Мордва и Русь: истоки единства

Затерялась Русь в Мордве и Чуди...

Сергей Есенин

 

Предуведомление 

В середине 1980-х годов мне, молодому тогда младшему научному со­труднику, посчастливилось участвовать в подготовке документов, обосновы­вавших 500-летие вхождения мордовского народа в состав Русского центра­лизованного государства. Конечно, ведущую роль играли в этом профессор М.Ф.Жиганов и заведующий отделом истории НИИЯЛИЭ при Совете Министров МАССР Н.В.Заварюхин (ныне профес­сор, доктор исторических наук). Однако и мне пришлось заниматься поис­ком документов, разбирать географические карты, но, что самое главное, я наблюдал за работой старших коллег и впервые общался с ведущими истори­ками страны. Особенно запомнилась встреча нашей мордовской делегации с академиком Б.А.Рыбаковым, который, внимательно ознакомившись с аргументацией по поводу 500-летия вхождения мордов­ского народа в состав Русского государства, задал поразивший меня вопрос: «А почему не 1000 лет? Ведь мордовские племена были уже в составе Древ­нерусского государства». Вопрос, к которому я возвращался и в конце 1980-х годов, когда писал книгу «Хронограф, или Повествование о мордовском на­роде и его истории», и в начале 1990-х годов, во время работы над моногра­фией «Взгляд со стороны». Однако тогда что-то мешало разработке темы, по всей видимости, еще не вызрела она, не оформились подходы, да и материала явно не хватало.

В начале 2000-х годов мне пришлось участвовать в совместном рос­сийско-японском научном проекте по изучению этнополитической истории Волго-Уральского региона. Во главе проекта стоял профессор Центра сла­вянских исследований университета Хоккайдо в Саппоро Кимитака Мацу­зато. Исследовался сложнейший вопрос взаимодействия мордовского народа и власти в имперский период российской истории. В ходе работы мордва ха­рактеризовалась как народ имперский, участвовавший в формировании и развитии империи. Результаты работы печатались и в журнале «Странник». Публикации вызвали неоднозначную реакцию – от восторженных откликов до плохо скрываемой неприязни. Однако она убедила меня в насущной по­требности вернуться к вопросу академика Б.А.Рыбакова о 1000-летии взаи­модействия мордвы и Русского государства.

 

Сенсационные находки 1999 и 2000 годов

 

В 1999 году при засыпке погребения в южной части мордовского Кель­гининского могильника была найдена бронзовая пластинка трапециевидной формы, покрытая с обеих сторон оловянно-свинцовым сплавом. При внима­тельном ее рассмотрении она оказалась подвеской с княже-
ским знаком Вы­шеслава Владимировича (старшего сына князя Владимира Красное Сол­нышко), занимавшего новгородский стол с конца 980-х годов. Описывая на­ходку, археологи В.И.Вихляев и А.А.Беговаткин отмечали: «Размеры под­вески: ширина по основанию составляет 28 мм, по плечикам – 21 мм, длина подвески по осевой линии (включая ушко и каплеобразный отросток в ниж­ней части) – 56 мм, без ушка и отростка – 37 мм. Подвеска отлита из бронзы в форме, состоявшей, по-видимому, из двух половин с нанесенными на них сильно декорированными знаками. После отливки подвеска была покрыта тонким слоем белого сплава с целью придания ей парадного вида. На одной из сторон подвески находится рельефный знак в виде трезубца, выполненного при помощи переплетающихся линий. Характерными особенностями этого знака являются оформление центрального зубца в виде трилистника, наличие крестообразного завершения ножки и расположенных по бокам от него двух вьющихся отростков. Знак, находящийся на другой стороне подвески, стили­стически напоминает трезубец Владимира Святославича, но левый зубец у него находится в перевернутом положении (вершиной вниз)». В 2000 году была обнаружена вторая подвеска – почти полный аналог первой.

Подвески со знаком Рюриковичей, обнаруженные в мордовском мо­гильнике Х века, стали настоящей научной сенсацией. Дело в том, что по­добных находок очень и очень мало. И находились они, как правило, во внутренних районах государства, далеко отлежащих от границ Древней Руси. Ведь подобные подвески являлись своего рода верительными грамотами, выдававшимися княжеским должностным лицам. Лицам, собиравшим на­логи, вершившим суд от княжеского имени, лицам административным. А тут находка на мордовской территории, земле, лежащей на периферии Древней Руси, Волжской Булгарии и Хазарского каганата. Ладно бы одна, ее можно было бы признать случайностью, здесь же две. Возникал вопрос: а может быть, это воинский трофей? Случайная удача мордовского воина? Однако опять же: одна подвеска, может быть, и трофей, но две? Кроме того, значимость подобного трофея невелика, ведь за пределами государства она ничего не значит. Да и металл, из которого она сделана – бронза, не является драгоценным.

Рассуждая логически, можно предположить, что на территории совре­менного Зубово-Полянского района в конце Х века жил владелец подвесок, чело­век, обладавший значительной властью, властью, которую давала принад­лежность к административному княжескому аппарату. Однако это означает, что западные районы Мордовии находились в сфере интересов княжеской администрации. Подобное возможно только в условиях русской княжеской юрисдикции на этих территориях. Однако не слишком ли это смелое предпо­ложение? Давайте разбираться дальше.

Известный мордовский археолог В.Н.Шитов проанализировал на­ходки мечей каролингского типа на территории Мордовии. Его наблюдения представляют существенный интерес для нашей темы.

