? Как Николай Некрасов сказал:

Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей Любви...

А «всеобнимаюшая любовь» – это Божие. И вообще во имя любви человек и должен жить, собственно говоря, это – истинный смысл жизни. А если любви нет, что бы ты ни приобрел, что бы у тебя ни было, всё это – пустой звук. Как апостол Павел сказал: Если я говорю языками человеческими и ангель-
скими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто
(1Кор. 13:1-2)...

Поэтому, когда говорят о нестяжательности, нужно задумываться над положительной стороной этого понятия. Довольно известное явление, к несчастью, – атеизм, безбожие. Но суть-то его в отрицании Бога. И когда на знамени преобразователей человеческого общества появился этот лозунг – атеизм, – то получилось, что безбожники только отрицают. А что вместо? Схватились за моральный кодекс коммунизма, который с ошибками списали с Евангелия.

Вот и нестяжательность – это отрицание стяжания. Стяжание на славянском языке и в духовном смысле есть Стяжание Духа Святого. Вот главная цель и смысл. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам (Мф. 6:33). Всё остальное – приложится. В основе всего должно лежать стремление к истинной цели, а истинная цель – ...будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:48) – стяжание Благодати Святого Духа, как сказал преподобный Серафим.

А когда речь идет о нестяжательности, как мы ее понимаем в земном смысле, то это – отсутствие привязанности, самоцели, жертвенности во временных и меняющихся целях. Как говорит апостол Павел, всё мне позволительно, но не всё полезно. Ты приобретаешь это. А полезно ли это тебе? ...всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6:12). Ты приобретаешь, не можешь от этой вещи отказаться – значит, уже не ты приобрел ее, а она тебя прибрела. Кто-то говорил, что деньги дают свободу. Нет, они дают рабство – деньгам.

– Современный маркетинг основан на подробном изучении спроса. В результате тебе предлагают вещь, от которой ты действительно часто не в силах отказаться. Сейчас, например, чтобы стимулировать спрос на автомобили, запущена госпрограмма – машина в кредит, при этом ставка по кредиту компенсируется государством...

– Все эти вопросы должны решаться прежде всего так: насколько тебе по-настоящему необходимо то, что предлагают. Многого из того, что сейчас рекламируют, просто не существовало, пока человечество жило тысячелетиями. Неужели теперь для твоего бытия это настолько необходимо, что нужно залезать в долговую яму? Единственно допустимая ситуация, когда можно купить что-то в долг, – это некоторые вещи, которые не девальвируются. Например, земля – если ты сейчас ее не купишь, она дальше будет дороже, чем твой долг, который девальвируется в своей бумажной ценности.

Тут как раз я опять вспомню отца Иосифа, который очень интересно сказал: «А что человеку нужно? Одна кружка, одна миска, одна ложка». То есть, имея в виду основную цель, для остального бытия не так много и нужно. У нас это часто замечают люди, когда начинается Великий пост и первые дни не едят, – все слоняются, не знают, что делать. Вроде, сейчас готовили бы, ели... А так возникает вакуум, который нужно чем-то заполнять.

Две одинаковые одежды сразу не наденешь. Я слышал от людей, которые очень хорошо знакомы с Японией: японцы особенно не гоняются за такими вещами, как утепление, переодевание. Они говорят – можно перетерпеть. Стоит ли тратить на это столько времени и средств, когда это скоро пройдет?

Приобретение добрых навыков и ограждение от худых

– Батюшка, а как детям говорить о нестяжании? Или, наоборот, о стяжании Святого Духа?

– Ну, о стяжании Духа Святаго – это, конечно, и взрослый не всякий воспримет. А детям я немножечко в другом, даже в земном свете рассказываю. Вот они дерутся, один отнимает что-то у другого, а я спрашиваю: «А что у человека нельзя отнять?» Они никак не поймут, всё время что-то отнимают... Я им объясняю: умение, мастерство нельзя отнять. Вещь забрать можно, а вот то, чем ты владеешь по-настоящему, – навык отнять невозможно.

Эту истину другими словами выразил известный педагог Константин Ушинский. Он говорил: воспитание заключается в приобретении ребенком добрых навыков, привычек, какого-то умения. И в ограждении от худых навыков, которые потом всё время вводят в расход. Или же, если эти худые навыки приобретены, – в освобождении от них. Курение, например, к которому, к несчастью, дети привязываются и не могут потом отстать, – худой навык, который вредит здоровью, занимает время. Один человек, который бросил курить, рассказывал – у меня стало больше времени, курение отвлекает от всякого дела, время на него утекает незаметно. Не говоря уже о пьянстве, наркомании. Худые навыки и здоровье губят, и вообще лишают человека жизни, потому что при ненормальном поведении очень много происходит несчастных случаев.

Поэтому стяжание в духовном смысле – это стяжание добрых навыков, преодоление своей лени, страстных пожеланий. В противном случае начинаются неприятности: в детстве – драки, обиды, разборки; а потом, когда люди вырастают, родственники друг с другом не разговаривают: одному хочется одного, другому – другого.

