От чистого истока в прекрасное далёко?..

 

Уходящий 2009 год был объявлен в России Годом Молодёжи. Что это – очередной повод для PR-мероприятий с лозунгами типа «молодёжь – наше будущее!» или действительно детальная разработка и внедрение в жизнь программ, нацеленных на поддержку и просвещение молодёжной среды в стране?

От зажигательных попсовых проектов, сводящихся, как правило, к дискотекам на площадях с заезжими звездами, опустошающих городской бюджет, по правде сказать, мы уже порядком устали. Да и способствуют они не столько развитию талантов, сколько развитию потребительских настроений. А день сегодняшний нам и так слишком явственно демонстрирует деградацию общественной этики и нравственности. Деструктивные, асоциальные и сектантские идеологии пустили глубокие корни на «благодатной» почве всеобщего морального упадка. И ведь ни для кого не секрет, что будущее человечества зависит от того, какие люди будут обеспечивать его прогресс. Именно поэтому сейчас крайне необходима модернизация системы поддержки подрастающего поколения.

В настоящее время уже создана государственная Программа развития молодёжи России, нацеленная на реформы в сфере образования, досуга и занятости, духовно-патриотического воспитания. Поддержка одарённых детей также стала государственным приоритетом. И всё это, конечно, хорошо и замечательно, если бы не одно «но» – как быть с духовным вакуумом? Прекрасно, что подростки заняты делом, что создаются условия для их творческой самореализации, но чем именно наполнены умы и сердца молодых? Пошлыми скабрезностями «Нашей Рашы»? Скандально-эротическими видео «Дома-2»? Пока в школьных учреждениях ломают копья в спорах о введении факультатива «Основы православной культуры», детей щедро пичкают учебниками с переписанной заново историей России, причём история подаётся в таком ключе, что после её изучения не то что родину свою любить не станешь, но и жить в ней не захочешь. А должно быть наоборот – чтобы хотелось и любить, и жить, и гордиться своей страной.

Учебники – это ещё полбеды, в гораздо большей степени культурный стержень молодёжи формируют книги и фильмы. Но что предлагает нам телевидение и писательская братия? Прилавки книжных магазинов ломятся от детективов, фэнтези, любовных романов, жизнеописаний жительниц Рублёвки, всевозможных пособий из серии «Как стать стервой», «Привлекаю любовь и деньги», «Управляй собой и людьми»... Хотя, кажется, это всё рассчитано на перешагнувших 20-летний рубеж. Для возрастной группы от 10 до 14 лет из свеженаписанного нет практически ничего – Гарри Поттер и его многочисленные варианты на русский лад не в счёт, так называемые «школьные детективы» по своему содержанию тоже оставляют желать лучшего.

Что же касается телевидения, то тут дело обстоит ещё плачевнее: кроме интеллектуального канала «Культура», похоже, никто из руководства прочих телеканалов не ставит перед собой задачи «сеять разумное, доброе, вечное». Развлекательный уровень сериалов «Моя прекрасная няня», «Ранетки», «Счастливы вместе», «Солдаты» не даёт нам духовной пищи, не вдохновляет, не заставляет мыслить о высоких материях или переживать глубокие чувства. Нам демонстрируется повседневная, несколько отлакированная жизнь, обильно сдобренная удовлетворениями примитивных инстинктов, сальными шуточками, скоморошьим словоблудством. Нет любви – есть влюблённость, страсть; нет самопожертвования, нет милосердия – есть поиск личной выгоды. Относительно неплохо смотрятся на этом фоне сериалы «Папины дочки» и «Кадетство»: в них, по крайней мере, уделяют внимание вопросам дружбы, взаимовыручки, чести.

В современной русской литературе и киноиндустрии, рассчитанной на подростков, мы практиче-
ски не находим положительных героев для подражания, которые при этом были бы живыми, а не надуманными, шаблонными. Почему-то раньше умели снимать фильмы для детей, рассказывающие о человеческих добродетелях без излишних нотаций. Вспомните замечательные картины: «Отроки во вселенной», «Гостья из будущего», «Приключения Электроника», «Бронзовая птица», «Сказка странствий», «Сто дней после детства», «Каникулы Петрова и Васечкина», «Кортик». Или время рыцарей прошло? И окружают нас сплошь бандиты, менты, стервы, киллеры и прочее отребье? Такое ощущение, что зрителей и читателей специально «подсаживают» на отрицательные эмоции, причём дозировка агрессии всё увеличивается и увеличивается, иначе публику уже «не берёт», «не цепляет».