В начале 1970-х годов у села Лаврентьево Темниковского района был найден меч, на одной стороне лезвия которого просматривался крест и ла­тинская буква «Н», на другой стороне – крест и три вертикальные палочки. Еще один меч был обнаружен в конце 1980-х годов у села Пурдошки того же Темниковского района. Он имел железный клинок и бронзовую руко­ять, со­стоящую из навершия, трубки и перекрестья. Бронзовые детали рукояти были орнаментированы чернью, заполняющей неглубокие бороздки. Основа­ние навершия орнаментировано плетенкой в виде двух пересекающихся зиг­загов с петлевидными вершинами. На головке имеется изображение прямос­мотрящих глаз какого-то существа: вписанные друг в друга круги с точка­ми посредине. Ниже расположена симметричная композиция из ромбов и завит­ков-усиков. На боковых частях головки имеются знаки в виде триквестров с концами, завернутыми в спираль.

Еще один меч европейского типа был обнаружен в 1983 году в Шок­шинском могильнике. Поверх других предметов были положены две поло­винки согну­того вчетверо двулезвийного меча. Основание навершия и пере­крестье имеют тончайшие бороздки, заполненные полосками серебра (по краям в виде ступенчатых пирамидок) и меди (посредине). В результате рас­чистки, произведенной в Москве А.В.Григорьевым, на одной стороне клинка выявлена надпись, выпол­ненная в технике инкрустации – ULF­BERHT. На другой стороне клинка обнаружено клеймо в виде «ре­шетки» и вертикальных палочек.

Находки двулезвийных каролингских мечей в «глубинке» свидетельст­вуют об активной политике русских князей в мордовских землях в X–XI вв. Они, по мнению многих исследователей, связаны с начавшимся процессом феодального освоения племенных территорий. Освоения, предпринимаемого силами Древнерусского государства.

 

Древнемордовская цивилизация

 

У древнегреческого историка Геродота, которого именуют «отцом истории», существует описание скифо-персидской войны 512 года до нашей эры, войны, вызвавшей серьезные передвижения народов Восточной Европы. Естественно, это передвижение затронуло и городецкие племена, обитавшие на территории современной Мордовии. Вряд ли они снялись с обжитых мест, однако на их земли пришли иноплеменники. В истории городецких племен таким образом возник внешнеполитический фактор. Он-то, видимо, и ускорил оформление древнемордовской культуры.

События второй половины тысячелетия до нашей эры способствовали установлению тесных контактов предков мордвы с южными сарматскими племенами. Наиболее частыми они были в I—IV веках нашей эры. Именно в это время получают широкое развитие торговые связи. Основным продуктом торгового обмена мордвы были меха и шкуры, продукты земледелия, в кото­рых испытывали нужду их южные соседи. Сарматы же меняли предметы вооружения, изделия из металлов. Но кочевники были ненадежными торго­выми партнерами. Нередко на смену торговому каравану приходил отряд конных воинов, и тогда неминуемо вспыхивала сеча. Железные трехлопаст­ные наконечники сарматских стрел довольно часто археологи находят на ва­лах мордовских городищ в Нижнем Присурье.

Набеги мелких сарматских отрядов сменились в конце концов наше­ствием большой лавы всадников, которые подчинили себе некоторые мор­довские племена. На территории современного Больше-Игнатовского района неподалеку от села Андреевка археологи раскопали курган — захоронение вождя завоевателей и его дружинников. В центре могилы был установлен специальный помост, куда было возложено тело вождя, рядом покоились два вооруженных воина. В ногах лежал связанный пленник или раб.

Однако господство пришельцев было недолгим, они довольно быстро были ассимилированы древней мордвой и растворились в ее среде. Борьба древней мордвы с южными пришельцами была поистине героической. Ведь последние стояли на более высокой ступени развития. Мордовские же пле­мена в I—IV веках жили в условиях начинающегося разложения первобытных отношений. В то далекое от нас время племена объединяли не­сколько родов. Каждый род состоял из нескольких больших патриархальных семей. Во главе семьи обычно стоял куд-атя. Род или несколько родов со­ставляли поселение — веле. Занимали они в основном удобные приречные места. Лишь к середине I тысячелетия нашей эры поселения стали иметь мощные оборонительные сооружения.

Древняя мордва селилась в плодородных долинах рек Оки, среднего течения Волги, Цны, Мокши и Суры. Это был край с тучной, плодородной землей, богатый густыми лесами, реки изобиловали рыбой. Все это наложило отпечаток на их хозяйство. Главным занятием древней мордвы было земледелие: сеяли ячмень, рожь, полбу, горох. Пользовались серпом и косой, пашенное земледелие появится позднее. Раскопки археологов свидетельствуют о высоком уровне развития ремесел у мордвы. Обнаруженные орудия труда говорят нам о довольно раз­витой древней металлургии. Немалую роль в жизни древнемордовских племен играли охота, рыбная ловля, бортничество — сбор меда диких пчел. Природные богатства (пушнина, мед, рыба) давали возможность вести торговлю с соседями.

И вот мирная жизнь прерывается нашествием. Вести борьбу с при­шельцами трудно. Ведь постоянной военной дружины еще нет. И лишь к се­редине I тысячелетия положение меняется. К этому времени происходят су­щественные сдвиги в жизни и быте древней мордвы. На смену родовой об­щине пришла соседская. Наряду с городища-
ми возникли открытые поселе­ния. Сложилась постоянная боевая дружина. Земледелие стало пашенным. Возникло и стало развиваться имущественное и со-
циальное неравенство.

В поэтической форме поведала нам об этих процессах старинная ле­генда.

В давние времена, как гласит предание, не было у мордвы верховных правителей, решала она все свои дела на собраниях-сходках. Но пришли ли­хие годы, появились воинственные чуже-
странцы. Разоряли они села, уводили молодых парней и девушек в рабство, угоняли скот. И решили старики из­брать государя, чтобы народ свой оберегал, отражал набеги и справедливый суд творил. Бросили они жребий, и пал он на человека по имени Тюштя. Пришли к нему старейшины, а он ничего не знает — пашет себе землю.

