К итогам конкурса "Мордовия - уголок России"

Нужно ли учить любви к Родине? Может быть, это чувство так органично и естественно, что никакого специального воспитания на эту тему не требуется?.. Однако жизнь демонстрирует иное. Как-то в одночасье сформировалась когорта людей, именующих Отечество «этой страной», а все свои жизненные устремления связывающих с Западом. Любят такие восклицать с надрывом о нашей «позорной истории» (хотя всякая страна имеет за душой горькие страницы). На фоне перестроечного разброда школы отказались «воспитывать», они только «учат». Отменили «памятные даты», «ленинские уроки», а вместе с ними приглашения на встречи с ветеранами, офицерами, писателями...

А юность ищет идеала. Юность — максималистка, ей требуются ценности незыблемые, на которых можно выстроить свой «мировоззренческий дом». Родина — понятие из разряда абсолютных — является краеугольным камнем искомого нравственного мира.

 Поразмышлять на высокие темы, обратить ум, душу, сердце к «любованию» Отечеством был призван впервые проводившийся в этом году в Мордовии конкурс под девизом: «Мордовия — уголок России». Инициатором проведения конкурса стал наш «Молодежный журнал «Странник».

Идею конкурса активно поддержали Госкомитет по делам молодежи РМ и местное Министерство образования. Решено было в одном мероприятии объединить конкурс сочинений и конкурс стихов и провести его в два этапа. Подсчитать принявших участие в написании сочинений невозможно (конкурс проводился среди учащихся 7-8 классов и от каждого района в финал было отобрано всего по нескольку работ), стихи же принимались от всех желающих (вплоть до старшеклассников): поступило их более 120. По единодушному признанию членов комиссии оценивать работы было крайне трудно: столько искренности и теплоты вложили в них ребята. В конце апреля финалисты были приглашены в Саранск, чтобы здесь, на месте, уже без помощи учителей и родителей, подтвердить результаты. Тринадцать финалистов-«сочинителей» примерно в течение полутора часов писали мини-сочинения на тему: «Если бы Главой Республики Мордовия был я...» (конверт с темой был вскрыт непосредственно на глазах участников), а шестнадцать финалистов-«стихотворцев» читали и анализировали стихи на поэтическом семинаре в редакции журнала «Странник».

Так какова же наша Россия в глазах детей?

Россия — огромная и прекрасная, с ее лесами, лугами, полями, реками. «Родина – это много...» написала Алевтина Горячкина, восьмиклассница из Ичалковского района. А Артемий Сиушов, семиклассник из Чамзинки, добавил: «Для меня, двенадцатилетнего человека, Россия бескрайняя, необъятная... Как русская и мордовская крови смещались в моих жилах, смещались судьбы мордовского и русского народов...»

«Такая земля не может быть бедной, просто не имеет права!.. Добрых деяний русских людей настолько много, что ими могло бы  гордиться любое государство планеты Земля... Русский народ  —  это народ, сильный духом несущий в себе любовь и человечность, проявляющий бескорыстие, заботу о других людях...» (Сабанова Наталья, 8 кл., Ардатов).

 «Место, где я родилась, самое лучшее...» (Златорунская Евгения, 8 кл., Рузаевка).

 «Если представить себе Россию в пространстве, то возникает ощущение бесконечности...» (Петрунина Надя, 8 кл., Ельники).

«В прошлом наш край называли «медвежий угол», а Саранск — «замшелым городком». Л. Н.Толстой в письме в Ясную Поляну из Саранска писал: «...не встретил ни одного цивилизованного человека». А в наше время Мордовия преобразилась до неузнаваемости...» (Косынкин Илья, 8 кл., Зубова Поляна).

«Я думаю, что главное богатство родного края — это люди и их дела...»  (Журавель Юля, 7  кл.,  Торбеево).

Стоит подчеркнуть закономерность: народ и Родина сливаются в одно. Органично вплетается сюда тема своего рода, семьи, тема благодарности.

«Я — самый счастливый, друзья!» — строчка одного из стихотворений. И таких строк немало. Именно в них обнажается глубокое укорененное в человеке счастье жить общей судьбой со своим народом и страной.

