Вера Шамонина: "Блестящие бока лошадей - моя лучшая мотивация"

 

Когда впервые попала в конный клуб Веры Шамониной, меня поразила добрая атмосфера, царящая там. По лошадкам, среди которых были грациозный красавец Фагор, пони Мышка со смешными белыми косичками, Кася с коричневым пятнышком на боку, и даже по грозного вида алабаю Герде сразу было понятно, что в этом отдельном маленьком мире всем уютно и все довольны жизнью. Навстречу нам, посетителям, вышла хозяйка Вера, и все ее подопечные потянулись к ней, ища привычного внимания и ласки. И видно было, что за этой гармоничной картинкой скрываются огромный труд и, конечно, огромная любовь. О том, как жизнь рядом с лошадьми меняет человека, мы и поговорим – с ветеринаром, конницей, фотографом, создательницей своего конного клуба в Саранске Верой Шамониной.

– Вера, с чего началась ваша любовь к лошадям? Может быть, с книжки, мультфильма, первого катания в парке? Возможно, передалась по наследству? И когда произошла первая «живая» встреча с лошадкой?

– С чего началась любовь, вспомнить трудно. Просто она была и всё. Я из многодетной семьи. Папа работал на заводе, а мама – врачом-педиатром, с лошадьми они никак не связаны. А «живое» общение началось примерно в 2004 году. В Саранске на тот момент была государственная конюшня, которая базировалась на Элеваторе. При ней работала бесплатная секция, куда принимали детей с 11-12 лет. Мне тогда было восемь, и по возрасту я не проходила. Зато туда начали ходить три мои старшие сестры. Две походили около месяца и забросили, а самая старшая, Ирина, продолжила активно заниматься, и я, глядя на нее, тоже очень этого хотела.

Я начала ходить на конюшню вместе со своей подругой Таней. То есть, представьте, две восьмилетние девочки шли через весь город, чтобы просто погулять рядом с лошадками, посмотреть, как занимается старшая группа, если повезет – почесать коням носы. А дальше начался зимний прокат. На центральную площадь приходили лошадки катать желающих. С Элеватора и из Берсеневки, где как раз тогда сформировался отдельный клуб «Кентавр». На площадь нам с Таней ходить было ближе, чем на Элеватор, и мы болтались там все рабочее время. Просто опять же чтобы побыть рядом с лошадками. Директор «Кентавра» Мария Худобердина, глядя на наш энтузиазм, начала нас катать на лошадях каждый раз после окончания рабочего дня. Так мы отходили сезона два-три. Потом, когда очередной сезон заканчивался, нужно было отвести коней в конюшню в Берсеневку. Нам предложили помочь, и мы, конечно же, согласились. Это был интересный опыт. По прибытии Мария Сергеевна сказала, что в «Кентавр» приезжает хороший тренер, и мы можем приходить туда заниматься. Помню даже, что первое занятие нам назначили на четверг, а мама довезла нас до конюшни.

– То есть вы стали заниматься в клубе «Кентавр»?

– Да, мы ходили в «Кентавр» некоторое время и параллельно занимались городским прокатом. Потом клуб разделился, и нам пришлось выбирать, с кем остаться. Тогда было принято решение оставить «Кентавр». В тот же период я познакомилась с пони Мышкой, которая была куплена для работы в городе. Это был 2007 год. Некоторое время мы базировались в гараже в центре города, количество лошадей росло, места всем уже не хватало. В связи с тем, что я с семьей жила тогда в частном доме, хозяйка лошадей предложила поставить Мышку к нам. Моему счастью не было предела. Пожалуй, именно тогда я так сильно привязалась к этой маленькой самодостаточной лошадке.

Затем все лошади переехали на полноценную конюшню. Так появился конный клуб «Импульс». Там я проработала несколько лет, поступила в университет, успела стать коневладельцем и познакомиться с будущим мужем. В 2016 году наши пути с клубом разошлись. Мышка была продана неизвестно кому и ее след потерялся на долгие годы. Я с конем вернулась в «Кентавр», где началась активная работа в качестве инструктора и фотографа.

– Как у вас появилась первая собственная лошадь?