Стали старики уговаривать Тюштю, просить стать вождем морд­вы, а он отказывается. Долго шел разговор, наконец, стал он соглашаться, только ус­ловие поста­вил, воткнув в землю свое сухое кнутовище. Если прорастет оно и превратится в цветущую яблоню, пока он сделает круг борозды, то будет он править народом. Чудесным образом условие исполнилось, и стал Тюштя государем. Мудро правил он, собирал дань не деньгами, а медом, мясом, ры­бой да звериными шкурами. В семь лет один раз набирал он на службу людей в свою дружину...

На этой ступени развития зафиксировали мордву иноземные авторы. В VI веке придворный и весьма льстивый историк готских королей Иордан в своей книге под названием «О происхождении и деяниях гетов», описывая племена Восточной Европы, назвал народ mordens. Это было первое упоминание в письменных источниках о мордовском народе. Иордан служил секретарем у аланского военачальника Гунтигиса Базы и сам больших путешествий не предпринимал. Возможно, что сведения о на­родах Восточной Европы, в том числе и о мордве, он заимствовал из труда Кассиодора — видного готского политического деятеля, писателя и исто­рика. К сожалению, его 12-томная «История готов» канула во тьму веков и до нас не дошла. Позднее о стране «Мордия» писал византийский император Кон­стан­тин Багрянородный (905 — 956 гг.). О мордве сообщали венгерский монах-миссионер Юлиан, итальянец Плано Карпини и другие путешественники.

Но вернемся к преданию давних лет... Долго правил Тюштя мордов­ским народом, но пришли вновь чужеземцы, напали на землю предков наших злые вороги. Взял Тюштя большой медный рог и протрубил на три стороны. Собрались люди, стали совет держать. Одни биться предлагали, другие — поклониться врагу, встретить завоевателей хлебом-солью, третьи — уйти тайно в иные земли и жить там счастливо. Стал думать Тюштя. Если в бой идти с малыми силами, не выстоять, разобьют враги. Если хлебом-солью встретить недругов, рабами быть самим, и детям, и внукам, и правнукам. Ну а если уйти тайно в дальние земли незнаемые, то жить можно будет там без опаски. И решил Тюштя увести через леса дремучие свой народ от ворогов. Но не все пошли за ним, кое-кто остался, не захотел богатство свое оставить накопленное...

И вновь народное предание отразило процессы, происшедшие в жизни древнемордовских племен в середине I тысячелетия нашей эры в связи с пе­редвижением народов, которое вошло в историю под наименованием «ве­ликого переселения». В конце IV века сарматы были разбиты пришедшими с востока гуннами. Современник гуннского нашествия, римский историк Ам­миан Марцеллин писал о гуннах как о подвижном и неукротимом народе, пылающем «неудержимой страстью к похищению чужой собственности». Внезапность прихода гуннов усилила страх перед ними. Тот же Марцеллин оставил нам такую запись: «Невиданный дотоле род людей, поднявшийся как снег из укромного угла, потрясает и уничтожает все, что попадается на­встречу, подобно вихрю, несущемуся с высоких гор».

Гунны внушили страх народам Европы, они принесли с собой новые приемы боя, с ними было очень трудно бороться. «Иногда, угрожаемые на­падением, они вступают в битву клинообразным строем со свирепыми кри­ками. Будучи чрезвычайно легки на подъем, они иногда неожиданно и на­рочно рассыпаются в разные стороны и рыщут нестройными толпами, раз­нося смерть на широкое пространство; вследствие их необычайной быстроты нельзя и заметить, как они вторгаются за стену или грабят неприятельский лагерь. Их потому можно назвать самыми яростными воителями, что издали они сражаются метательными копьями, на которых вместо острия с удиви­тельным искусством приделаны острые кости, а в рукопаш­ную очертя голову мечами рубятся и на врагов, сами уклоняясь от ударов кинжалов, набрасы­вают крепко свитые арканы для того, чтобы, опутав члены противников, от­нять у них возможность сидеть на коне или уйти пешком».

На южных границах мордовских земель появился новый, более гроз­ный враг. Это ускорило процесс развития древнемордовских племен, дало толчок возникновению боевых дружин. Тревожная обстановка на юге заста­вила мобилизовать все внутренние силы народа. Может быть, поэтому все попытки под­чинить мордовские племена в IV-VII веках проваливались, были безуспешными, а вплоть до VIII века границы их расселения не меня­лись.

На рубеже VII—VIII веков обстановка резко изменилась. Давление ко­чевников юга усилилось, и мордовские племена не смогли уже успешно про­тивостоять натиску. В VII веке в Среднем Поволжье появились племена булгар. По свиде­тельству персидского автора
X столетия, булгары — народ «отважный, воин­ственный и внушающий ужас». Булгары потеснили мордву. Оседая на Волге, они стали ее восточными соседями. Следом нахлынула новая кочевая волна — хазары.

