Геннадий Чиняев. Пародии. Юрий Сухоруков. Сатирические миниатюры. Владимир Леонов. Размышлизмы. Байки.

Геннадий ЧИНЯЕВ

 

 

ПАРОДИИ

 

 

Строчкозагибательство

 

 

Не сидел я в жизни за баранкой

И дорог не гнул еще в дугу

Владимир Ивенин

 

 

Не сидел я в жизни за штурвалом

И не гнул комбайн в бараний рог.

Не умею править самосвалом,

Что, конечно, к счастью для дорог.

 

Но зато бестрепетной рукою

Я пишу стихи, аж в сердце жуть.

Погодите, я загну такое! —

Никому вовек не разогнуть.

 

 

Райские кущи

 

Уехать! Уехать! Уехать!

Туда, где грустят ковыли…

 

Я городом не околдован:

Здесь нет ручейков и ракит…

Здесь каждый в себя замурован,

В квартиру и мелочный быт.

 

Здесь —

луна как сгусток меда,

хочет в руки мне упасть…

 

Здесь —

приветлив каждый дом.

Здесь —

живет Шахерезада,

работящая причем.

Алексей Громыхин

 

 

Уеду! Уеду! Уеду!

В деревню, как сердце велит.

Схожу попрощаться к соседу

И брошусь в объятья ракит.

 

Что город?! Асфальт да заводы,

Троллейбусы вместо саней.

Какие-то клумбы-уроды

Взамен дорогих ковылей.

 

А там замурованы люди

В хлева, а не в быт городской.

Там с медом коврижки на блюде,

Там буду, конечно, я свой.

 

Побольше стихов настрогаю,

Чтоб было на хлеб что менять.

А кончатся строчки, я знаю,

Сосед мне не даст пропадать.

 

И мне по-хорошему рада

Зинуля – я с нею знаком –

(По-местному — Шахерезада)

Меня угостит молоком.

 

Я буду вечернюю дойку

Как манну небесную ждать.

Попью молочка — и на койку,

Чего еще в жизни желать?

 

 

Разочарование

 

Всплывет все же истина как-то со дна

Души, словно месяц, двурога:

Что жизнь мне отпущена только одна,

Одна предназначена мне и дорога.

Иван Носиков

Перевод с мордовского-мокша Т. Ребровой

 

 

Зря говорят, что истина одна.

Не верь! Она двулика и двурога.

И если упадет она до дна

Души моей — туда ей и дорога.

 

 

Великое терпение

 

Дай сил, молю, родная сторона,

Чтоб, падая, всегда вставать упрямо —

Так дым из труб твоих восходит прямо:

В морозный день таких дымов — стена.

Чтоб оставались глубоки, чисты

Мечты и думы, как твои колодцы.

Иван Носиков

Перевод с мордовского-мокша Л. Базаевой

 

 

 

Мне сил дала родная сторона,

Чтоб мне в дыму густом не задохнуться,

Чтобы живым наутро мне проснуться

И с авторучкой сесть к столу со сна.

 

Но все ж, пока улавливать нельзя

Тот дым из труб, в колодце я пребуду.

Пройдут века, но люди не забудут.

Как я терпел, рыдая, но творя.

 

 

 

СТОЛЫ И СТВОЛЫ

 

О чем ты думаешь, старый мой стол,

Обросший комнатною тишиною?

…и ты мне скрипишь: «Я по-прежнему ствол,

Могучей шумящею кроной одет».

Эмма Симдянова

 

Мой письменный верный стол!

Спасибо за то, что ствол

Отдав мне, чтоб стать — столом,

Остался — живым стволом!

Марина Цветаева

 

 

Сидела. Писала. Стихи о столе.

О, Боже! И впрямь он — живой!

Он стал говорить откровенно вполне

Со мной как с законной женой:

 

— Конечно, оно… я люблю поэтесс.

Ну вот, как сегодня считаю я,

Пожалуй, пойду потихонечку в лес.

А лучше — к Марине Цветаевой.