Никого уже не интересуют провинциальные герои, незатейливый быт одиноких стариков, многодетных семей, инвалидов. Но случись в этой скучной для избалованного зрителя среде убийство, изнасилование или ещё какая мерзость, как тут же найдётся не одна сотня желающих посмаковать подробности. Древние римляне ходили на ристалища, развлекаясь кровавым зрелищем гладиаторского боя, а нам и ходить никуда не нужно – стоит лишь щёлкнуть телевизионным пультом, раскрыть газету.

Более того, теперь можно быть не только пассивным зрителем, но и активным участником, и даже режиссёром действа – обзавестись мобильником с функцией видеокамеры большой проблемы не составит. В интернете висит уже не один миллион видеосюжетов, снятых на сотовый телефон. Причём, как правило, чем жёстче, агрессивнее видео и экстремальнее сюжет, тем большей популярностью он пользуется.
Видео катастроф, драк, аварий, порнухи/чернухи по количеству просмотров и скачиваний занимает лидирующее положение, уступая место лишь «чёрному юмору» и видеоприколам (тоже далеко не всегда гуманным).

Доброе, вечное – это вчерашний день и мало кого интересует. Да и осталось ли у нас ещё незамутнённое понятие о том, что это такое – доброе и вечное?

Если попробовать найти в Сети хоть один «самиздатовский» положительный сюжет, к примеру, о стариках, то поиск на 99% обернётся неудачей. Полным-полно роликов о бомжах, сумасшедших старухах, дедах-алкоголиках, но совсем нет видео, которое трогало бы своей теплотой и любовью.

Вся грязь, вся похабщина вытаскивается наружу, массово тиражируется благодаря возможностям Интернета и подаётся под соусом из презрения и насмешек: «гляньте-ка на этих дебилов-выродков»... Чужой пример оказывается заразителен, и в Интернет так и сыплются новые видео: «как мы бухали на корпоративе», «пьяная секретарша показала стриптиз», «драка на свадьбе» и т.д. Следом за взрослыми тянутся и школьники – роликов, где подростки издеваются над своими же сверстниками – не счесть. Унизить человека на весь мир ничего не стоит, достаточно выложить видео на популярный сайт. Не так давно, кстати, в прессе писали о том, что некий старшеклассник, обидевшись на свою маму, решил «отомстить» ей по-современному и, тайком засняв, как она принимает душ, выложил этот ролик в Сеть.

Цинизм и жестокость, особенно в подростковой среде, сегодня зашкаливает за рамки терпимого. Со всех сторон идёт подавление человеческой личности: за, казалось бы, невинными слоганами «ты этого достоин!», «будь собой!» следует призыв к самым примитивным, животным инстинктам. Сексуальная развязность, пропаганда вседозволенности, снисхождение к секс-меньшинствам, «людям искусства» с патологическими отклонениями в сторону разврата («не мешайте мне самовыражаться»), публичный мат – всё это растормаживает психику не только ребёнка, но и взрослого человека. Постепенно снимаются все ограничения, исчезает понятие стыда и совести, и болезнь, искажение ставится в один ряд с нормой – «А что? Сквернословие имеет право быть!».

Не так давно был переведён на русский язык роман английского сценариста и комедиографа Бена Элтона под названием «Слепая вера». В нём автор очень ярко показал назревающий гнойник в обществе, сформированном современной западной культурой, политкорректностью, обожествленными правами и свободами человека. Произведение Элтона – это роман-антиутопия, но так ли уж далёк он от реальности?

В описанном им будущем люди практически круглые сутки находятся в режиме он-лайн, «висят» в Сети, неумолчно делятся своими мыслями и ощущениями с друзьями на видеочате. Вот идёт прямая трансляция секса соседей сверху – голосуйте, комментируйте; следом, также в прямом эфире, роды у соседки снизу. (Кстати, не подскажете – Джигурда свой ролик рождения дитяти массовому зрителю ещё не демонстрировал? С печатными изданиями интимными фотографиями и эмоциями он поделился щедро).

Вот небольшая цитата из романа: «Каждую подробность совместной жизни, каждый повод для расставания следовало огласить на публичной исповеди – и быть поддержанным или освистанным прихожанами. Все эти разбирательства также транслировались в Сети, затем желающих приглашали вывесить свои комментарии по поводу распавшегося брака и в зависимости от его удачности присвоить ему рейтинг от одной до пяти звёздочек».