 

Хазарское владычество

 

Южные степи всегда были для мордовских племен источником опасно­сти, с юга волна за волной накатывались кочевые орды. Скифы, превратив­шие лесостепь Восточной Европы в поле охоты за рабами, сменились сарма­тами. Следом смерчем прошли неизвестные восточные конники-гунны. И да­лее век от века конные лавины булгар, алан... Здесь необходимо сделать по­яснение по поводу взаимоотношений оседлой и кочевой цивилизаций. Пояс­нение, без которого невозможно будет понять векового противостояния мор­довских племен и кочевников. Прояснить ситуацию позволяют мысли италь­янского историка Франко Кардини: «С опаской взирают оседлые народы, земледельцы и ре­месленники, обладающие высоким уровнем организации и острым чувством государственности, на подвижные, как морской прибой, племена «варваров», жителей пустынь. Желая оградить себя от опасной сти­хии, они сооружают стены-волноломы. В легенде об Александре, замкнув­шем за железными воротами чудовищные орды Гога и Магога, выразился вековой страх и такое же извечное стремле­ние оседлых народов, привыкших к упорядоченной жизни, поставить под контроль грозную непоседливость кочев­ников, в любой момент готовых двинуться в путь. Причины тому самые разные: продолжительная засуха, междоусо­бицы, мор. Солнце опалило па­стбища, начался падеж скота – этого достаточно, чтобы толпы обнищав­ших, впавших в отчаяние, изголодавшихся пастухов появи­лись вдруг возле рубежей, за которыми простираются тучные нивы, прекрасно оро­шаемые поля. Голодная сви­репость бедняков всегда выглядит безумием, не­достойным человеческого звания, в глазах тех, кто живет в достатке и во­все не намерен поделиться с другими собственным благополучием. Два раз­ных вида жестокости – воору­женное насилие кочевников и гражданский эгоизм осед­лых – пришли в столкновение.

Оседлая цивилизация – это города, дороги, госу­дарственный аппарат, более разнообразное и полноцен­ное питание, крепостные стены, пехота. Цивилизация ко­чевников – стойбища, тропы, племенная солидарность, не­возможность наесться досыта, главным образом белко­вое питание и живот­ные жиры, бесконечные расстояния, тесное общение с животными, и прежде всего с лошадью. Мирным и относительно процветающим оседлым народам кочевники представляются людьми жестокими, скрытны­ми, асоциальными, бесчеловечными, у них нет веры, они жертвы мрачных адских культов. В глазах кочевников оседлые безвольны, изнеженны, растленны, крайне сласто­любивы, в общем – недостойны тех благ, которыми они обладают. По­этому было бы справедливо, чтобы блага эти перешли в руки более силь­ного».

Столетия мордовские племена вели ожесточенные схватки со степью. И выходили победителями. О мордовские укрепленные городища и военные дружины раскалывались пускай частые, но слабо организованные набеги мелких кочевых орд. Однако государственной организации могучего Хазарского каганата мордовские племена не смогли противостоять. Основная часть юж­ной мордвы покинула свои исконные земли в верховьях Суры и ушла на за­пад и северо-запад. Оставшиеся были вынуждены платить дань.

Хазарское владычество. «...Великий народ хазар... стал господствовать на всей земле... вплоть до Понтийского моря»,— сокрушался византийский писатель Феофан Исповедник. Русский летописец сообщал о славянской дани хазарам: «...Козари имаху [дань] на полянех, и на северех, и на вятичех, имаху по беле и веверице от дыма». В другом варианте дань платилась «от мужа». Правда, поляне довольно быстро освободились от этой дани. Тот же летописец оставил нам интересный рассказ: «Поляне были притесняемы древлянами и иными окрестными людьми. И нашли их хазары сидящими на горах этих и лесах и сказали: «Платите нам дань». Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу. И отнесли их хазары к своему князю. И сказали старцы хазарские: «Не добрая дань эта, княже: мы доискались ее оружием, острым только с одной стороны, то есть саблями, а у этих оружие обоюдо­острое, то есть мечи: станут они когда-нибудь собирать дани с нас и с иных земель». И хазары отступились от сильного и далекого народа. У мордовских племен не хватило сил послать хазарам мечи...

Размеры хазарской дани с мордвы трудно установить. Предположим, что мордва платила дань аналогичную той, что платили славянские племена. Тогда возникает вопрос о толковании содержания этой дани: только ли пуш­нина – белая (то есть зимняя) веверица (белка либо горностай); или же соче­тание пушнины и монет – белая (то есть серебряная) монета и беличья шкурка. Ответ позволяет дать найденная в 1991 г. в Троицком раскопе Нов­города берестяная грамота: «Вьвериц 12 гривьне во беле и в серебре. Соболь 4 гривне... Мьдьведьно 2 гривне». Комментируя ее текст, профессор С.П.Щавелев пишет: «Термин «веверицы» употреблен в начале грамоты явно как собирательное название денег... В рассматриваемом документе после указа­ния на общую сумму денег (вевериц) в 12 гривен следует объяснение его со­става. Сочетание терминов – «в беле и в серебре» очень близко... летописной записи о хазарской дани: «бель» и там, и тут означает пушную часть суммы (должно быть, именно беличьи шкурки). Употребленное летописцем приме­нительно к размеру дани в единственном числе слово «веверица» должно в таком случае означать ее денежную часть, состоящую из одной денежной единицы...»

Русскому летописцу известны и иные размеры дани. Вятичи накануне их покорения Святославом в 964 году платили хазарам «по щелягу от рала». Интерпретаций летописного «щелягу» великое множество: от европейского «шиллинг» до дирхема – арабской серебряной монеты, которая в оригинале отличается ярким блеском, белизной. Но важно не это, важно то, что близкие соседи мордвы – вятичи – платили хазарам дань в де­нежной форме. Серебром платили хазарам и жители захваченных ими северокавказских земель.

Из всего вышеперечисленного можно заключить, что серебро господ­ствовало в составе денежного обращения в Хазарии, фискальной системе, а, следовательно, и в государственной культуре Хазарского каганата. И с покоренных народов хазары взимали дань серебром. Мордовский народ вряд ли составлял исключение.