 

 

Письмо из «Гранд-отеля»

 

Спит моя жена в отеле.

 

… Я не сплю. Кружат метелью,

Ходят мысли ходуном.

 

… Зашушукают виденья

В океане темноты

Иль сойдет неслышно тенью

Мефистофель со звезды…

 

Хоть пешком иди в Россию…

Чай вверх бросал две двухпудовки — гири…

Милан — не лес мордовский.

Виктор Гадаев

 

 

 

Хоть Милан не лес мордовский,

Хошь ты верь, а хошь не верь:

Словно скит березниковский

Европейский «Гранд-отель».

 

Я не сплю седьмые сутки.

Хоть уставший от езды.

Это, брат ты мой, не шутки, —

Иностранец со звезды.

 

Это, брат, сам Мефистофель,

Тут ему везде почет,

Тут везде он в фас и профиль,

Это вам не местный черт.

 

А окажется он принцем?

Иль имеет в банке счет?

Он меня одним мизинцем

Во Вселенную пошлет.

 

Вот лежу под одеялом,

А всего колотит дрожь.

Да, силен заморский дьявол,

Двухпудовкой не возьмешь.

 

 

РАСКОВАННЫЕ СТРОКИ

 

Родина передо мною предстала

На миллионы квадратных верст.

Что-то проснулось во мне, просияло,

Встало и выпрямилось в полный рост.

Виктор Гадаев

 

 

Книжки мои пред Отчизной предстали

Всем многоцветьем раскованных строк.

Версты квадраты свои приподняли,

Вникли и, вздрогнув, попадали с ног.

 

 

Свидание у черемухи

 

Жду тебя, когда в саду зеленом

Облаком черемуха цветет…

 

Жду тебя в дни созреванья хлеба…

 

…Я и сам всегда неторопливый,

Без нужды не лезу на глаза.

 

Отчего ж, зачем, послушай,

Ты уходишь от меня?

…Объяснить мне это нечем.

Иван Гадаев

Перевод с мордовского-мокша И. Рыжикова

 

 

Я ждал терпеливо и нежно

И осень, и зиму, и лето.

Но поступью легкой небрежно

Скользила ты мимо поэта.

 

Еще простоял бы с годочек,

Но стало грозить истощенье.

Сказала мне мама: «Сыночек,

Имей, как мужчина, терпенье».

 

Я с духом последним собрался,

Напряг уходящие силы.

К черемухе я привязался,

Стою в ожидании милой.

 

Но милая — мимо да мимо.

Решил ее тронуть рукою:

— Что ходишь ты неутомимо,

Иль брезгуешь, что ли мною?

 

Она задрожала от страха,

Потом наконец-то узнала.

И не растерявшись, деваха

От веток меня отвязала.

 

Взяла, как ребенка, на руки:

— Тебя я повсюду искала.

За что же такие мне муки? —

За куст я тебя принимала.

 

 

ЗАСТИХОВАННЫЕ СТИХИ

 

Зима, как врач, пришла в халате белом,

Забинтовала грудь земли бинтами…

Павел Любаев

Перевод с мордовского-эрзя А. Коршунова

 

 

Застиховал я рукопись

стихами.

Сложил и завязал покрепче

вязками.

Потом я надушил ее

духами.

Отдал издателям,—

пускай ласкают

ласками.

 

 

СЕАНС МАГИИ

 

Этот дар дан навеки.

Эта ноша по мне:

Как звезду, в человеке,

И во тьме, и в огне

 

Видеть правду — не боле!

Видеть суть бытия.

 

Это счастье со мною —

Камень в хлеб претворю…

Владимир Нестеров

Перевод с мордовского-мокша А. Пудина

 

 

 

Я — экстрасенс! Прошу не спорить!

Берите выше: я — всевышний!

Пожалуй, каждый чудотворец

Со мною рядом будет лишний.

 

Я вижу суть и даже боле.

А впрочем, мой прием не нов:

Пусти фантазию на волю,

И моментально стих готов.

