Композитор Гавриил Вдовин

 

ВДОВИН Гавриил Григорьевич, композитор

 

 

Родился в 1940 году в г. Саранске в семье мордовской интеллигенции. Отец был актером драматического театра, мать – библиотекарем.

В 1961 году окончил Саранское музыкальное училище им. Л. П. Кирюкова по классу баяна. Во время учебы в училище начал сочинять музыку.

Г. Г. Вдовин первым в нашей республике получил высшее музыкальное образование по специальности «композиция» в Горьковской госу­дарственной консерватории им. М. И. Глинки (1968 г.) и ассистентуре-стажировке при ней (1972 г.) в классе профессора А. А. Нестерова.

Первая симфония, созданная при окончании консерватории, была Удостоена диплома Всесоюзного смотра молодых композиторов в 1969 году. «Рождение симфонии Г. Вдовина было особенно знаменательным и принципиально важным, так как она стала первой в истории мордовской музыки. Ее появление означало, что мордовская национальная музыкальная культура пришла к достижению самых сложных форм музыкального творчества» (газета «Ленинская смена», г. Горький).

После окончания консерватории Г. Вдовин несколько лет работал младшим научным сотрудником в МНИИЯЛИЭ (до 1970 года), преподавателем теоретических дисциплин в Саранском музыкальном училище им. Л. П. Кирюкова (до 1982 года).

В это время творческая деятельность молодого композитора стала еще более интенсивной. Он тщательно изучает фольклор, наследие своих предшественников – Л. П. Кирюкова и Л. И. Воинова. Опираясь на сложившиеся в мордовской музыке традиции, стремится освоить незнакомое, найти новые средства выражения, адекватные своему  мироощущению.

Активный творческий поиск принес внушительные результаты – множество сочинений, в которых отразилась неординарность мышления яркой творческой индивидуальности, сформировался стиль композитора. Это – вокальный цикл «Из мордовской народной поэзии» для контральто и баяна (1971 г.), Вторая симфония (1972 г.), Концерт для скрипки с оркестром (1973 г.), Первый струнный квартет (1974 г.), сюита для оркестра народных инструментов «Напевы» (1975 г.), «Эрьзя» – три эпизода из жизни – для чтеца, баса, хора и оркестра (1976 г.), кантата «Здравица 50-ле­тию Мордовии» (1979 г.). Значитель­ное место в творчестве композитора занимает музыка для театра. Им со­зданы: лирическая опера «В шесть часов вечера после войны» (либрет­то М. Фроловского по пьесе В. Гу­сева, 1975 г.), романтическая опе­ретта «Главная роль» (либретто Л. Талалаевского, 1978 г.), музы­кальная драма «Ветер с понизовья» (по пьесе П. Кириллова, 1980 г.).

В области камерной мордовс­кой музыки Г. Вдовин является основоположником жанра сольной ин­струментальной сонаты.

За большие творческие дости­жения композитору было присвоено почетное звание «Заслуженный дея­тель искусств Мордовии» (1979 г.).

Многое сделано Вдовиным для создания композиторской организа­ции в республике. В 1982 году он был избран Председателем правле­ния Союза композиторов Мордовии.

Женат, имеет сына, внука.

 

ОЩУЩЕНИЕ ЧИСТОЙ РАДОСТИ

 

За именем Гавриила Вдовина – море музыки, в котором – мысли об обновлении жизни и идеи ее продолжения в искусстве, освоение, обобщение и своеобразное преломление музыкальных народных традиций. Интересом к истории и современности, силой вдохновения наполнена музыка композитора, утверждающая веру в добро, человечность, покоряющая красотой и гармонией, сочным национальным колоритом.

Труд композитора обладает рядом особенностей, «невыгодных» при сопоставлении его с произведениями литературы и живописи. Книга всегда может быть под рукой у читателя, картину можно выставить в выставочных залах. А вот издать партитуру, найти исполнителя и тем более записать сочинение на пластинку – задача далеко не простая, и удается ее осуществить далеко не каждому. Поэтому не часто талантливый композитор бывает услышан, понят и должным образом оценен своими современниками.

Являясь автором свыше 150 произведений, Гавриил Вдовин обращался к разным жанрам, в том числе – к песне, музыке для театра, кино, музыке для детей. Но свои темы, собственный стиль обрел в крупных работах – оперных, симфонических, камерно-инструментальных, хоровых и камерно-вокальных сочинениях, показав себя «...серьезным художником, смело ищущим непроторенных путей» (журнал «Советская музыка»).

Магистральной в творчестве Вдовина является тема Родины, России. Приверженность этой теме особенно выпукло выражена в хоровых сочинениях. Их написано более сорока – хоров мужских и женских, смешанных, детских, с сопровождением и без сопровождения. Хоровое творчество Г. Вдовина привлекает адекватным выражением самобытной культуры мордовского народа. В этой музыке – утверждение непреходящих ценностей человеческого духа, воплощение идеи в волнующей, яркой, отточенной форме.