Кажется, будущее по Элтону уже наступило – по крайней мере, с экранов телевизоров, страниц газет и блогов звёздные величины и простые смертные таким протухшим бельём хвастаются, такие скелеты динозавров из шкафов достают, что просто диву даёшься – живут же люди! И все им сопереживают, сочувствуют и хотят знать всё больше деталей, разумеется, интимного плана, прочее – неинтересно, нам скрытые пороки давай.

А вот ещё одна цитата из романа, в которой ясно можно разглядеть, чем грозят обернуться наши попсовые, клонируемые каждый новый сезон телешоу и их герои: «Главной растлительницей умов в Допотопную эру была именно художественная литература... Общество было порабощено выдуманными людьми, когда телевизионные каналы изобиловали героями, которые лишь притворялись настоящими! Эти люди были творениями других людей, так называемыми персонажами.
То была эпоха книг, причём отнюдь не таких, какие читались и теперь, в Просвещённую эру – не полезных книг о вере, об индивидуальном просвещении, о честолюбивых стремлениях и самосовершенствовании, не тех, что объясняли вам, как стать богатыми, завести много друзей, получить максимум удовольствия от секса и сделаться лидером в своей социальной группе... К счастью, наступила пора, когда люди стали понемногу отказываться от историй в пользу реальности. Пора, когда появилось благословенное новое поколение, любящее только себя, с восторгом наблюдающее за собой по телевизору, читающее только о себе в книгах и журналах».

Разве не такие же тенденции мы наблюдаем сейчас? Когда-то у нас были герои труда, герои войны, теперь же пришло время героев светских хроник. Пропиаренные одиозные фигуры с тугими кошельками прописались нынче на полосах газет и в телевизионном эфире: «У Семенович надувная грудь!», «Дана Борисова вышивает крестиком», «Андрей Бартенев предстал в образе презерватива». Так и хочется спросить – а кто вообще все эти люди? И почему нам с таким упорством навязывают информацию об их личной жизни? Если они представители мира искусства – певцы, художники, – то давайте ограничимся этой сферой их деятельности, ознакомимся с рецензиями, критикой, мнениями специалистов. Зачем мне знать, что именно кушает любимый мопс писательницы Донцовой и у какого собачьего кутюрье этой псине шьют наряды?

Даже взрослому, с уже сформировавшейся системой ценностей, выросшему на нормальных книгах и фильмах, нелегко бороться с подобной шелухой, что уж говорить о детях. О каком светлом будущем и прекрасном далёко можно вести речь, если чистый исток уподоблен дурнопахнущей куче мусора?

Нельзя сказать, что ничего не делается, к примеру, тот же «Дом-2» ограничили временным режимом и транслируют только в ночном эфире. Общественной палатой и личным активным участием главного редактора журнала «Москва» Леонида Бородина были запрещены к изданию молодёжные журналы «Молоток» и «Cool girl», где шла прямая и скрытая пропаганда порнографии, секса, наркотиков. Исчез и скандальный «Fakел», провозглашавший мировоззрение маргинальных слоёв общества, а по сути ту же пошлость, грязь и асоциальность с претензией на оригинальность.

Но просто закрыть какие-то передачи и издания – не значит решить проблему. Если мы что-то запрещаем, но при этом ничего не даём взамен, то ситуация усугубляется: дети сами пойдут на поиск «вкусненького» и из-за своей всеядности и неразборчивости могут «накушаться» ядовитых сладостей вплоть до серьезных отравлений и летального исхода.

Уже сейчас мы можем видеть, как искажён взгляд на мир у многих вчерашних тинэйджеров – в их
реальности процветает позёрство, эгоизм, пофигизм и беспринципность – горизонт в этом мире так чёрен, что становится страшно. Но куда страшнее, что такая реальность выдаётся за норму. Не так давно на экраны вышел фильм «Все умрут, а я останусь». Режиссер Валерия Гай Германика – двадцатипятилетняя пафосная девочка – адресовала его всем как фильм о современной молодёжи, как грубую, без намёка на глянец реальность, неприятную правду жизни.

Скажу сразу, что фильм этот я бы смотреть не рекомендовала – просто потому что для душевного здоровья вредно. Грязь и смрад невообразимые, избавиться от них потом сложно. И потому мне было очень странно узнать, что фильм Германики собрал номинации и награды от самых престижных кинофестивалей. С каких пор пощёчина общественному вкусу и тыканье носом в грязь нуждаются в аплодисментах и признании?