Гораздо сложнее реконструировать порядок сбора хазарской дани. По всей видимости, первоначально дань хазарам собирали некие представители каганата на мордовской территории. При этом взимаемая хазарами дань вы­ступала как своеобразный выкуп за несостоявшийся набег, была, по сути дела, заурядным кормом, представляя корыстный потребительский интерес. Однако она была и средством обогащения, приобретения сокровищ, то есть имела и сакральное значение. В этих условиях характер данничества, по мне­нию выдающегося русского философа Н.Я.Данилевского, «происходит, ко­гда народ, обращающий другой в свою зависимость, так отличен от него по народному или даже по породному характеру, по степени развития, образу жизни, что не может смешаться, слиться с обращаемым в зависимость, и, не желая даже расселиться по его земле, дабы лучше сохранить свои бытовые особенности, обращает его в рабство коллективное, оставляя при этом его внутреннюю жизнь более или менее свободною от своего влияния. Посему данничество и бывает в весьма различной степени тягостно». Со временем хазарская дань стала меняться, приобретая черты полюдья, являясь одной из форм вознаграждения кагану за исполнение им общеполезных функций и формой общения людей со своим правителем. Она теряла архаическое рели­гиозное содержание за счет расширения экономических, социальных, поли­тических и тому подобных начал, относящихся не столько к сфере сверхчув­ствительного, сколько к прозе реальных земных дел.

Сбор дани опирался на воинскую силу. Хазарское общество пограничных областей каганата было всецело военизированным, о чем свидетельствуют раскопки одного из наиболее крупных специалистов по кочевникам средне­вековья С.А.Плетневой. При анализе хазарских погребений она выявила це­лую систему воинских отличий или наград. Речь идет о находимых в могилах воинских поясах с различным количеством и набором «бляшек». «Различия в количестве бляшек и их подборе, – пишет С.А.Плетнева, – означали разное общественное (в основном военное) положение погребенного... Подавляю­щее большинство поясов принадлежало возмужалым и зрелым воинам (80%), т.е. людям, реально участвовавшим в военных действиях... У юных вои­нов наборы значительно скромнее... Право на ношение поясов любых соста­вов определялось не общественным и экономическим положением воинов и не их возрастом. Для этого нужны были, видимо, достижения в военном деле. Только военная слава давала воину наивысший ранг». В более позднем исследовании С.А.Плетнева формулирует свои выводы более четко: «Пояса служили воинским от­личием, вместе с правом носить оружие его получали даже дети (подростки). Исследование поясов приводит к ряду интересных выводов не только об общей значимости этой части воинского снаряжения, но и о значении типологи­чески различных накладок и их количестве на поя­сах. Так, право носить на поясе наконечник (всегда только один) давалось не каждому воину, так же как и бляшки с прорезью и с кольцом. Пряжка, как и наконечник, одна на поясе, но иногда старым воинам пряжку с пояса сни­мали. Общее количество бляшек у отдельных воинов достигало несколь­ких десятков, обычное их количество 7–10, но попадались пояса с одной-двумя бляшками. Создается впечатление, что не принадлежность воина к более бо­гатым категориям да­вала право носить богатый пояс, украшенный десятками бляшек, а скорее – его воинские заслуги. Нередко бедный воин второй и даже третьей категории носил пояс с большим количеством накладок, чем воин первой категории, хотя, конечно, воины первых двух категорий, лучше воо­руженные, чаще отличались в бою и стычках и поэтому, видимо, чаще вла­дели более роскошно украшенными по­ясами. Вероятно, пояса были своеоб­разными «орденскими ленточками», свидетельствующими о воинских за­слугах владельцев».

Милитаризированной была не только мужская, но и женская половина общества. Сохранились погребения женщин-воинов с той же системой отли­чий. С.А.Плетнева отмечает: «Военизация населения касалась, как мы ви­дели, не только мужчин, но и женщин, многие из которых похоронены с оружием, воинскими поясами, сбруей и конями. Последние встречаются при женских погребениях так же часто, как и при мужских... В семье первого участка женщины фактически начали заменять мужчин, вероятно, убитых в стычках с врагами. Такие проявления «амазонства» характерны для любого общества и у любого народа в особо опасные периоды жизни, когда мужское население заметно убывало и женщины вынуждены были брать на себя и ис­полнять их обязанности. Воинскую повинность несли, судя по данным мо­гильника, женщины всех возрастов: нередко это были юные девушки (до 20 лет), однако основная тяжесть ложилась на плечи возмужалых женщин... Как и мужчины, наиболее богатые (полные) пояса носили пожилые жен­щины, видимо, испытанные в походах бойцы».

В качестве воинов на северо-западной и северной границе каганат исполь­зовал переселенных сюда во второй половине VIII века алан, которые были прекрасными умелыми воинами. Использование их в качестве военной силы представляется продуманным государственным мероприя­тием. Ха­зарское пограничье было заселено семьями, мужское население которых несло воинскую службу. Ря­дом с аланами жили протоболгары, о чем свидетельствуют смешанные по­гребения. Появление алан и протоболгар не вызвало, видимо, бурного про­теста со стороны «аборигенов». Вероятно, объясняется это тем, что земли было много и пришельцы вполне могли расселиться на ней, не сгоняя с земли местных жителей.

