В контексте времени

В.Жемерикин с семьей. 1985г.
Вячеслав Жемерикин принадлежит к поколению художников, вошедших в отечественное искусство в начале 1970-х годов, вслед за такими крупными живописцами-«шестидесятниками», как Виктор Иванов, Гелий Коржев, Николай Андронов, братья Ткачевы, Дмитрий Жилинский, каждый из которых по-своему развивал традиции русской реалистической школы.

Его творческий взлет был стремительным. Ленинский стипендиат в Институте имени И.Е.Репина, в тридцать семь лет – заслуженный художник России, в сорок один год – член-корреспондент Академии художеств СССР, самый молодой в то время академик в стране, лауреат Государственной премии имени И.Е.Репина, один из руководителей Союза художников, участник почти всех крупных республиканских, всесоюзных и международных выставок. Репродукции его картин печатаются и в красочных альбомах, и на страницах популярного «Огонька».

Но эта внешняя хронология успеха далеко не всегда отражает тот реальный, непростой, как у любого творческого человека, путь в искусстве.

Вячеслав Федорович Жемерикин родился в 1942 году в Улан-Баторе и до пяти лет прожил с родителями в Монголии, где отец оставался служить после окончания войны с Японией. В 1947 году семья вернулась домой в Сибирь и поселилась в Иркутске. Будущий художник остался без отца, с матерью, бабушкой и тремя братьями.

На плечи матери легли все заботы о семье, о будущем ее четверых сыновей. Образ этой сильной женщины, черноглазой и черноволосой, похожей на донскую казачку (Мария Ивановна была родом из-под Воронежа), узнается в его зрелых картинах. Именно она привела сына после окончания седьмого

Александра Сайкина.К картине  класса к директору Иркутского художественного училища.

Успехи Вячеслава Жемерикина в Иркутском училище, дипломная работа с отличием и направление в художественный вуз – все, казалось, складывалось удачно для продолжения учебы. Однако он поехал работать в сельскую школу. Преподавал черчение и рисование, нужно было помогать матери. Потом служба в армии. Только через пять лет он смог поступить в тот вуз, о котором всегда мечтал, – Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина в Ленинграде. Так называлась прежняя Академия художеств, та самая знаменитая Академия, где учились Брюллов и Иванов, Айвазовский и Шишкин.


Академия художеств шестидесятых годов переживала период своего обновления. При сохранении «школы» – налаженного учебного процесса, системы преподавания и обучения рисунку, живописи, композиции – допускалась определенная свобода выбора. Не было столь жесткой регламентации, культи
вирования некоего искусственно законсервированного стиля, студентам позволялось искать свое творческое лицо. Педагоги-художники Е.Е.Моисеенко, А.А.Мыльников, П.Т.Фомин, П.П.Белоусов, Б.С.Угаров сами были творческими людьми и не навязывали своих мнений.ин, Репин и Суриков, Врубель и Серов, да почти все известные русские художники. Здесь многое значили сами стены, уникальное здание XVIII века с научно-исследовательским музеем, отделом слепков, прекрасной библиотекой. Здесь новичков всегда водили по бесконечным узким коридорам с высокими сводами и, заглядывая в тот или иной кабинет, показывали, где была мастерская великого Карла Брюллова, а где работал гениальный Александр Иванов. Все это не просто воспитывало – рождало ощущение сопричастности к классической русской культуре.

Итогом работы студентов в стенах Академии во все времена являлась дипломная картина. Это ответственность и для выпускника, и для всего института. Вячеслав Жемерикин выбрал тему редкую, в советской живописи практически не разработанную, – севастопольское восстание 1905 года на крейсере «Очаков» под руководством лейтенанта П.П.Шмидта. Молодой художник тщательно готовился к диплому, изучал факты в архиве Ленинградского военно-морского музея, бывал на крейсере «Аврора», ездил в Севастополь. В городской театральной мастерской, что на улице Росси, получил для работы полную форму офицера русского флота начала ХХ века. Им было сделано множество рисунков, портретных этюдов, даже написан отдельный натюрморт с кортиком (он находится сейчас в Таганрогской картинной галерее).

Однако Вячеслав Жемерикин не пошел по пути внешнего правдоподобия, точного воссоздания какого-то отдельно взятого эпизода, документального облика персонажей. Его лейтенант Шмидт – фигура романтическая, это человек непреклонной воли, движимый идеей жертвенности, «герой и мученик» первой русской революции. Художник сумел найти свое решение темы, событийное и эмоциональное, что не лишает произведение правдивости и исторической достоверности. Вообще одна из особенностей В.Ф.Жемерикина как художника, которая проявилась уже в первом его самостоятельном полотне, – это точность в деталях, наблюдательность и предельная обобщенность, умение абстрагироваться.

Диплом был защищен с отличием.