Поэтому нестяжательность в земном смысле – это очень широкое понятие. И оно заключается не только в том, чтобы не было привязанности к материальным благам. Не нужно стяжать худые навыки, которые, кстати, разрушают семьи, дружбу, всякие союзы. Так и сказано: Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15:33).

Стяжать можно Благодать Святого духа, кротость, смирение, а можно стяжать злобу, раздражение, зависть, не дай Бог. Стяжание добродетелей и нестяжание пороков – это и есть, собственно, объяснение, что такое стяжательство и что такое нестяжательство в духовном смысле. Господь сказал: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф. 16:26). А здесь ведь даже не весь мир – то, что мы приобретаем, – это из этого мира триллионная какая-то частичка. Даже не миллиардная...

А КАПУСТА РАСТЕТ НА ДЕРЕВЬЯХ?

– Многие современные молодые люди не хотят и не умеют трудиться. Им бы поменьше работать, побольше зарабатывать. Как им объяснять, для чего трудится человек?

– Ну как – для чего трудится? Как я заметил, все едят, начиная с детей. Потом, ты же одеваешься, раздетым не хочешь ходить. И обуваешься. Ты где-то живешь. Для того чтобы в этом мире жить, нужно что-то уметь, что-то делать... Во всё вложен какой-то труд. Почему мы обращаемся к старшим на «вы»? Потому что за каждым человеком стоит тoт, ктo его воспитал, научил, те люди, через которых мы в первую очередь получаем блага бытия, – родители, давшие в свое время нам жизнь; им жизнь дали их родители. То, что мы имеем, приобретали часто бабушки и дедушки или же родители. Когда мы уже начинаем сами что-то приобретать? Лишь когда получим какие-то профессии, навыки, когда сможем себя обеспечивать. А пока мы не обеспечиваем себя – нужно учиться, трудиться в приобретении добрых и полезных навыков. Современным детям это непонятно. Потому что они живут в бетонных мешках и на асфальте. А мы жили в избах, которые нужно было отапливать. Воду нужно было носить, огород копать, сажать, полоть, окучивать, поливать. Понимаете? Для нас необходимость труда была очевидной – что потопаешь, то полопаешь, как говорили. А современным детям это непонятно. А как растет всё? Человек не знает. Недавно я услышал, и меня это
приятно поразило, как мой внук спрашивал маму:

– А капуста растет на деревьях?

Она говорит:

– Нет, на грядках.

– А я хочу увидеть, как она растет.

То есть ребенок заинтересовался – а где же она появляется? У нас ведь не знают, думают, что всё появляется в магазинах. А до магазина путь продуктов неизвестен, не говоря уже о том, что они не знают, как и что вырастает, откуда происходит, они часто не представляют себе, каким путем это добирается сюда. Потому что там такие пути и столько людей, которые особенно-то не трудятся, но цены дают такие, которые мы вынуждены платить!

– Батюшка, как у детей, которые привязаны к компьютерам, айфонам, воспитать трудолюбие?

– Как-то нужно. Некоторые родители очень переживают, что дети у них не едят. Но я думаю, что, если по-настоящему оголодают, будут есть. Ну, может, действительно кто-то не может оторваться от компьютера – не ест, не пьет... Может, когда умирать будет, что-нибудь начнет понимать. Тут очень сложно.

А обычно говорили: этого тебе не дадим – как-то пытались стимулировать к труду. «Губа не дура, язык не лопатка, знает, что сладко». Простейший способ – то, что детям нравилось, давали не просто так, а в награду. Иногда даже покупали вещи – одному, помню, достался велосипед. Тогда это было сокровищем. Но он на огороде пахал, помогал. Мне, я помню, штанишки сшили. Обычно я обноски носил с братьев, а тут – обновка. Я их на Пасху надел, было очень памятно...

– Батюшка, лозунг, который в советское время провозгласили: «Всё лучшее – детям!» – правильный?

– Как его понимать. Конечно, естественно, чтобы ребенок рос, ему требуется хорошее. Но надо, чтобы он ценил это лучшее, что ему дают. А то он привыкает и потом выра-
жает недовольство, если ему дают что-то не то, считает себя оскорбленным и униженным. Определить чувство меры во всём – это самое сложное. Не говоря уже о том, что, по-моему, раньше первыми садились за стол родители – те, кто трудился; дети уже потом. Даже в царской семье – пока император сам не ел, дети не садились. Должна быть иерархия.

Комфорт приводит к избалованности

 – Известно, что в семье императора Николая II дети спали на жестких кроватях, по утрам принимали холодный или прохладный душ, вставали достаточно рано. Современные родители, наоборот, стараются устроить своих детей покомфортней.