Еще в стихах и сочинениях есть боль. Приводя примеры творящихся несправедливостей, девочка спрашивает в своем сочинении: «Разве так можно?» На этот прямой, наивный и нравственный вопрос ответить не так-то легко. Можно, чтобы в деревне через один стояли заколоченные дома? Можно, чтобы люди были жестоки друг к другу? Чтобы в детсадах отключали свет и тепло? Чтобы мучилась животные? Чтобы вокруг городов росли свалки, а речную воду нельзя было  пить?..

«Это — невозможно!» — считают дети. И это должно быть иначе! Они горячо надеются, что земля наша преобразится. «Верю в то, что земля моя спасется и преобразится...» (Соколова Полина, 7 кл., Краснослободский р-н).

Конечно, организаторы конкурса много потрудились, но много получили душевно. Соприкосновение с искренним детским миром возрождает какое-то полузабытое ощущение подлинности, стряхивает унылый налет повседневного равнодушия.

Подведены итоги. I-го места удостоились: за сочинение — Екатерина Медведева (7 кл., Ромоданово), а за стихотворение — Елена Щекина (7 кл., Чамзинский р-н). Победители поедут к морю, во Всероссийский центр «Орленок». Награжденные вторыми местами (сочинение – Артемий Сиушов; стихотворение – Оля Балякина, 7 кл., Рузаевка) — отдохнут летом в местном лагере творческого актива. На третьем месте — «стихотворец» Сергей Шабарин, девятиклассник из Атюрьевского района и «сочинительница» — Наташа Сабанова, ученица 8 кл. Ардатовской школы. Кстати, все награжденные из глубинки, да и подавляющее большинство участников было из районов республики. Некоторые впервые приехали в Саранск, впервые посетили роскошный музей Эрьзи (где была проведена специальная экскурсия), впервые увидели «живых» писателей. Надо было наблюдать, как ребята выстроились в очередь за автографами после организованной для всех финалистов встречи.

Добрый почин патриотического конкурса планируется превратить в традиционное мероприятие (раз в два года). А по итогам нынешнего уже задумано иллюстрированное издание «Дети — о Родине». Просто жаль было бы оставить невостребованными эти непосредственные высказывания наших подрастающих современников. И пусть, конечно, стихи и рисунки (многие работы были красочно оформлены) невозможно оценивать с точки зрения профессионального мастерства, их ценность — иная. Сами по себе они являются противостоянием нигилистическим, разрушительным тенденциям.

Не так уж важно, станут ли поэтами или журналистами Екатерина Алешкина, Андрей Марков, Светлана Рубцова, Оксана Кадеева или Ирина Луппова. Важно то чувство, которое каждый из них постарался выразить в поэтических строках. А чтобы читатели убедились, что высказанная любовь к Родине была не «по заказу», а по вдохновению, по свободной потребности сердца, предлагаем на суд читателей несколько стихотворений финалистов и два сочинения (эти сочинения очень разные по содержанию, но схожие — в горячей потребности высказаться о наболевшем).

 

 

Ольга АБУДЕЕВА, 9 класс

 

Ро-ди-на! Вы чувствуете, как что-то сжимается в груди, и щемит сердце? Сколько добрых и ласковых слов хочется сказать, а они ложатся на лист непослушными, упрямыми строчками, ведь я, к сожалению, «не волшебник, а только учусь».

 

Природа Отчизны чудесней всех в мире!

Такие красоты не сыщешь в Каире,

Хоть сколько гуляй ты по белому свету

И тысячу раз обойди всю планету.

 

Идешь через поле, а птицы кружатся,

И бабочки тихо на плечи садятся,

И рожь шелестит, в небе солнышко светит,

И с тучкой танцует проказник наш ветер.

 

Тропинка-подружка, веди поскорее,

Не встретим мы тут кипарисной аллеи,

Здесь лучше деревья: не пальмы, а сосны,

Стройны и могучи, красивы и грозны.

 

Ручей говорливый, звончей не бывает,

Березкам-сестричкам романс напевает.

Черемухи запах пьянит и ласкает

И сердце от счастья в груди замирает.

 

Мордовия! Вместе мы будем всегда,

И нас не разлучат с тобою года.

 

г. Саранск

 

 

 

Светлана РУБЦОВА, 10 класс

 

ВСЕГО ДОРОЖЕ

 

Вот наконец-то еду к морю,

К ракушкам, чайкам и волнам,

К роскошным пальмам и прибою.

Чтоб жить здесь вечно — всё отдам!

 

Какое солнце и песочек!

Какой коричневый загар!