С.А.Плетнева пишет: «Аланы, поселившиеся на далеких от центральной ставки хазарского правителя северо-западных лесостепных землях, находились на стадии ста­новления раннефеодальных отношений... Каждая семья получила участок на поселение и, очевидно, соответствующие угодья для посевов и пастбища. Участки на поселении, как мы видели, были небольшими. Сначала на каждом из них было поставлено, вероятно, одно жилище, окруженное подсобными помещениями. Со временем семья разрас­талась – рядом со старым жилищем строились новые. Однако главное жи­лище принадлежало главе семьи и одной из функций хозяйки этого жилища (и двора) было изготовление домашней посуды. Не исключено, что этому чисто практическому занятию придавалось и ритуальное значение – ведь гончарство было одной из «опасных профессий», связанных с колдовством и злыми чарами. Хозяйка двора выполняла, вероятно, обязанности домашней «жрицы»... Одновременно с основанием поселения был укреплен и мыс, на котором, вероятно, обосновался глава пришельцев со своей семьей и домо­чадцами. Феодал, как и вся знать Хазарского каганата, вел, видимо, полуко­чевой образ жизни и каждый сезон уходил на летние кочевья – в степи. Только зимой семья возвращалась на городище, все ее члены жили в теплых юртах, остатки которых неуловимы для археологов, если основания юрт не были врезаны в материк. Впрочем, возможно и иное решение вопроса о при­чинах внешней (кажущейся) необитаемости городища. Мы видели, что укре­пления на мысу строились в два приема. В начале они были полудеревян­ными-полуземляными. Возможно, в этот первый период городище служило только необитаемым в мирное время убежищем для людей, поселившихся в более удобных для жилья местах вокруг мыса. Появление военизированного населения на новых землях не вызвало бурного протеста у немногочисленных местных жителей, и убежище в первое время практической роли не играло, оставаясь незаселенным».

Еще раз стоит повторить мысль о том, что размеры хазарской дани с мордвы трудно установить. Однако достоверно известно, что она не была четко определенной, поскольку сами хазары не знали числен­ности мордов­ского населения. Не случайно хазарский каган Иосиф в письме сановнику при дворе кордовского халифа Абд-ал-Рахмана III Хасдаю Ибн-Шафруту, написанном не позднее осени 961 года, говорил следующее о народах Сред­него Поволжья: «Их девять народов, которые не поддаются точному распо­знаванию и которым нет числа».

В период хазарского владычества у мордовских племен начинает ис­чезать военная дружина. В южномордовских могильниках V—VII веков ар­хеологи в каждом втором погребении мужчины обнаруживают конного воина, а в могильниках периода хазарского владычества только в каждом пятом. Хазары не позволяли местному населению создавать боевые дру­жины. Они обеспечивали себе тем самым повиновение и возможность гра­бежа покоренного населения.

Хазарский каганат обладал огромными богатствами, получен­ными от торговли китайскими шелками и закамскими мехами. От этого спрута стра­дало все население Поволжья, в том числе и мордовский народ. Мало того, что хазары отбирали меха, мед, воск, но они хватали юношей и девушек для продажи в Омейядский халифат, куда каролингские императоры пропускали караваны из Хазарии, получая доход от таможенных сборов.

Борьба с хазарским владычеством, конечно, велась, однако слишком неравными были силы. Обстановка меняется в X веке. Каганат начинают раздирать внутренние смуты, сотрясать удары внешних врагов — печенегов и русских князей. Последний удар нанес Хазарии князь Святослав.

 

Меч князя Святослава

 

Крушение Хазарской державы и освобождение мордовского народа от зависимости хазар связано с именем великого князя Святослава, который занимает особое место в истории Древнерусской державы. «Когда Свято­слав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и легко ходил в походах, как пардус*, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и, зажарив на углях, так ел; не имел он и шатра, но спал, подстилая потник, с седлом в головах, – такими же были и все про­чие его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти» – такими словами нарисовал образ леген­дарного князя-витязя Святослава русский летописец. Таким он представлялся своей дружине, в которой князь нашел опору себе и формирующейся державе. Таким он остался и в памяти людей.

Известный военный историк В.В.Каргалов дал великолепную характеристику походов князя Святослава, которую стоит воспроиз­вести: «...Военный гений Святослава был уже поставлен на службу огром­ным по своим масштабам внешнеполити­ческим задачам раннефеодального государства, которое предоставило в распоряжение князя-витязя и матери­аль­ные ресурсы, и новые организационные формы, позволив­шие создать войско, представлявшее собой не простое со­единение родовых ополчений, но единое целое. Не отваж­ный стяжатель военной добычи и удачливый вождь ли­хой дружины предстает перед нами, но предводитель войска мо­гучей державы. Итогом его короткой, но яркой жизни были не золото, до­рогие ткани и рабы, при­везенные из завоевательных походов, а слава и могу­щество Руси, уже вышедшей на широкую дорогу мировой исто­рии». Для истории мордовского народа наиболее значимы восточные походы Святослава.

Согласно «Повести временных лет», в 964 году Святослав «иде на Оку ръку и на Волгу, и налъзе вятичи, и рече вятичемъ: «Кому дань даете?». Они же ръша: «Козарамъ по щълягу от рала даемъ». В ходе похода князь наносит первый ощутимый удар по Хазарии, освобождает из-под ее владычества восточнославянское племя вятичей. Летописец фиксирует дос­таточно четкую расстановку сил, при которой вряд ли можно говорить, как это сделал А.А.Шахматов, о случайной встрече Святослава с вятичами. В летописи не говорится о войне с вятичами, речь идет о состоявшихся пере­говорах: «И рече вятичемъ: «Кому дань даете?» Они же ръша: «Козарамъ по щълягу от рала даемъ». По предположению члена-корреспондента РАН А.Н.Сахарова, на Оке и Волге киевское войско провело около года. В течение этого времени оно не могло не столкнуться с мордовскими племенами. Однако, как и в случае с вяти­чами, летописец не сообщает о военных действиях. По всей видимости, и в данном случае велись переговоры. Однако об этом можно только предпола­гать, поскольку летописец не сообщает о том, что в действительности про­изошло за этот год в здешних местах.