*  *  *

 

 

 

Юрий СУХОРУКОВ

 

САТИРИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ

 

 

ВОР И ЛАРЧИК

 

Перед судом ворюга клялся:

— Ведь ларчик просто открывался.

 

 

Надежный замок

 

Надежностью хвастался старый Замок.

Когда ж его «смазали» — сразу замолк.

 

 

ДЯТЕЛ-СТУКАЧ

 

От стукачества Дятел

с ума спятил.

 

 

ЛЮБОВЬ ЗЛА

 

Карась Плотвичке про любовь шушукал,

а та наутро оказалась Щукой.

 

 

ЗМЕИНАЯ УВЕРТКА

 

Когда Гадюку вилами прижмут,

она шипит: — Лежачую не бьют.

 

 

ЦАРЕВО НЕДОУМЕНИЕ

 

— Я царь или не царь?!

Ревел из клетки лев на всех.

В ответ лишь смех.

 

 

НАРЫ И КАНАРЫ

 

Ему б всю жизнь лежать на нарах.

Он строит дачи на Канарах.

 

 

ВРЕМЕНЩИК

 

Временщик в любую пору

Фору даст любому вору.

 

 

ВПЕРЕДИИДУЩИЕ

 

Мы всей планеты впереди —

у нас жульем хоть пруд пруди.

 

 

ЖВАЧНЫЕ

 

Мы как в Америке живем:

не все едим, но все жуем.

 

 

*  *  *

 

 

Владимир ЛЕОНОВ

 

 

РАЗМЫШЛИЗМЫ

 

 

Раньше крестьяне жили от сева до урожая, а теперь мы живем от выборов до выборов: засеваем надежды — пожинаем иллюзии.

 

Тунеядство: когда свободное от работы время превращается из хобби в профессию.

 

Ум — это осознание границ глупости.

 

Чтобы сидеть мягко, нужно сидеть высоко.

 

Это же надо! С яблони неведения упало яблоко предвидения!

 

Время невозможно провести — это оно проводит нас.

 

Горящий дом предпочитайте покидать добровольно во избежание принудительного выноса ваших останков!

 

Демократия — это вседозволенность, ограниченная безработицей.

 

Если что-нибудь когда-нибудь написал, знай: это уже читали.

 

Если хочешь стать другим человеком, перестань быть самим собой.

 

Камень в чужой огород — это загранпоездка камня за пазухой.

 

 

*  *  *

 

БАЙКИ 

 

«КОРОЛЕВА» СТОЙБИЩА

 

Записал Андрей Алешкин

 

Виталий Рубанин, ленинградский художник, после окончания академии просто бредил северной экзотикой. Поэтому, как только появилась такая возможность, он сразу же согласился поехать с геологами на Север. В действительности места, с детства знакомые ему по книгам и фильмам, оказались еще более завораживающими и прекрасными своей сдержанной и суровой красотой.

Обычно с утра Рубанина кто-нибудь из геологов отвозил за несколько километров на мотосанях в «снега» и оставлял на каком-нибудь красивом месте до вечера. Вечером Виталика забирали уже с готовым пейзажем. Однажды геолог, забрав художника с картиной, решил срезать обратный путь и свернул с накатанной «Бураном» колеи. Проплутав пару часов, они наконец выехали к стойбищу оленеводов. На грохот мотосаней сбежались к ним дети, женщины и старухи. Геолог, немного зная язык этого народа, старательно приветствовал их, по обряду желая здоровья, рождения детей и умножения поголовья оленей. Оказалось, что мужчины-оленеводы уже давно ушли искать новое место стойбища и скоро должны вернуться за своими женщинами и детьми. Пока геолог все это переводил Рубанину, Виталика кто-то настойчиво потянул за рукав. Это была молодая женщина в вышитой кухлянке.

 Отметив богатую и красивую одежду, Виталик мысленно окрестил ее «королевой» стойбища. Она была взволнована и что-то говорила ему. Виталик забеспокоился и попросил геолога перевести речь «королевы».

