Мила МЕЛЬНИКОВА
Ирина Абдрашитова родилась в столице Мордовии. В 1997 году закончила Естественно-технический лицей, в 2002 году – историко-социологический факультет МГУ им. Н.П. Огарева по специальности «практическая психология».
В 2006 защитила кандидатскую диссертацию «Феномен ресентимента* в философии Ф. Ницше». В 2011 году закончила Саранскую ДХШ №1 им. П. Рябова, в 2015 году – Саранское художественное училище им. Ф. Сычкова, с 2019 года педагог-психолог художественного училища.
Автор более 30 научных и методических работ, в том числе одной монографии и поэтического сборника «Только время».
Самопознание через искусство
Чтобы узнать, кто такая Ирина Абдрашитова, можно посмотреть её живописные и графические работы. Вроде бы обыденно бесхитростные, но удивительно пронзительные своей искренней трогательностью пейзажи и портреты. Или натюрморты, наполненные светом и незримой глубиной миропонимания.
Несколько лет назад, впервые познакомившись с её произведениями, спросила Ирину, почему она решила заняться изобразительным творчеством?
Да, немало, к примеру, известных артистов, реализовавшись в актерской или вокальной профессии и получив публичное признание, берутся за кисть, рисуют «просто для собственного удовольствия».
У Ирины случай несколько иной. Она, окончив Историко-социологический институт и защитив кандидатскую диссертацию, сама несколько лет преподала в вузе философию, этику и эстетику. При этом не прекращала исследовать психологию постижения человеком окружающей действительности.
– Мне хотелось понять, почему что-то трогает душу, а что-то нет. Найти ответ на этот вопрос можно через любой вид искусства, – без высокопарностей поясняла Ирина. – Я пытаюсь через живопись. Сонное состояние исчезает, просыпается интерес ко всему. Изобразительное
искусство – вечный поиск, а значит, вечная жизнь. А вечность – это хорошо.
Нечто похожее в начале ХХ века произошло с искусствоведом Максимилианом Волошиным, который взялся осваивать живопись, чтобы профессионально судить о том, что он анализировал.
Кандидат наук за школьной партой
Кстати, в детстве Ирина пробовала заняться искусством.
– Музыкальная школа находилась далековато, туда требовалось добираться через дорогу с интенсивным транспортным потоком. Зато «художка» располагалась по соседству с домом, – вспоминает Ирина.
Правда, на живописном отделении все места оказались заняты и её взяли на декоративно-прикладное.
– Не скажу, что мне не нравилось вышивать, вязать и т.п. Дело в другом. Тогда в моей голове ещё не созрело осознание самодисциплины, – признаётся Ирина. – В общеобразовательной школе мы учились во вторую смену. Первая смена в художественной начиналась рано утром, когда за окном ещё темно, и, честно, хотелось подольше поспать. Года три я всё-таки проучилась, но потом бросила. Тем более родители лояльно к этому отнеслись: сама захотела учиться, сама расхотела.
В подростковом возрасте и в юношескую пору особой тяги к искусству она не испытывала. В общеобразовательной школе ей легко давалась математика. И после 8 класса она поступила в естественно-технический лицей. Однако после его окончания выбрала гуманитарный факультет вуза. А позже с истории и практической психологии переключилась на философию.
И, уже изучая взаимосвязь человеческого познания реальности с изобразительным искусством, доцент кафедры гуманитарных и научно-естественных дисциплин Абдрашитова вновь пошла учиться в детскую художественную школу.
– Директор школы Геннадий Котлов любезно разрешил нам с подругой ходить на его уроки. Нагрузка в институте у меня была небольшая, так что хватало времени и на семью, и на учебу, – вспоминает Ирина. – Лично меня нисколько не смущала перспектива сидеть за партой или, вернее, за мольбертом рядом с тинэйджерами.