По мнению А.Н.Сахарова, известие ле­тописи о событиях 964 и 965 гг. «говорит о длительности похода на северо-восток, после которого русы не сразу двинулись против Хазарии». Академик Б.Д.Греков считал, что именно действия Святослава на Оке и Средней Волге привели его к конфликту с Хазарией. Подобную позицию занял и известный археолог А.В.Гадло, который основной целью восточного похода Святослава называл по­корение вятичей. Появление князя и его воинов на Оке и Средней Волге по­служило поводом для открытого столкновения Руси и Хазарии. Аналогич­ную позицию занял М.И.Артамонов, считавший походы на Оку и Среднюю Волгу началом борьбы с Хазарией, так как удар был нанесен по сателлитам каганата. Однако, даже осуществляя военные действия, Святослав всем своим поведением демонстрировал намерение создать для края условия нор­мальной жизни.

В 965 году «иде Святославъ на козары; слышавшее же козари, изидоша противу съ княземъ своимъ Каганомъ, и съступишася битися, и бывши брани, одолъ Святославъ козаромъ». В 966 году «Повесть временных лет» при­водит сведения о вторичном походе Святослава на вятичей и обложении их данью: «Вятичи победи Святославъ, и дань на них възложи». Отметим, что данные о походе подтверждают и другие летописи, восходящие к древней­шим сводам. Причины вторичного похода на Оку не совсем ясны. В.Н.Та­тищев в свое время попытался объяснить его следующим образом: вятичи, узнав о том, что русское войско двинулось к Дунаю, восстали, и Святославу пришлось вернуться и вновь подчинить их.

Под 365 годом хиджры (ноябрь 968 г. – ноябрь 969 г.) арабский торго­вец и путешественник Ибн Хаукаль поместил сообщение о разрушении ру­сами хазарских и болгарских городов на Волге, прежде всего города Саман­дар. Оно не совпадает с описаниями событий, содержащихся в «Повести временных лет» и византийских источниках. Они повествуют о том, что в 968-969 гг. Святослав участвовал в войне Византии с Болгарией и, следова­тельно, не мог в то же самое время воевать с хазарами.

Однако следует вчитаться в сообщение Ибн Хаукаля. Известный рос­сийский востоковед Т.М.Калинина сделала современный перевод фрагмен­тов труда арабского путешественника по данной теме, к которому стоит об­ратиться: «...и совершили свой набег эти [русы] на всех, кто был на берегу Итиля из [числа] хазар, булгар и буртасов, и захватили их, и искал убежища народ Итиля на острове Баб-ал-Абваб и укрепился на нем, а часть их – на острове Сийах-Куих, живущие в страхе». При дальнейшем анализе текста Ибн Хаукаля она перевела: «Не существует в наше время [ничего] этого ни у булгар, ни у бур­тасов, ни у хазар, кроме остатка, а именно: русы пришли на всех их и захва­тили всю их страну, и стала [страна] их, а кто выскользнул из их рук, [те] рассеяны в тех [областях], которые покорились им, предпочитая жить по со­седству со своей страной и надеясь, что [русы] заключат с ними [беженцами] договор, и они вернутся, покорные им [русам]».

На основе сообщения Ибн Хаукаля можно сделать вполне однозначный вывод о том, что в 968/969 году Святослав вторично совершил поход на Хазар­ский каганат. Возникает вопрос о локализации этого похода, о том, какие об­ласти каганата были затронуты военными действиями. Ответ дает тот же Ибн Хаукаль: «Большая и лучшая [часть] мехов бобра находится в стране русов и спускается [по рекам] к ним и к их стороне со стороны Йаджудж и Маджудж, и поднимается к Булгару, и не прекращалось так до года 358, ибо русы разрушили Булгар...»

Если понимать Инб Хаукаля буквально, можно заключить, что Свято­слав в походе 968/969 года пошел уже известным ему путем. Первоначально его войска появились в Среднем Поволжье, а затем спусти­лись вниз по Волге.

Чем вызван поход Святослава 968/969 года на Хазарию? Что заставило князя срочно покинуть свои войска на Дунае и появиться на Волге? «Повесть временных лет» дает однозначный ответ – печенеги, напавшие на Киев. Свя­тослав пребывал в Киеве весной-осенью 969 г. Он «собра вои, и прогна пече­неги в поли, и бысть миръ». По мнению известного русского историка-эмиг­ранта В.А.Мошина, для описанного Ибн Хаукалем разгрома хазарских го­родов наиболее подходящим временем является весна, лето и осень того же 969 года. По этому поводу вполне определенно высказалась Т.М.Калинина: «Связать это событие следует с нападением печенегов на Киев. Едва ли этот печенежский набег был спровоцирован Византией. Ее хронисты весьма под­робно описывают политику императоров по отношению к соседним народам в событиях Балканской войны. Ни Лев Диакон, ни Кедрин, ни Зонара, однако не дают подобных сведений о печенегах, а также не знают об отсутствии Святослава в Болгарии в 969 г.

Толкнуть печенегов на Киев могли скорее мусульманские верхи Хаза­рии, осведомленные об отсутствии князя и не желавшие усиления Руси по­сле взятия Белой Вежи. Эти враждебные Руси элементы, тесно связанные к тому же с мусульманскими силами Прикаспия и Хорезма, должны были бес­покоить Святослава, занятого войной на Дунае. Чтобы обезопасить свои тылы, он послал часть войск в Хазарию».