– Рано или поздно мысль о покупке лошади посещает всех конников. Я не была исключением. Но, конечно, я понимала всю степень ответственности. Поэтому лошадь появилась у меня только после 18 лет. В голове был четкий образ моей идеальной лошади – вороная кобыла. Но так уж вышло, что у меня появилась полная противоположность – гнедой, отметистый жеребец. Это не была любовь с первого взгляда. Первый раз я увидела Фагора совсем маленьким – несколько дней от роду. Интереса ради спросила, будут ли его продавать или нет. Сказали, что оставят себе. Ну, спросила и забыла. А спустя пару месяцев позвонила знакомая и сказала, что Фагора будут продавать и на него есть желающие. Вот тогда что-то внутри и перещелкнуло. Вдруг его купит кто-то другой? Дальше все быстро – залог и ожидание отъема.

– Сколько сейчас у вас лошадей и как вы с ними управляетесь? Как появилась идея организовать свой конный клуб?

– Идеи как таковой не было. Но было большое желание обеспечить своего коня лучшей жизнью. На тот момент я пыталась это организовать там, где он жил, но, как мы знаем, инициатива наказуема, поэтому сойтись с уже новым руководством «Кентавра» нам не удалось. Так, в 2018 году, благодаря колоссальной поддержке моей семьи, началось строительство своей конюшни. Я понимала, что один Фагор жить не сможет. Ему обязательно требуется общение с сородичами. И снова все совпало наилучшим образом – моя подруга передала нам свою возрастную жеребую кобылу в компанию к Фагору. Вскоре наше поголовье выросло до трех лошадей. Казалось, все, это мой предел, больше мы точно не потянем ни финансово, ни физически. Но кони имеют свойство накапливаться – сейчас у нас 6 лошадей. В прошлом году нам удалось найти и выкупить уже старенькую и хромую Мышку. Спустя восемь лет мы снова вместе.

– С какими трудностями вы сталкиваетесь, имея такое большое «лошадиное» хозяйство? Как обычно проходит ваш день с подопечными?

– Лошади дома – это определенные трудности. Помимо ежедневного физического труда, огромной ответственности за животных, немалых финансовых трат, мы еще и сильно привязаны к дому. Оставить надолго такое хозяйство не на кого. Поэтому наши выезды куда-либо ограничиваются несколькими днями, пока за лошадьми присматривают друзья. Плюс – с лошадьми мы можем забыть о больничных, плохом настроении и лени. Им не важно, что у тебя болит или что ты устала. Идешь и делаешь! Лошади требуют ежедневного ухода – это и кормление, и чистка, и тренировки, и уборка, и просто общение. Помимо этого я провожу занятия по верховой езде, фотосессии, экскурсии и многое другое. Иногда день начинается в 5 утра, а заканчивается в 9 вечера.

– Что важно знать родителям, прежде чем отдать ребенка в конный спорт? А ваши дочки Александра и Полина как относятся к лошадкам, хотят ли идти по вашим стопам?

– Родителям нужно понимать, что конный спорт – спорт опасный. Мы работаем с большими, пугливыми и иногда непредсказуемыми животными. Поэтому если родители хотят отдавать ребенка в конный спорт, то они должны тщательно выбирать место, тренера, лошадь. Важно, чтобы это была спокойная, хорошо подготовленная и добрая лошадь. В принципе, те же критерии работают и для любительских занятий верховой ездой. Приезжайте сами в конный клуб, посмотрите, как проходят занятия, как ведет себя тренер с ребенком, как ведет себя лошадь под всадником.

Что касается моих дочек... Как обычно – сапожник без сапог, вечно нет времени на занятия, хотя стараюсь их сажать, если просят, учить, чтобы они знали, как вести себя рядом с животными, умели ездить на них верхом. Но я не навязываю. Если честно, в конный спорт я не очень хотела бы их отправлять. Я думаю, они сами вырастут и решат, кем хотят быть. Если будет желание заниматься – то поддержу, если нет – не буду настаивать.

– Вера, вы подходите к работе творчески – все время придумываете что-то новенькое, то конные прогулки с пикником и катанием на сапах, то конный лагерь для детей, то йога на лошадях, то катание в санях. Откуда берётся вдохновение, идеи и что пользуется из всего вами придуманного наибольшей популярностью?

– На самом деле всё, что придумываю – идёт от сердца. Нет такого, чтобы я где-то подсмотрела идею и повторила. Просто приходит мысль в голову и вслед за ней сразу появляется желание ее реализовать. Всё это делается – точно не ради денег. У нас много желающих ходить и просто на занятия. Скорее всего, я провожу такие мероприятия, чтобы не выгореть самой. Чтобы было какое-то движение, что-то новенькое. Поэтому каждый мой проект чаще всего не имеет продолжения, хотя люди просят, но если меня это больше не зажигает, то и провести мероприятие с должной энергетикой не получится. То есть у меня была идея, я ее реализовала и успокоилась. А основное направление все-таки остается такое – обучение верховой езде, прогулки для новичков, фотосессии и длительные выезды – мини-походы на пруды. Были популярны экскурсии, а сейчас даже при наличии желающих я вынуждена отказывать. На это дело нужно время, ресурс.