Конечно, в отличие от подростков, которым категорически, без уважительной причины не позволялось пропускать занятия, требовалось регулярно выполнять домашние задания, у нас с подругой был свободный график посещений. Однако когда ты сознательно берешься за что-то, возникает иное отношение к делу. Мне самой больше хотелось освоить профессиональные основы рисунка, живописи, пластической анатомии, перспективы и т.д. Проучившись в школе, поняла, что начального профессионального образования мне недостаточно. Поэтому решила, что нужно продолжить обучение в Саранском художественном училище им. Ф.В. Сычкова.
Практическая арт-терапия
А в летние каникулы вместе с другими художниками из разных регионов она начала ежегодно ездить на пленэры «Русская Атлантида», «Вятская провинция по святым местам».
– Для меня этюды с натуры, работа на природе – своего рода цветотерапия или арт-терапия. Там, погружаясь в процесс творчества, испытываю необычайную внутреннюю удовлетворённость тем, что я делаю, возникает ощущение осмысленности жизни, то самое состояние счастья. Часто пленэры организуются на территории монастырей или поблизости. Месяц с утра до вечера мы пишем этюды, жители окрестных сел подходят посмотреть, что у кого получается, иногда интересуются: «Можно ли купить?» И обычно в завершение мы прямо на месте показываем выставку созданных за время пленэра работ.
Живописные впечатления Ирины, родившиеся в итоге её творческих исследований «с натуры», демонстрировались на городских, республиканских и международных выставках в разных регионах страны. Некоторые работы саранской исследовательницы-художницы хранятся в фондах Борисоглебского мужского монастыря в Торжке, Свято-Введенского женского монастыря в Покрове, Спасо-Яковлевского мужского монастыря в Ростове Великом, Санкт-Петербургского центра гуманитарных программ и Музея города Павловска.
Коллега Ирины Абдрашитовой, доцент Пермского Политехнического университета Наталия Хафизова, рассматривая её первую персональную выставку, заметила: «Взгляд художника на мир – это взгляд, скользящий с поверхности вещей в самую их глубь: до созерцания сути и изнанки, – чтобы затем мгновение этого схватывания мира смогло опрокинуться на полотно, представ картиной. Ирина – в сути своей, философ. Она остро понимает, что бытие максимально открывается, высветляется в моментах переживания временности всего существующего. И ощущение этой самой преходящести – разыгрывающейся прямо на глазах драмы – не может не вызывать, с одной стороны, возвышенную тоску, а с другой – желания продлить выхваченное из потока времени мгновение, которое всегда прекрасно, ибо в этом стоянии между «до» и «после» пульсирует само бытие. Так что я бы назвала выставку ее произведений «Художественным сплином», что отражает не столько состояние самой художницы, сколько результат ее восприятия истины вещей».
Кстати, вы не задумывались, почему многие рисуют в раннем детстве? Просто, ещё не умея ни толком говорить, не владея навыками изобразительного мастерства, формировавшегося многими поколениями, малыши так, своими каляками-маляками пытаются постичь окружающую их действительность.
Семейный худсовет
Получившая диплом о профессиональном художественном образовании и с 2019 года преподающая живопись и психологию студентам Саранского училища им. Ф.В. Сычкова, Ирина Абдрашитова по-прежнему довольно критично оценивает результаты своего творческого труда.
– Каждый день рисовать не получается: домашние дела, работа, лень. Когда не рисую неделю, успокаиваю себя, мол, «праздность вынашивает гениальность». И не получая шедевр через неделю, берусь за новый холст. Шедевров ещё не было. Значит, мало ленилась, – смеётся она.
Впрочем, исследовательский интерес философа Абдрашитовой не ограничивается исключительно изобразительным искусством. Она пробовала реализоваться в театральном творчестве, играла в постановках одной из городских театральных студий, сама ставила спектакли, присоединившись к команде таких же энтузиастов-любителей, пишет стихи и пьесы. Пробовала мастерить театральных кукол-марионеток. Ради эксперимента.
– Довольно сложная техника, – признаётся Ирина. – Мало того, что такие куклы трудны в изготовлении. Управлять марионеткой тоже очень непросто.