 

— Может, надо помочь ей?

— Она хочет показать тебе самую красивую ярангу этого стойбища,— перевел геолог и добавил сквозь зубы: — Не ходи!

— Ну, почему? Я же художник! Мне очень интересно узнать систему понятий красоты у северных народов...

— Ну ладно, только быстро, я уже расспросил, как нам добраться до своих.

Маленькая «северная королева» тащила за рукав почти двухметрового художника, что-то щебетала и была явно довольна.

Откинув полог одной из яранг, она подтолкнула Вигалика вовнутрь, вошла сама и захлопнула заледеневший полог.

Действительно, это была красивая яранга. Она была увешана шкурами полярных волков с восьмисантиметровым ворсом с изумительной «искрой». На железном крюке висел огромный медный чайник над огнем и мягко урчал кипятком. Чуть в стороне висел бубен шамана и с десяток наряженных тряпичных куколок без лиц... Постель была убрана одеялами из шкур оленей.

«Королева» резко сбросила кухлянку с плеч. Обнаженная по пояс, она медленно двинулась на Рубанина.

— Спасибо! Да... спасибо... Я не ожидал... красиво... спасибо... извините, мне надо идти...

«Королева» властно дернула его за рукав, но на огромного Виталика это никак не подействовало.

Он бережно поднял ее, как ребенка, на руки и осторожно положил «королеву» на меховое «лежбище», затем резко повернулся и выскочил из яранги.

Почти бегом Виталик метнулся к «Бурану». «Ба-бах!» — громыхнуло сзади. Рубанин обернулся и увидел, что «королева», все так же обнаженная по пояс, стоит на фоне красно-оранжевого заката и целится в него из старого винчестера. Сразу вспомнились все фильмы, где герой ловко уворачивается от пуль... Ван Дам... Сталоне... Рейган... Чак Норис... Виталик метнулся вправо, влево, чуть пробежал, кувыркнулся и плюхнулся на сиденье «Бурана» позади геолога.

В ушах противно зазвенело. Никак не мог надышаться колючим морозным воздухом. Через пару километров геолог вдруг остановил «Буран» и, странно пошатываясь и вздрагивая, свалился с сиденья лицом в снег, стал корчиться, всхлипывать и подвывать.

«Все,— подумал Виталик,— она его достала!» Ему показалось, что он даже слышал свист пули из винчестера «королевы», которая и свалила геолога.

Рубанин с трудом перевернул товарища на спину. На лице его таял снег, глаза были мокры от слез и... он смеялся!

«Это шок»,— подумал художник. Но геолог легко поднялся и своим громадным носовым платком стал утирать лицо, иногда всхлипывая и высмаркиваясь.

 

— Что? Что произошло?! Я думал, она в тебя попала! Я думал, ты умираешь...

— Все хорошо! Все нормально. Это нервы. Не волнуйся!

Через час в теплом вагончике они пили чай со спиртом, и геолог в лицах рассказывал о случившемся своим бородатым товарищам.

— Ты понимаешь, что ты смертельно оскорбил «королеву»? Ты пренебрег ею! Как ей теперь жить там? Ее свои же затретируют! Как ты мог! Эх, Виталик-Виталик! — хохотали они.

Рубанин побледнел.

— Да нет! — прервал всех старший. — Успокойся! Она сидит сейчас за чаем и объясняет своим, «что это был мужчина с сердцем зайца». Когда стреляла женщина, он бежал и петлял, как косой!

Долго еще геологи предполагали, что сказала «королева» про Виталика, сотрясая вагончик хохотом, но художник уже не слышал. Засыпая, он успел подумать: «Что русскому хорошо — немцу смерть!»

А по северному небу уже летела полуобнаженная королева, целясь в разбегающихся по тундре зайцев.