– Вы производите впечатление смелого человека. То осваиваете сноуборд, то погружаетесь с аквалангом на глубину, не говоря уже о том, что водите машину. А что еще есть в планах?

– Сейчас моя цель, которая вот не про лошадей, не про детей, а про меня – мотоцикл. Эта тема будоражит меня давно, но раньше я себе не позволяла даже подумать о том, что когда-то смогу его приобрести. Но в последние годы я убедилась в том, что мечты сбываются! Даже если они кажутся безумными. Поэтому в прошлом году сделала первый шаг – открыла категорию «А». Прошла обучение с нуля, и за месяц, занимаясь всего пару раз в неделю, я сдала экзамен с первого раза. Это было очень спонтанное решение. Поговорила с подругой о том, что в следующем году я точно пойду учиться. Потом села и подумала – а почему в следующем году, почему не сейчас? Заехала по пути в автошколу, чтобы узнать нюансы, и там предложили оформить меня на учебу сразу. Помялась, но внесла оплату и с этого все началось. Думала – похожу немножко, а в следующем году продолжу, потому что нереально за месяц освоить езду, еще и экзамен сдать. Но погода не подвела, экзамен состоялся и все прошло благополучно.

А для чего мне это нужно? Наверное, чтобы была отдушина. Многие приходят к нам со словами – кони меня спасают от рутины, лечат, здесь я отдыхаю душой, заряжаюсь, получаю новые впечатления. То есть для людей мы являемся таким местом силы. А для меня это как раз уже повседневные дела. Да, я это дело очень люблю, но мне тоже нужна какая-то подпитка извне. Вот такой подпиткой служит катание на мотоцикле и другие экстремальные увлечения.

– Какие есть мечты, связанные с профессиональной деятельностью – может быть, увеличение конного двора?

– Самое главное – сохранить поголовье, которое у нас сейчас есть, достойно его содержать. Для меня правильное, грамотное содержание лошади стоит на первом месте. Поэтому, конечно, в дальнейшем мне хочется создать для подопечных еще более хорошие условия, чем сейчас. Иногда думаю – это вообще чудеса какие-то, что мы на такой малой земле можем обеспечить лошадей и движением, и выгулом, и качественным кормлением, и работой. Это, конечно, стоит огромных сил, но блестящие бока наших лошадей – лучшая благодарность и мотивация.

– Какие были интересные случаи с вашими подопечными и гостями конного двора?

– Лошадки умеют добавить мне седых волос. Наверное, одна из самых запоминающихся историй – когда наша молодая кобыла ушла в магазин. Как это было: мы шли с тренировки, был январь, плюсовая температура, лил дождь. Я ехала на Фагоре, рядом вела Багирку, а следом за ней шла ее дочка. Мы уже подходили к дому, как перед нами оказалась девушка. Она, не оборачиваясь, шла впереди и грызла семечки. И жеребёнок решил пойти за ней – авось в кармане что-нибудь вкусненькое есть. Я подумала – ладно, сейчас увидит, что мы не идём в ту сторону, и вернётся. Всё-таки для жеребенка мама важнее. Но так как этот жеребёнок был любопытный и умный, то не испугался и пошел за девушкой. Я уже не стала ждать, что он вернется сам. Быстрей завела лошадей в загон и по следам побежала в ту сторону, куда они ушли. Добежала до магазина, а перед ним девушка и жеребенок стоят и смотрят друг на друга, оба в шоке. Подбегаю с громко стучащим сердцем, спрашиваю: «Девушка, вы что же, не заметили, что за вами лошадь идёт?» Она говорит: «Нет, я в наушниках была, ничего не слышала и не видела». В общем, вот такая история приключилась.

– Что дает лично вам общение с лошадьми?

– Самое главное, что дают мне лошади – это огромную мотивацию двигаться дальше, изучать новое, не сидеть сложа ручки. Вся моя деятельность связана с лошадьми. Пошла учиться фотографии благодаря лошадям, пошла в шорное дело благодаря лошадям, пошла учиться расчищать копыта благодаря лошадям. Всё, что я делаю, это для них и благодаря им. Не знаю, кем бы я была, если бы не лошади.

Фото Веры Шамониной.