Здесь солнце ярче, между прочим,

А из еды — один нектар.

 

И каждый день, купаясь в море,

Ты говоришь: «Сбылась мечта!»

Но вот, скажи, какое горе,

Когда она уже не та…

 

Однажды я лежу на пляже,

На жарком, сонном берегу.

Вдруг понимаю, что нет краше

Лесной поляны, всей в снегу.

 

И что нет краше огорода,

Что нет вкуснее огурца,

Что я люблю свою природу,

Свои мордовские леса!

 

Леса, поля, луга и речки,

Поляны, полные цветов,

Пшеницу, рожь, овес и гречку,

Лукошко, полное грибов.

 

И никакой нектар на свете

Мне не заменит яблок, груш.

О, как прекрасно наше лето,

И не нужны тут пальмы уж!

 

Загар? Подумаешь, на грядках

Постой ты два часа подряд.

Получше-то любой зарядки,

А кожа будет — шоколад!

 

Мордовия! Люблю тебя всем сердцем!

Ты Родина моя, мой край родной!

Ты в красоту природы маленькая дверца,

К которой нужен ключик от души простой.

 

Ты часть огромнейшей России,

Великой и большой страны.

И мне любить обеих вас под силу.

Всей силой преданной души!

 

г.Саранск

 

 

 

Оксана КАДЕЕВА, 8 класс

 

*  *  *

 

Печаль и тоска витает над нами.

Какое село пропадает в Майдане?!

Просторы родные,

Поля золотые

Душу мою бередят.

Бурьян и разруха

На них верховодят

И грустную думу

На всех нас наводят:

«Какой же злодей Майдан погубил?

Сломал, растоптал и всё задушил?»

Как будто война здесь недавно прошла

И все нажитое с собой унесла.

Обидно и горько вот так наблюдать.

Очнитесь же, люди,

Пора нам воспрять!

Родное село из развалин поднять!

 

с. Сиалеевский Майдан,

Кадошкинский район

 

 

 

Алеся СОЛДАТКИНА, 8 класс

 

ЧУДЕСНЫЙ УГОЛОК

 

Есть чудесный, маленький

Уголок в России

Деревушка Шаверки,

Очень сердцу милый.

Улицы разбросаны,

Домики простые,

Много перекошенных,

И стоят пустые.

А по главной улице

Встали в ряд коттеджи,

Магазин, где булочки,

Пряники, конфетки.

Здесь же в центре памятник

Воинам-героям.

Стоит солдат в честь памяти

Павших на поле боя.

А еще огромные

Здесь сады вишневые.

В мае расцветают,

Лепестки порхают.

Словом, здесь красивая

Летняя природа.

Река течет игривая,

Меняется погода.

Все течет, меняется,

Жизнь идет, старается,

В каждом доме огонек.

Сердцу милый уголок!

 

д.Шаверки,

Краснослободский район

 

 

 

Елена ЩЕКИНА, 7 класс

 

РОЗА РОССИИ

 

В российском поле блещут разноцветы —

То флаги разных наций и кровей,

Но все ж от розы мне милей приветы:

От родины — Мордовии моей.

 

Она цветок из сада угро-финнов,

В ней отраженье жизни городов

И сел мордовских отраженье видов

От наших дней до старины веков.

И пусть шипы прекрасной розы остры,

Но сердце рвется — только позови.

Любовь и боль — они родные сестры,

А крови цвет — цвет розовой зари.

д.Мокшалей,

Чамзинский район

 

 

 

Ольга БАЛЯКИНА, 7 класс

 

Мордовия ветрами шумящая,

Мордовия громами гремящая,

Обругана ты и обласкана,

Мордовия, моя прекрасная!

Не знала ни боли, ни страха,

Вставала из пепла и праха,

Силы брала ниоткуда,

Великое русское чудо!

Мордовия — сторонка веселая,

Дорогой бежит проселочной,

Тонкой березкой качается,

В светлых дождях купается.

Мордовия — моя грустинка,

По окнам стучат слезинки,

Кричат журавли, печалясь,

С родиной своей прощаясь.

Мордовия, моя мама,

С тобой я горда и упряма,

Твоею живу я силою,

Мордовия — уголок России.

г.Рузаевка

 

 

 

Сергей ШАБАРИН, 9 класс

 

Дмитриев Усад, село родное!

Одной судьбой мы связаны с тобою.