«Цель вокального искусства состоит в том, чтобы вызвать у слушателя ощущение чистой радости», – эти слова знаменитого русского дирижера Сергея Кусевицкого мне вспомнились, когда я сама испытала подобное чувство. Это было во время юбилейного концерта Гавриила Вдовина, на котором исполнялись хоровые сочинения разных лет.

Сколько эмоциональных состояний смогли пережить тогда многие слушатели при погружении в лирику хоровых произведений Вдовина! Светлое созерцание, печаль, сосредоточенное раздумье, радостный порыв... За всем этим – нечто важное, глубинное, идущее от внутренней позиции личности композитора. Лирические страницы творчества рождаются из внутренних состояний Вдовина – человека, из потребности художника к самовыражению. Именно в хорах Гавриила Григорьевича таится то сокровенно-личное, трепетно-тонкое, что вносит в музыку оттенок душевной теплоты, момент исповедальности как высшего откровения.

В каждом прозвучавшем хоровом произведении был сокрыт определенный смысл, раскрывшийся с неторопливой постепенностью. Огромный заряд эмоциональности, сосредоточенный в хоре «Про березку и Алену» (стихи Н. Тряпкина), вызвал первый всплеск аплодисментов публики. Словно колыбель страданий композитора воспринимался хор «Замирает, стихает моя золотая дубрава» (стихи Н. Гилевича) – об исчезающих традициях культуры, языка мордовского народа. Любопытно, что стихи эти принадлежат белорусскому поэту, на русский язык их перевел наш земляк А. Терентьев, автор музыки – мордвин, исполнитель – чувашский хор. Это ли не замечательный пример интернационализма в музыке?! Сколько любви к родине, к людям вложено в хоровую партитуру «Спокойной ночи, русская земля» (стихи А. Прокофьева), как проникновенно и тепло звучала эта музыка! И вдруг в пронзительной тишине – «...звонят, звонят колокола, уже давно забытые в России...» Как символ высокого и веры в духовное, величественно и мощно звучали «Колокола» (стихи Б. Соколова). Это была поистине песнь души!

Сочинение и исполнение настолько покорило слушателей, что неоднократно вызывалось на «бис». Думаю, что «Колокола» – бесспорное достижение автора в области хорового жанра.

Ценным качеством Вдовина-композитора является умение выбрать текст для своих сочинений. Поэтическая основа для него очень важна. Обращаясь к творчеству поэтов разных национальностей, он очень бережно относится к пластике слова, стремится подчеркнуть его выразительную силу. Одни тексты обязывают писать музыку яркую, броскую («Мордовия моя», стихи И. Калинкина), другие требуют утонченной графики («Сексень моро», стихи Р. Кемайкиной), лаконичности и в то же время емкости высказывания («Рослый парень», стихи М. Терентьевой, «Старинная песнь», стихи Е. Евтушенко из поэмы «В полный рост»). И если иногда не находится нужного текста для созревшей музыкальной мысли, остается только музыка – полнокровное высказывание в тишине. Как прелюдия к размышлению наедине с собой завершили тот памятный концерт «Три этюда-картины».

В творчестве Г. Вдовина 80-х годов очень сильно заметна трансформация музыкальной мысли. Видимо, это идет от обостренной реакции на значительные перемены в нашей жизни. В музыке композитора углубляется внутренняя конфликтность образов, усиливается динамика психологических состояний. Действительность, глубоко осмысленная через призму морально-этических проблем нашего общества, выражена тщательно отобранными, предельно точными, публицистически-конкретными музыкальными средствами во Втором (1984 г.) и Третьем (1989 г.) струнных квартетах, Третьей симфонии (1989 г.).

Социально-критическая тема особенно ярко выражена в «Балладе о ефрейторе и Деве белого плеса» – концерте для смешанного хора на стихи Т. Кибирова (1992г.). Потрясает острая социальная значимость, психологическая достоверность этого сочинения. Оно воспринимается как своеобразный реквием жертвам бессмысленной войны в Афганистане, как могучий протест против зла и насилия в мире, преисполненный боли за судьбы молодого поколения, за разрушающиеся и сместившиеся духовные ценности, обладающий огромной силой эмоционального воздействия.

Мне выпало счастье учиться у Гавриила Григорьевича Вдовина. Часто общаясь с ним, я узнавала о его новых идеях, бывала невольным свидетелем движения творческой мысли Учителя. Я поняла, насколько он искренен в искусстве: он честно пишет музыку, которую слышит в себе, вкладывая в нее весь свой талант, умение, душу, как вкладывает их любой честный человек в важнейшие деяния своей жизни. Человеческое обаяние Вдовина, его душевная гармония, творческая одержимость, бескорыстная преданность музыке, интеллект, мудрость постоянно притягивают к нему многих людей, вызывают глубокое уважение.

 

Елена Уварова,

музыковед