Рис. А. Алешкина

 

 

 

«ЗОЛОТО ИЛЬИЧА»

 

Записал Игорь Блинов

 

На мой взгляд, этот рассказ нужно начинать с конца, то есть с финала, или, как нам в России доходчиво,— через зад. Так вот, был, да и сейчас, наверно, никуда не делся, в Москве заводик Госзнака. На этом заводике было два цеха — дальний, тупиковый, цех малых форм и проходной — больших. В цехе малых форм делали медальки, ордена и всякие носимые побрякушки, а в цехе больших форм — памятники. Работал сей заводик со времен царя Гороха и выпускал продукции соответственно историческому моменту, следуя верхним указаниям, усердно и без лишнего шума (платили там неплохо).

Но времена изменились — брякнул 1991 год, могучий Союз почил в бозе, а вместе с конституцией развитого социализма вдруг никому не стали нужны и ее символы — памятники неугомонному вождю товарищу В.И. Ленину-Ульянову в скобочках. Дабы не допустить разбазаривания цветного металла посторонними, на места было спущено распоряжение — немедля сдать бронзовые скульптуры на завод-изготовитель.

Монументы перли почти со всей России и складировали на заводской, неохраняемой транспортировочной площадке.

Все шло своим чередом, но как-то кто-то, кто за это дело отвечал, заметил, что у памятников самой большой серии, выпущенной к 100-летию Ильича, стали пропадать кепки, килограмм двадцати весом, которые он цепко сжимал в левой руке.

Выход нашли быстро — на площадку загнали двух милиционеров, и на вторые сутки бдения, ночью, был отловлен дедок, пытавшийся выковырять из бронзовой длани головной убор. После недолгого, но интенсивного допроса в РОВД приехали к нему домой, и во дворе, у сарая, нашли пять ранее спертых кепок.

На вопрос: «Почему?» дед путанно бормотал что-то про незабвенный образ, мировой пролетариат и про то, что дороже Вождя у него в жизни ничего нет и не было, а поскольку увековечить светлую память постановкой у себя на огороде фигуры, так сказать, в полный рост он не имеет финансовой возможности, то вынужден довольствоваться хотя бы частью.

Умные милиционеры составили протокол и ввиду явного маразма наказали старого революционера пинком коленом.

Вот, собственно говоря, и все... Почти.

Заканчивался рабочий день. Немолодой уже, но еще заслуженный, с блестящей лысиной, работник органов, звали его Степан Андреевич, собирался домой. Весь день он ворошил и сортировал кучу макулатуры, которую выдавал на-гора РОВД, задержавший полоумного деда. Рутинная работа с бумажками на старости — логичный итог многолетней карьеры имеющего свое мнение опера. В бумагах не было ничего необычного, все почти как всегда... Почти.

В кабинет закатился старый, толстый криминалист и предложил подвести итоги дня в его фотолаборатории. Пошли, сели, выпили. За разговором о колорадском жуке пошаркали домой.

Отужинав борщом, Степан Андреевич в трусах и тапочках угнездился у телевизора. Жена, не выдержав постоянного переключения каналов, оставила попытки отобрать пульт и ушла к соседке. Через полчаса, сидя в туалете, ветеран органов вспомнил...

Кое-как промаявшись ночь, утром самым первым прибежал на работу. Отловив бестолковых, голоногих девок, загнал их в архив, и через двадцать минут на его столе лежало уголовное дело давнего 1969 года.

По прочтении первых страниц, у Степана Андреевича от предчувствия, как у Мюллера, заломило в затылке.

Закрыв форточку, чтобы не шумело с улицы, и дверь на шпингалет, он снова погрузился в пыльные листы. Постепенно давнишние события выстроились в четкую и ясную логическую цепочку. И вот какая получилась история...

 Заканчивался 1969 год. Страна содрогалась в конвульсиях, с ужасом ожидая приближения эпохальной даты —100-летия со дня рождения вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина.

От цифры 100 пестрело в глазах —100 тонн сверх плана! 100 ударных вахт! 100 ударных вольт! 100 литров от каждой коровы, 100 яиц от каждой курицы!

Население страны наперебой обязалось и клялось. Хитрый прищур Вождя встречал на каждом углу.