Здесь сотни лет тому назад

Построил пращур мой усад.

 

Огородил его плетнем,

Поставил кузницу потом.

И по округе звон поплыл.

В чащобе даже волк завыл.

 

Иван — мой прадед — жизнь любил,

В труде до пота век прожил.

Себе домишко смастерил,

Потомкам сад в селе разбил.

 

В семье рос дед мой — Михаил,

Наказ он предков не забыл.

Отстроил улицу в селе,

Оставив память на земле.

 

Листки летят календаря.

Потомки тут живут не зря.

Наш долг — построить светлый дом,

Деревья посадить при нем.

 

И сына вырастить, чтоб он

Прославил род своим трудом.

Чтоб крепко Родину любил

И свои корни не забыл.

 

с.Дмитриев Усад, Атюрьевский район

 

 

 

Юлия ТУРЧАЕВА, 7 класс

 

Россия — Родина моя,

И нет милее края.

Тут солнцем залиты поля

От края и до края.

 

Шумят в аллеях тополя,

Воздушный пух роняя.

Россия — родина моя —

Великая держава.

 

Геройски гибли сыновья,

Отчизну защищая;

В аллеях плачут тополя,

Потоки слёз роняя.

 

Идут года, летят года,

Век за веком считая,

Но не иссякнет никогда

Любовь к земле святая.

 

с.Латышовка,

Кадошкинский район

 

 

 

Екатерина АЛЕШКИНА, 11 класс

 

Мордовия — России уголок,

Мордовия — души моей частица.

Она мне на чужбине будет сниться:

Средь суеты — спасенья огонек.

 

Сквозь пелену веков звенят монисты дев,

Переливаясь роскошью монеток золоченых.

И сладкозвучный голосов напев

Доносится в бреду ночей бессонных.

 

Тут ветром дышат вольные поля,

Леса хоронят тайны в чащах,

Здесь предков славная земля,

Потомков, память их хранящих.

 

Мне грезятся знакомые места,

Друзей, родных и близких лица.

И вспоминаются ушедшие лета

И дней сгоревших вереница…

 

Россия — мать! В венке твоих окраин

Алеет милый сердцу моему цветок —

Мой край родной с тобой навеки спаян —

Мордовия — России уголок.

 

г.Саранск

 

 

 

Андрей ПОЛЬКИН, 8 класс

 

…Мне хочется рассказать о своей родине, крохотном уголке нашей необъятной страны. Этот дорогой моему сердцу уголок называется Сиалеевский Майдан. Здесь я родился, живу, хожу в школу.

Сиал-Майдан — красивейшее место. Село окружено роскошными лугами с медовой травой по пояс, лесополосами, где летом можно увидеть разных насекомых, послушать их трескотню, послушать пение птиц, шепот трав, вкусить сладость лесных ягод.

Достопримечательностью моей малой родины является плотина. Летом на плотине не смолкает смех и шутки. С раннего утра до позднего вечера в камышах можно увидеть рыбаков, а особенно заядлые из них даже остаются на ночь. Редко когда рыбаки уходят со скудным уловом.

На горе раскинулся колхозный сад. Раньше он был ухожен и приносил колхозу огромный доход, но сейчас он бесхозный, не ухожен, но все равно очень красивый.

По словам старожилов, Сиал-Майдан был большим богатым селом с богатой историей. До революции здесь была земская управа, церковь, большой базар. В настоящее время в здании земской управы мы учимся. Школа расположена в живописном месте. При школе у нас есть сад, который в свое время посадили ученики, пришкольный опытный участок. Мы весной, летом и осенью проводим опыты и ухаживаем за овощными культурами.

Школу летом тоже не видно, так как она окружена деревьями и кустарниками, которые в свое время посадили ученики. Под конами благоухают цветы на клумбах.

В настоящее время наше село умирает. Молодежь почти вся уехала в город, потому что в нашем селе им негде работать. Если у нас раньше был крепкий колхоз, на территории которого была молочно-товарная ферма, птичник, цех по переработке молока и молочных продуктов, и везде нужны были рабочие руки, то сейчас колхоз распался, и люди вынуждены уезжать, чтобы прокормить свои семьи.

Чтобы возродить мою малую родину, этот маленький уголок земли мордовской, нужно приложить очень много сил, проявить максимум терпения, колоссальное трудолюбие. Ведь не зря пословица гласит: «Терпение и труд все перетрут».