Сегодняшние выпускники Академии, даже самые одаренные, защитив дипломную композицию, зачастую больше никогда не возвращаются к написанию картин. И тому есть много причин. Одна из них – отсутствие заказа. В 1960–1970-х годах ситуация была другой. Создание картин – исторических, тематических, батальных – поощрялось, поддерживалось и творческими союзами, и общей культурной политикой в стране. И в этом не было ничего предосудительного. Да, это был социальный заказ, но разве не в условиях социального заказа развивалось искусство на протяжении всей своей истории. Леонардо да Винчи и Тициан, Гойя и Веласкес, Репин и Серов выполняли заказные работы. Часто это были их лучшие произведения. Главное заключалось в отношении художника, в его мастерстве.

И действительно, нас сегодня не особенно интересует, по какому поводу и кем была заказана та или иная картина, что, например, за торжественное событие обсуждалось на заседании Государственного совета 7 мая 1901 года, но так же продолжают восхищать замечательные портреты, написанные И.Е.Репиным и его учениками. Известно, что «признак оппозиции к власть имущим никогда не является мерилом истинности искусства».

Вячеслав Жемерикин относится к той редкой категории художников, которые после окончания института все свои навыки и умения в решении постановочных задач, все принципы исполнительского и композиционного мастерства претворяют в картины. Очевидно, здесь проявились и свойства личности, природа дарования, не только внешние обстоятельства. Ведь этот жанр – «один из сложнейших, один из самых трудных жанров изобразительного искусства» – требует полной самоотдачи, огромного вложения сил и здоровья.

Главные достижения в творческой жизни художника связаны со станковой тематической картиной, а его самого критики и искусствоведы причисляют к высокому разряду «картинщика».

В 1972 году он приезжает работать в город Горький, где  вскоре начинает работу над картиной «Бригада кузнецов А.Огнева». Романтика героико-революционной темы уступает место современности.

В Сибири началось строительство Байкало-Амурской магистрали, которую называли не иначе как «стройкой века», «магистралью века». Откликом художника на это событие стал цикл «Мы на БАМе», состоящий из тринадцати картин. Каждая из них – короткий рассказ о людях, один из эпизодов большой стройки, взятый непосредственно из жизни и рассказанный просто, без ложного пафоса.

Для Жемерикина поездка на БАМ в составе первой группы из 30 молодых живописцев имела особенное значение, ведь Сибирь – его родина, места хорошо знакомые и любимые с детства. Почти полтора месяца осенью 1974 года он жил вместе с рабочими в таежных поселках Звездном и Магистральном, непосредственно на трассе строящейся железной дороги. Делал множество зарисовок, писал сотни этюдов. Работа захватила его целиком, может быть потому, что она как нельзя более соответствовала его внутреннему настрою.

Одно из самых сильных впечатлений от поездки – эмоциональный подъем, с которым трудилась молодежь. Тогда по путевкам комсомола на БАМ ехали целыми бригадами, строили все, независимо от профессии и образования: медики, учителя, повара, геологи. В нынешней ситуации уже вспоминается с трудом, что такое вообще было возможно, что были в Звездном палатки, где жили и наравне со всеми работали молодые люди из союзной Прибалтики («Палатка «Эстония», 1976). Были врачи и медсестры, которые решили своими собственными руками построить больницу, где им потом предстояло работать («Девчата из Магистрального», 1976). Была настоящая дружба, единодушие между людьми, приехавшими из разных уголков России («Летучка», 1976). А главное – существовала уверенность, несмотря на все сложности и суровые условия жизни, что их труд нужен стране.

Многие произведения Вячеслава Жемерикина посвящены современности. По его собственному выражению, он хотел «вглядеться в лицо времени, найти общие черты, характеризующие поколение». В картине «Дорожники» (1979) благодаря определенной условности перед зрителями предстает не только и не столько конкретная строительная бригада, сколько вообще рабочая молодежь семидесятых. Звучный цвет, яркие оранжевые и красные тона отвечают присущему молодости задору, оптимистическому ощущению жизни. Даже в момент отдыха его герои как бы сохраняют в себе энергию действия. Художник здесь также решает трудную задачу многофигурной композиции, объединяя семь главных персонажей единым ненавязчивым ритмом.

По-другому, но так же сильно тенденция времени была выражена в картинах, написанных на тему Великой Отечественной войны: «Возвращение» (1979), «Дороги войны» (1975, 1981), «У родного порога» (1985), «Комбат» (1985), «Март. 1944 год» (1985), «Военные корреспонденты» (1986), «Партизанская пашня» (1991). Каждое полотно имеет свои особенности, но есть общее. Они отмечены накаленностью чувств, присутствием человеческого духа. Так или иначе, все они связаны с идеей «родного дома», «родного порога», будь то порог сгоревшего дома, даже развалины которого излучают тепло, или порог Родины – граница, на которую с боями выходили солдаты.

В творчестве В.Ф.Жемерикина проявилась одна характерная, давно подмеченная в искусстве закономерность, так было всегда: авторы-«картинщики» обычно успешно работают в жанре портрета. Тематические полотна художника с их вниманием к человеку построены на жизненности, узнаваемости героев, что хорошо прослеживается в многочисленных портретных этюдах, эскизах, рисунках к картинам, хотя не всегда у каждого персонажа есть свой реальный прототип.