При проведении активной внешней политики Святослав опирался на дружину, представляющую в военном отношении хорошо отлаженный меха­низм. Дружина Святослава была пешей, конницы как рода войск при нем не было. Кони использовались либо как средство передвижения, либо как под­вижной запас продовольствия. Вооружение дружины состояло из высоких, в рост человека, крепких щитов, длинных копий, длинных мечей и засапожных ножей. Последние применялись тогда, когда дружина врезалась в гущу про­тивника, где из-за тесноты нельзя было действовать ни копьем, ни мечом. Известный военный историк И.Лебедев отмечает: «Боевой порядок дружины Святослава состоял из сплош­ного, глубокого, в 20 и более шеренг, строя. В этом сплошном, глубоком по­строении заключалась главная сила дружины и основное преимущество ее перед противником. Такой строй в несколько тысяч человек, естественно, требовал предварительного обучения, и дружина Святослава, без всякого со­мнения, проходила его перед тем, как выступить в поход. Дружина, сомкнув свои щиты и выставив копья, составляла как бы подвижную стену, отличав­шуюся чрезвычайной силой удара при атаке и огромной сопротивляемостью при обороне... Дружина Святослава, очень небольшая, далеко уступавшая по численности каждому из противников, ведя бой на чужой территории, неиз­бежно находилась под угрозой полного окружения и уничтожения. Окруже­ние дружины облегчалось и тем, что у Святослава не было конницы, тогда как у противников конницы было очень много. И несмотря на это дружина Святослава не только никогда не была уничтожена, но не была ни разу и раз­бита. Сам собой напрашивается вполне правильный вывод о том, что Свято­слав и его дружина не боялись окружения и, главное, не считали окружение в бою таким опасным положением, как это считается сейчас и считалось все­гда со времени ганнибаловских Канн. Святослав со своей дружиной умел выходить из окружения победителем...»

Путь Святослава на Оку и Волгу совпадал с древним путем славян-русов от Киева к Булгару. От Киева русские караваны шли в район Воро­нежа, далее через лесостепные пространства в район Пензы и южнее Там­бова, а затем через мордовские леса и степи к правому берегу Волги.

Оценивая значение внешней политики князя Святослава, академик Б.А.Рыбаков писал: «Походы Святослава 965–968 гг. представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий по­лукруг от Сред­него Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавка­зу и Причерноморью до балканских земель Византии». Святослав попытался за­крепиться в Поволжье. В источниках речь идет «об установлении в крае но­вого порядка, утверждении власти Киева, нормализации отношений с жите­лями». Управление в регионе было организовано на основе договора с мест­ным населением, которое получило возможность свободного развития в рамках формирующегося Древнерусского государства.

 

В составе Руси

 

Древняя мордва по­лучила полноценные условия для этнокультурного и экономического развития. В 985 г. князь Владимир совершил один из первых походов на волжских булгар, в ходе которого рус­ские дружины прошли че­рез мордовские земли, не встречая сопротивления.

Характеризуя эпоху наивысшего расцвета Древнерусского государства (Х–ХI вв.), автор «Повести временных лет» упоминает мордву в чис­ле народов, плативших дань Руси: «...На Белеозере седять весь, а на Ростовьском озере меря, а на Клещине озере меря же. А по Оце реце, где втечет в Волгу, муро­ма язык свой, и черемиси свой язык, мордва свой язык... А се суть инии языци, иже дань дають руси: чюдь, меря, весь, мурома, черемись, мордва...» Ему вторит автор «Слова о по­гибели Рус­ской земли» (начало ХIII в.): «...от моря до болгаръ, от болгаръ до буртасъ, от буртасъ до чере­мисъ, от черемисъ до моръдви, – то все покорено было богомъ крестияньскому языку... великому князю Всеволоду, отцу его Юрью, князю кыевьскому; деду его Володимеру и Манама­ху... Бур­таси, черемиси, вяда и моръдва бортьничаху на князя великого Володимера». Автором дается четкая хронологическая привязка существования мордовского народа в составе Руси – время княжения Владимира Мономаха (1053–1125 гг.), Юрия Долгорукого (конец 90-х гг. ХI в. – 1157 г.) и Всеволода Большое Гнездо (1154–1212 гг.).

Великий русский историк В.О.Ключевский считал, что взаимодействие славянских и финно-угорских племен носило исключительно мирный характер. По его мнению, имело место взаимообогащение культур: «Мордовские праздники, большие моляны приурочивались к русским народным или церковным празднествам... В молитвы, обращенные к мордовским богам... по мере усвоения русского языка вставлялись русские слова». В свою очередь при проведении религиозной реформы князя Владимира (около 980 г.) в святилище Руси появляется богиня Мокошь, связанная с мордвой.

Позднее в Мордовский край начинает проникать христианство. К XI–XII вв. относятся обнаруженные в мордовских археологических памятниках металлические крестики и иконки с изображениями Богоматери с младенцем, святых Бориса и Глеба.

Концом XII – началом XIII века датируется усиление противостояния русских кня­жеств и Волжской Булгарии, в ходе которого русские дружины неоднократно совершали по­ходы против булгар. Причем местом их сбора выступало устье Оки – исконные мордовские земли. В 1221 г. на этом месте был основан Нижний Новгород: «...Тогда же князь велики Юрьи Всеволдович заложи град на усть Окы и нарече и Новгород Нижний». Этим же временем датируется появление для обозначения мордовских земель в русских летописях термина «Пургасова Русь» (Пургас – мордовский инязор) или же «Пургасова волость». Их употребление весьма значимо, поскольку русские летописцы «волостью» обычно на­зывали княжеский удел с привычной для них системой управления, повинностями населе­ния, политической и эконо­мической структурой. Кроме того, термин «Русь» свидетельствует об интегрированности этих территорий в систему русских княжеств и наличии существенного русского населения.

К началу монгольского нашествия мордовский народ и Русь связывали достаточно прочные узы. Мордва не просто входила в состав державы Рюриковичей, она было одним из этносов, стоящих у истоков древнерусской государственности.

Сделал подобный вывод и задумался. А ведь он вполне закономерен и соотносится со сделанным ранее умозаключением о том, что мордва – народ имперский. Неслучайно он участвовал во фронтире, расширении и защите российских границ, неслучайно расселился от Балтий-
ского моря до Тихого океана. Ведь истоки подобной судьбы были заложены много веков назад, еще в Древней Руси.