Во время летних каникул она по-прежнему ежегодно отправляется на пленэры. И своих саранских студентов Ирина ненавязчиво вовлекает в постоянный творческий процесс. К примеру, предложила им пленэрный «Фестиваль «Живая палитра Федота Сычкова». И такой опыт очень даже здорово стимулировал студентов к самостоятельной работе. Вместе с начинающими художниками она подготовила и выпустила поэтическую книгу, куда вошли её стихи, проиллюстрированные работами студентов.
При этом Ирина признаётся, что рождение стихов, как и живопись, вызывает ощущение счастья. Причём, по её мнению, образные возможности у поэзии шире, чем у живописи, поскольку палитра слов намного шире и позволяет лучше передать остроту чувств, глубину эмоций.
Драматургия тоже помогает раскрыть алгоритмы, по которым складываются человеческие взаимоотношения, а ещё интереснее нащупать нерв, не дающий чувствам остывать или, наоборот, вычислять «средство», позволяющее сглаживать неприязнь.
Пьесы Ирина начала писать, поучаствовав в драматургической лаборатории под руководством сценариста Вячеслава Дурненкова, организованной в Мордовии благодаря межрегиональному молодёжному театральному фестивалю «Худсовет».
Кстати, фестивальная программа предусматривала актёрские читки произведений, созданных «лаборантами».
Для своей пьесы «Фотографии на стене» Ирина использовала местную фактуру, известные ей события и реальных персонажей. Получилась трогательная семейная история городской интеллигенции – лирическая, добрая и смешная. А театрально-драматургический энтузиазм Ирины, судя по всему, передался и её супругу Дмитрию. По крайней мере, он сам вызвался исполнить роль одного из героев в пьесе жены.
– Дима – дипломированный программист. Но он ещё и музыкант, с юности и до сих пор выступает в составе инструментальных групп, играет на трубе в духовом оркестре, – рассказывает Ирина о муже.
И дети у творчески увлечённых родителей с ранних лет проявляют художественные способности. Причём каждый сам выбирает занятие по душе, без давления со стороны взрослых.
– Конечно, ребёнка нужно направить. По крайней мере, подсказать, показать, где и в чём он может проявить себя. И на первых порах помочь ребёнку привыкнуть к тому, что требуется выполнять задания, не пропускать уроки и т.д. А когда он почувствует, что у него получается, то уже сам будет стремиться сделать лучше, добиться успеха, – делится секретами воспитания многодетная мама Ирина.
Старший сын Егор ещё в школьном возрасте решил стать профессиональным пианистом, с отличием окончил Саранское музыкальное училище, играл в студенческих театральных постановках. А после срочной армейской службы поступил в музыкальный вуз. Сейчас он студент II курса Казанской консерватории.
Дочка Аня, кроме общеобразовательной школы, учится в музыкальной по классу кларнета и вокала, увлекается хореографией, осваивает компьютерную анимацию в центре креативных индустрий.
Младший сын Арсений играет на скрипке и занимается художественной резьбой по дереву, да ещё находит время на регулярные тренировки в секции лёгкой атлетики.
– У нас у каждого есть любимое дело или, вернее, дела, – улыбается Ирина. – Если дети видят, что я пишу, они тихо закрывают дверь в комнату, чтобы не мешать маме. Творчество – это не только вдохновение, но и труд, требующий самодисциплины. Семья тоже дисциплинирует, подталкивая работать над собой. Своим студентам – может, это и не педагогично – я говорю: «Не нужно, ради профессии, образования, карьеры, жертвовать личной жизнью. Не бойтесь, что семья помешает вам реализоваться в творчестве, добиться успеха. Всё можно успеть. Главное – хотеть и действовать!»
У самой Ирины это получается. Её картины демонстрируются не только на коллективных выставках. В родном Саранске прошли две персональные экспозиции живописи и графики Ирины Абрашитовой. Ещё две работы, написанные во время вятских пленэров «…по святым местам», накануне Нового года экспонировались в фойе московской штаб-квартиры Общественной палаты России.