– Увлечение комфортом приводит к изнеженности, избалованности. Когда мои дети были маленькими, мы с ними выезжали в лес, жили в суровых условиях. Я показывал, как можно выживать, обеспечивать себя, что нужно уметь костер разжечь, рыбу ловить, что-то приготовить, грибы, ягоды собрать.

Мы сами выросли в послевоенные годы, без электричества, с керосиновой лампой. И всё это было далеко не комфортно по современным понятиям. Жили очень тесно, на ночь каждый раз раскладывали свое ложе, а по утром его надо было убирать, иначе негде было ходить...

– Батюшка, в сентябре 2013 года в Сочи проходил экономический форум «Экономическое развитие и качество жизни».

– Когда-то я слышал проповедь Патриарха Алексия II по поводу продовольственной программы. Он сказал, что есть два пути решения этой проблемы: или же больше и больше выпускать того, что хочется, или же поскромнее жить, так сказать, придерживая свои желания, довольствуясь тем, что есть. И это более простое решение проблемы.

Что понимать под качеством жизни? Это вопрос непростой.

– А что такое истинное качество жизни?

– Во-первых, качество – это, как я понимаю, некоторые характеристики человеческой личности. Некачественный продукт – это какой-нибудь испорченный. Какие качества есть у человека? Доброта, любовь, трудолюбие, терпение, кротость, смирение – вот это качества, которые определяют всю жизнь. Должны быть условия, которые способствуют, помогают возрастанию качественной личности.

– А экономика может этому способствовать?

– Может, конечно. Смотря куда ее направлять. Если экономика, например, построена на строгих законах, которые исполняются, тогда она способствует качеству жизни – честности, ответственности, добропорядочности. Дал слово – держи. Должен платить зарплату – плати. Должен вовремя расплачиваться – делай это. А у нас всё время слышится иное: куда-то должник исчез с миллионами. Эта структура рухнула, та – рассыпалась. Вот как экономика влияет на качество жизни. Какое тут качество? Получается жизнь беспросветная, безнадежная, ненадежная, это уж точно. Качество семьи определяют согласие, любовь, верность. Если всё это ненадежно – получается некачественная семья. В конце концов, семья – основа государства, основа народа. Поэтому каково качество семьи – таково и всего общества.

– А как может в некачественном обществе сохраниться качественная личность? Она ведь существует в системе?

– Как можно сохраниться? Один только путь – с помощью Божией: невозможная у человек возможна суть у Бога (Лк. 18:27).

Когда апостолу Петру задали вопрос (и он был с точки зрения экономики неправильный): «Ваш учитель не заплатит ли налог?» – Господь, Всеведущий Бог, предупредил Петра: «Налоги берут со своих или чужих?» Тот говорит: «С чужих». – «Но мы-то вроде свои. Но чтобы нам не соблазнять их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя» (см. Мф. 17:27).

Когда не на что надеяться – ни на правосудие, ни на честность, – надежда на Бога не посрамит. Не надейтеся на князи, и на сыны человеческая, в нихже несть спасения (Пс. 135:3). И потом – для чего мы трудимся? Возвращаемся к первому вопросу. Конечно, бывали тяжелые периоды – войны, катаклизмы, одни погибали, другие выживали, оставались. В конце концов, не говоря уже о будущей жизни, в этой жизни все в основном желают – будь здоров! То есть желают здоровья. Ну, а здоровье от чего зависит? Как сказал один врач, еще дореволюционный, – от спокойствия, добродушия, доброты.

Поэтому если человека обманули, не дали чего-то, но он ведь еще живет? Да, может быть, не роскошно, не всё у него есть, что хочется, но тот, у которого «что хочется», может раньше умереть, чем тот, у кого
ничего этого нет. Если ты имеешь,
 это еще не залог того, что сколько-то проживешь. Или, как говорят: Обаче всуе мятется, сокровиществует, и не весть, кому соберет (Пс. 38:7).

Ну, а потом, если человека жестоко обманут, несправедливо с ним поступят, то есть страшные слова: Мне отмщение, и Аз воздам (Рим. 12:19). Страшно впасть в руки Бога Живаго! (Евр. 10:31). Даже люди, довольно далекие от Церкви, в криминальном мире вращающиеся, но думающие, говорят: «Если мы тут занимаемся разборками, то это еще ничего не значит. Страшнее, если этими разборками займется Бог». Поэтому невозможная у человек возможна суть у Бога (Лк. 18:27). Эти «разборки» уже произошли...

– Какие, батюшка?

– Разрушали храмы, сажали всех, а потом – мы ж не разбирались, разобрался Бог. Теперь храмы восстанавливаются. А разве это не свидетельство истины? В том обществе было: если ты беспартийный – значит ноль, никакого движения, никакой карьеры, для тебя всё закрыто. А теперь несколько иначе.

И это свидетельство того, что Господь и в сегодняшнем обществе, которое кажется беспросветным, может всё устроить. Как – это Его дело.

Беседовали

Дмитрий Симонов,

Ольга Каменева