Как восторгаться тем, что в фильме мат из уст школьниц преподносится как обыденное явление? Главная героиня уплетает оливье и тут же, с набитым ртом, заявляет родителям «Мама, папа, идите на ...!» – это нормально?!

А как вам сцена секса девятиклашек в подвале, когда на весь экран демонстрируются активно двигающийся голый зад мальчика и дёргающиеся в такт фрикциям ноги девочки в белых носочках? Грязная подстилка, сопенье, рука зажимает рот, а затем дрожащий голосок выдавливает «спасибо, мне было очень хорошо». Не тошнит, нормально?

«А хорошо бы все взрослые сдохли», «чтоб ты сдохла, тварь», «все умрут, а я останусь» – ключевые фразы фильма. Слюнявые «взрослые» поцелуи, сигареты с травкой, пьянка до блевотины и отключки в женском туалете, драка девочек на заднем дворе школы под улюлюканье болельщиков-одноклассников – это тоже «яркие» эпизоды картины, пугающие
своей достоверностью.

Да, всё показано по-честному, да, в современной школьной жизни случается и не такое, но есть одна тонкость: позиционирование фильма под обобщающим слоганом «кино о подростках» является в корне неверным – подростки бывают совершенно разными, с разными проблемами и трудностями. Сигареты, алкоголь, секс – да, так или иначе, они приходят в жизнь каждого человека от десяти до восемнадцати лет, но существуют и более значимые, более важные вещи, определяющие этот период. Но как раз об этом в фильме не сказано ничего: ощущение подростковых рефлексий, депрессий, безнадёжности и того, что тебя никто не понимает, отходит на второй план. Режиссер Германика, дабы расшевелить зрителей, делает ставку на скверну, мерзость, непристойность и отвращение.

Почему молодёжь в современном кинематографе рассматривают исключительно сквозь призму девочек/мальчиков, которые занимаются сексом с 14 лет, напиваются в туалетах, режут вены в ваннах? Если верить тому, что нам показывают, то получается, что в современных школах учатся сплошные моральные уроды, будущие алкоголики, наркоманы и проститутки. И что подростки не просто катятся по наклонной, а что они уже деградировали, окончательно и бесповоротно. Посмотрите сериалы, фильмы, где показана молодёжь, и вы увидите, что в основном это либо «гламурные гламуры» с гламурными мыслями, либо примитивные «недочеловеки», единственная цель которых – потрахаться, выпить, обкуриться.

В фильме Германики не предлагается никакого решения проблемы, режиссёр не ищет причину и не обличает виновных, она планомерно следит за добровольным нравственным распадом своих героинь со стороны и тем самым как бы резюмирует: «это есть и это нормально». И подростки, посмотрев этот «шедевр», ухватятся за него, как за оправдание именно такого образа жизни – «А чё? Все так делают». Ведь ещё Максим Горький писал о том, что если человеку долго говорить, что он свинья, то он свиньёй и останется. И если режиссеры, писатели, средства масс-медиа будут постоянно твердить нам, что мы живём в грязи, что вокруг сплошное быдло и подонки, то, видимо, так оно и станет в конце концов. И в самом деле – чего стесняться?

Да, жёсткие и правдивые фильмы действительно нужны, и в первую очередь для того, чтобы общество хотя бы на секунду отвлеклось от вечной суеты и задумалось над тем, кого оно растит и кто придет ему на смену. Из-за нежелания видеть и тем более решать накопившиеся проблемы мы можем потерять все последующие поколения, а вместе с тем и будущее нашей страны.

Но если произведение не вдохновляет, если оно не пробуждает в человеке светлых чувств, если оно безнравственно и даже, более того, – деструктивно? Если оно разрушает основу и посягает на элементарные нормы морали: «чти старших» и «береги честь смолоду»? Кто несёт ответственность за ущемление нравственности, дав добро на прокат подобных фильмов? Почему публично матерящуюся молодёжь одёргивают, а режиссёрам-писателям подобное поведение в творчестве разрешено?

Разумеется, никто не заставляет нас насильно смотреть и читать то, что нам не нравится, то, что несёт сплошной негатив и разрушение. Но не обращать внимания на эту грязь нельзя. Ведь именно из мелкого, поначалу незаметного для глаз сора постепенно вырастают огромные зловонные мусорные кучи. И если молодое поколение будет считать за норму жизнь посреди большой помойки, то чья в том вина?..