Эта предродовая горячка не обошла стороной и заводик Госзнака. На него поступил большой заказ — десятка три пятиметровых бронзовых монумента должны были украсить площади перед райкомами партии в районах, где памятников еще не было.

Цех больших форм пыхтел в три смены. В соседнем цехе — малых форм — работы было тоже невпроворот. К столетию Родина нашла кучу героев и всех нужно было омедалить.

В это беспокойное время в цехе малых форм приемщиком драгматериалов работал наш дедок, ну, тогда, разумеется, далеко еще не старый мужчина. Назовем его Петром Ивановичем.

Суть его обязанностей сводилась к следующему: получать драгматериалы и выдавать их мастерам. Материалы приходили на завод в железных контейнерах, Петр Иванович их вскрывал, проверял и отправлял в работу, а в конце дня собирал остатки.

Пару слов о личности нашего героя: старый холостяк, так никогда и не женившийся, плюгавой наружности, со скверным характером и без вредных привычек. Шутить он не умел, и поэтому его не любили женщины, а друзей не имел по причине космической жадности.

Однако была у Петра Ивановича одна страсть, служению которой он посвятил всю жизнь,— патологическая жажда наживы.

Так вот, в один прекрасный день Петр Иванович получил очередной контейнер с золотом. Принеся его к себе в кабинет, привычно вскрыл, сунул руку внутрь и обомлел — в контейнере вместо указанной одной пластины лежало две. Все ясно, укладчик ошибся. Необходимо доложить.

Но это же золото! О нем никто не знает, кроме меня! Решение принято — золото надо вынести с завода! Как? Территория охраняется, а на КПП такой контроль — гвоздя не утащишь. Выход нашелся быстро.

Дождавшись обеда, Петр Иванович проследил, когда последний рабочий выйдет из цеха малых форм. Как уже говорилось, выход из цеха один — через цех больших форм. Осмотревшись у соседей, Петр Иванович с удовольствием убедился, что и здесь никого нет.

Золотая пластинка жгла карман, а рядом, еще не очищенная от формовочной земли, исходила жаром свежеотлитая кепка. Обжигая руки и матерясь, Петр Иванович запихал в раскаленную кепку золотую пластину. Через два дня памятник в сборе вывезут на неохраняемую транспортировочную площадку, а уж там!..

На следующий день он прилетел на работу на час раньше. Пошел на площадку и под досками спрятал аккуратно завернутые в тряпочку молоток и зубило. Все было готово... Почти...

Почти — потому что Петр Иванович не учел существенной мелочи — работу КГБ.

 

Пропажа вскрылась быстро. С завода никого не выпускали неделю, его трясли, но Петр Иванович молчал, как белорусский партизан в немецком плену.

Скоро все закончилось. Укладчика посадили, золота не нашли, Петра Ивановича отпустили.

Прибежав на завод, он с ужасом не обнаружил в цеху больших форм ни одного вождя, бегом на площадку — пусто! Серия закончилась! Все памятники развезли по разным районам. Если бы его сейчас били трое, он бы не заметил. Петр Иванович был оглушен.

Шли годы. В разных уголках Советского Союза у райкомов партии можно было видеть странного человека, подолгу стоявшего у памятника Ленину. Он обходил его кругом, приседал, вставал на цыпочки. Пару раз он пытался залезть на пьедестал, но его снимала милиция — тогда партия себя охраняла надежно.

Это был Петр Иванович, он искал своего вождя.

Степан Андреевич захлопнул папку. Подошел к окну и открыл форточку — за окном шумела жизнь. Немного подумав, он поднял трубку телефона и набрал номер старого криминалиста.

Через день с понятыми и толстым криминалистом на транспортной площадке завода Госзнака в седьмой по счету кепке нашли золото. Петр Иванович плакал рядом на досках.

И последнее: так как же все это раскрутил Степан Андреевич? А очень просто — в 1969 году молодой опер Степа нашел на этой площадке аккуратно завернутые в тряпочку молоток и зубило.