К жанру портрета художник обращается постоянно. Часто пишет или рисует жену Валентину. Ее портреты проникнуты особым чувством («Валя», 1972; «Женский портрет», 1973 и др.). С момента их первой встречи в Иркутске в 1959 году она всегда была рядом, всегда поддерживала и помогала мужу в работе, тонко понимала его искусство, позировала ему, когда нужна была «натура». Отзывчивость, преданность, приветливая простота, душевная мягкость подчеркнуты в облике Валентины Павловны Жемерикиной.

На соединении элементов портрета и жанровой картины создано полотно «Старики». Это картина-раздумье о нелегкой судьбе старшего поколения. И хоть была она написана довольно давно, в 1973 году, ее идея воспринимается современно, социально. Кстати, она нашла продолжение в таких программных работах последних лет, как картины «В деревне», «К дому» (1991).

Вячеслава Жемерикина отличает умение работать во всех классических жанрах – портрете, пейзаже, натюрморте, картине тематической, исторической. Но что бы он ни писал – пейзажный этюд или большую сюжетную композицию, – во всем ощущается стилистическое единство, которое объединяет творчество мастера. Единая пластическая система присуща не только живописи, но и графике, и редким монументальным работам (роспись плафона в Большом зале дворца труда в Нижнем Новгороде), что, кстати, не исключает происшедших с годами изменений в манере письма. Стилистически искусство Жемерикина ближе к петербургской школе с характерным для нее лаконизмом выразительных средств, тяготением к монументальному началу, углубленным психологизмом, интеллигентностью, высокой профессиональной культурой, основанной на прочных традициях. К пейзажу и натюрморту В.Ф.Жемерикин обращается на протяжении всей творческой жизни. Однако показывать эти жанры на выставках стал относительно недавно, с начала 1990-х годов. Прежде считал, что они менее важны и интересны, чем тематические картины. На самом деле пейзажи и натюрморты, как малые композиции, несущие в себе черты картинного мышления, также выявляют творческую индивидуальность автора.

Натюрморт считается наиболее интимным видом художнической деятельности. Он предполагает умение по-своему, необыденно воспринять знакомое, повседневное и поэтически переосмыслить его. Почти во всех натюрмортах Жемерикина сочетание выбранных им простых вещей, образующих единый цветовой и пластический 
ансамбль, создает ощущение праздничности. Красота предметной среды становится как бы частью бытия современного человека. Может быть, именно это качество привлекает к натюрмортам художника так много почитателей, стремящихся найти, хотя бы в искусстве, «потерянный мир» красоты и гармонии.

Частично это применимо и к пейзажу, жанру по сути своей положительному. В.Ф.Жемерикин отдает предпочтение изображению сельской природы, городские виды для него не характерны.

Его пейзажи – это не просто увеличенные натурные этюды. Они всегда осмыслены и хорошо выстроены. В них сохраняется свежесть первого впечатления этюда, цветовые соотношения, заинтересовавшие художника в природе, и продуманность, подчиненность деталей общему замыслу. Он часто варьирует одни и те же излюбленные мотивы. Эти работы при желании можно было бы легко объединить в серии или циклы: природа Вышнего Волочка, где расположен дом творчества «Академическая дача», Татинец, Ахлебаиха, Хмелевка, берега рек Мсты, Узолы и др. И в каждом пейзаже художник стремится найти новое звучание, новую интонацию.

Наряду с «чистым» пейзажем Жемерикин использует в пейзажных композициях элементы жанровой картины, включает фигуры людей, животных. Так построено большинство его «деревенских мотивов».

В них отсутствует внешняя красивость, как во многих реальных российских деревнях, где осталось порой несколько домов да покосившиеся заборы. Они более всего выражают ту линию в творчестве художника, которая тяготеет к петербургской школе, в частности в пейзажном жанре.

Совершенно иное настроение рождают солнечные, мажорные пейзажи с изображением купальщиц. Глядя на них, невольно вспоминаешь «вечные» темы мирового искусства, сюжеты с обнаженными женскими фигурами на лоне природы, в которых издавна проявлялось восхищение живописцев красотой женщины и окружающего мира. Из этих чувств восхищения, восторга, удивления, по убеждению древних греков, и родилось само искусство. Одним из вариантов этой вечной темы является классическая композиция по библейской легенде «Сусанна и старцы». Появление у Вячеслава Жемерикина картины на подобный сюжет для многих людей, не только любителей, но и профессионалов, следящих за творчеством художника, стало полной неожиданностью.

На самом деле в этом нет ничего необычного. Известно, что культурная жизнь, в широком смысле этого слова, состоит в постоянном обороте традиций, исторических и современных. Художник извлекает из прошлого те идеи, развитию которых мешали в свое время какие-то причины – политические, экономические, социальные. Закономерность обращения к библейскому сюжету человека, воспитанного в стенах Академии художеств на памятниках русской и мировой классики, очевидна.

Творчество Вячеслава Жемерикина продолжается, оно может предъявить нам новые неожиданные повороты, которые изменят сложившиеся представления, устоявшиеся оценки. Главное, чтобы искусство художника не замыкалось в себе, не переставало быть открытием.