 

с.Сиалеевский Майдан, Кадошкинский район

 

 

 

Артемий Сиушов, 7 класс

 

Могучее дерево выросло на голых камнях. С великим упорством и трудом пробивает оно путь своим корням, отвоевывая свое право на жизнь. сгибается от порывов ветров, но продолжает расти. Так же и Россия. Ни грозы войн, ни ураганы революций не смогли сломить ее. Она жива! Неся огромные, невосполнимые, а подчас и неоправданные потери, Россия преодолела все.

Вот как я вижу мою Россию. Для меня, двенадцатилетнего человека, она бескрайняя, необъятная. Для меня Чукотка или Камчатка почти так же далеки, как звезды от земли. Наверное, по-настоящему осознать всю Россию как свою родину я смогу лишь тогда, когда пройду еще часть отмеренного мне жизненного пути.

Кроме огромной России, нашей общей матери, у каждого есть своя малая родина, земля его отцов. Для меня это Мордовия. Здесь родился я, мои папа и мама. Здесь родились их родители. В эту землю легли мои прадеды.

Мордовия — неотъемлемая часть России! Как русская и мордовская крови смешались в моих жилах, смешались и судьбы мордовского и русского народов. Поэтому мне близка и понятна история жизни одного из выдающихся сынов мордовского народа патриарха Никона. Я думаю, что именно мордовская кровь дала ему такой сильный, гордо-упрямый, несгибаемый нрав. Он не был язычником. Но вспоенный водой мордовских родников, выросший под сенью мордовских лесов Никон черпал духовные силы в уединении с природой. Он жил отшельником на острове посреди озера, чтобы в тишине слышать голос Бога. Родившись в глухом мордовском селе Вельдемянове, Никон стал сыном России. К его слову прислушивался государь Алексей Михайлович, ему внимала Русь. Невидимые узы кровного родства связывают меня с грозным патриархом. Мы с ним одной крови.

Голос крови, зов предков всегда слышит человек. Где бы он ни находился, его всегда будет манить родина, мать сыра земля. Голос родной земли позвал прадеда, заброшенного первой мировой на Украину. Через шестнадцать лет он вернулся в родное село. У него, Владимира Алексеевича Тарасова, я хотел бы научиться любви к своей родине.

Приезжая к своим детям в Саранск, он вставал затемно и на весь день уходил из дома. До позднего вечера прадед ходил по саранским заводам, фабрикам, улицам, проверяя, как живет городской люд, все ли делается «по уму», все ли в порядке. Простой крестьянин из деревни в двадцать пять дворов, он относился к большому городу как к построенному своими руками дому. И за все в этом доме он был в ответе. Будь он жив, был бы, я думаю, счастлив видеть и во мне хозяина своей страны.

До семи лет я жил в Саранске. Сейчас живу в поселке Чамзинка. У нас свой дом и небольшой участок земли. Уже пять лет я здесь. И как-то задумался о том, как изменилось мое отношение к родине. С одной стороны, я стал взрослее. А с другой…

Живя в городе, я почти не видел земли. Она была скрыта под толщей асфальта. И вот у меня появилась своя «пядь», совсем не похожая на ту, что я видел в городе, в клумбах. Она жила! Весной я видел, как из брошенного в нее семени рождалась жизнь. потом растение, питаясь ее соками, тянулось к солнцу. И наступало время урожая, плодов земли. И мне открылась тайна радости моего отца. «Нет ничего прекраснее, — говорит он, черного вспаханного поля, его простора, его запаха». Это радость единства с родной землей. И это радость труда на ней, радость делать ее лучше, краше, богаче.

Такую жизнь прожил и мой дед. Каменщик самого высокого разряда, он строил школы, дома, заводы. Едем с ним по Саранску, и дед показывает мне построенные им здания. В его голосе я слышу гордость. Он передает мне в наследство город, в который вложен его труд.

На дереве России я всего лишь лист. Молодой зеленый листок, силу которому дают соки, поднимающиеся от корней. Моя родная земля, чем смогу я отплатить тебе за твою щедрость? Впереди долгая жизнь, путь труда и созидания. Но первое, что я хотел бы сделать, — установить новый крест на могиле моего прадеда в почти исчезнувшей деревне Миндре, чтобы не зарастала травой память.

 

п.Чамзинка

 

В оформлении рубрики использованы рисунки

Екатерины Алешкиной.