РАТОБОРЦЫ

Как бились наши предки?
Древнерусские ратоборства и современность

Истоки

Есть ли такой мужчина, русский мужчина, что не испытывал бы некоего внутреннего трепета при виде древнерусского оружия и доспеха, смотря исторический фильм или выступление бойцов клуба исторического фехтования? Не обращали внимания? Прислушайтесь к себе в следующий раз. Остроконечный русский шлем, кольчуга, щит, меч... Чувствуете, как тянется к ним ваше сердце? Чувство это пришло к нам из тех далеких времен, когда быть мужчиной значило также – быть воином.

К слову сказать, исторических фильмов о древней Руси мало, зато мы все уже стали чуть ли не «экспертами» в области восточных боевых искусств, благодаря шквалу зарубежной кинопродукции, да и создатели отечественных боевиков в этом не отстают от своих зарубежных коллег. Выходит, что наши предки вообще не умели ни воевать, ни постоять за себя? Согласится ли с этим какой-нибудь русский человек? Конечно, нет.

В последнее время идет много споров о современных русских стилях боевых искусств, оформившихся как самостоятельные школы совсем недавно – в двадцатом веке. И противников, поносящих русские стили, пожалуй, не больше ли, чем сторонников? Это-то и странно – русские вроде бы люди. Вот, к примеру, два высказывания о боевом искусстве на Руси: «Какое еще, к чертям собачьим, русское воинское искусство? Какая система народной подготовки мужчины-воина? Если кого-то у нас и готовили в городах, поселках и деревнях, так только мужчину-выпивоху до перестройки, а сейчас мужчину-бомжа и парня-наркомана. А если где кого и побеждали, так только числом и, опять же, большой кровью». Это мнение В.В.Лялько, российского мастера каратэ. А вот что написано в подлинном историческом документе – Радзивилловской летописи: «Бысть же у поганых девять сот копий, а у руси девяносто копий. Надеющимъся на силу, погании поидоша, а наши противу имъ... И сняшися обои, и бысть сеча зла, и половец побегоша, и наши по них погнаша, овы секуще...». Но давайте попробуем с вами взглянуть на это явление со стороны и изнутри, не ища не-
оспоримых доказательств в дебрях истории и не создавая постулатов из скудных летописных источников. Все это уже сделано многими исследователями, как сторонниками, так и противниками «русской идеи» в боевом искусстве. Причем и те, и другие приводят одни и те же цитаты из исторических источников, но трактуют их совершенно противоположным образом. Мы же с вами воспользуемся инструментами исследования, до-
ступными любому здравому человеку – это логика и дух, русский дух.

Итак, были ли на Руси боевые искусства? И что вообще следует называть боевым искусством? Ответить на первый вопрос можно другим вопросом, не требующим ответа: воевала ли Русь с кем-либо на протяжении своей истории? Нельзя воевать и побеждать врага, не умея это делать. Думаю, никто не сомневается, что наши предки умели намять бока непрошеным гостям, хотя бывали и тяжелые времена, но нет народа, в истории которого не было бы поражений. Здесь уже вступают в силу другие законы, не зависящие от уровня развития боевых умений...

Что такое боевое искусство? Это умение воевать и побеждать врага. Нам известно немало славных страниц в боевой истории нашей Родины. Коль наши предки умели побеждать, значит, они умели воевать искусно. Если не это называется боевым искусством, тогда что же?

На Руси никогда не существовало окончательно сформировавшихся и замкнутых на самое себя боевых систем, как на Востоке. В восточных единоборствах главное внимание сосредоточено на правильном выполнении движений, приемов того или иного стиля, многие именно в этом и видят смысл восточного понятия «до» – «пути». Почему не возникло таких систем на Руси? Потому что наши предки видели смысл боевого искусства не в выполнении формальных упражнений, а в победе над врагом. Русское боевое искусство никогда не было системой раз и навсегда сложившихся приемов, постулируемых, как единственно правильное действие. Такая замкнутая система неизменно обречена на деградацию своего боевого предназначения, потому что, не изменяясь и отрицая все новое, идущее извне, она становится мертвой.

Русское боевое искусство – это система боевых навыков и умений, помогающая жить в различных, постоянно меняющихся условиях окружающего мира, а непосредственно рукопашная схватка – лишь одно из возможных проявлений жизни. Русское боевое искусство – это система открытая, меняющаяся в зависимости от изменения условий окружающей среды и характера взаимодействия, целесообразного в той или иной ситуации; система, вбирающая в себя и рождающая лучшее и отбрасывающая все, пусть даже бывшее эффективным вчера, но ставшее бесполезным сегодня.

Наши предки, собственно, никогда не разделяли боевое умение и жизнь. Оно было лишь составной частью навыков, необходимых для жизни в то нелегкое время. Сама жизнь была и тренировкой, и экзаменом. Боевые движения никто не шлифовал специально, в бою применялись те же движения и навыки, что и в повседневном труде, и это отнюдь не снижало эффективности их боевого применения. В некотором смысле исключением можно считать представителей воинского сословия, чьим ремеслом, собственно, и являлся бой, а орудиями труда – боевое оружие.

Видимо, сугубо практическая направленность русского боевого искусства и явилась причиной почти полного исчезновения русского рукопашного боя. Сразу оговорюсь, исчезновения его формы, но не духа, ибо русский боевой дух жив, пока жив хоть один русский человек, а дух неизменно рождает форму, когда в этом есть необходимость, когда приходит время...

С развитием техники, огнестрельного оружия и других средств уничтожения навыки рукопашной схватки постепенно теряли свою значимость в ведении войн. Что же осталось нам? Отголоски былых традиций в глухих деревнях: общая стилистика движения в народном танце; обычай боя «стенка на стенку», просуществовавший в некоторых деревнях до ХХ века; самые общие сведения из летописных источников, которые можно трактовать и так и сяк, в зависимости от целей и желания, да и вообще поставить под сомнение, чем и пользуются противники возрождения русских боевых искусств. Да еще дух, русский боевой дух, который невидим, неосязаем, но незримо он всегда с нами.


Современность
В современном мире существует несколько различных стилей русского боевого искусства. Основные из них: славяно-горицкая борьба, стиль Кадочникова и питерский кулачный бой. Если приглядеться внимательнее, то мы увидим в них много общего. Это и неудивительно, ведь все они идут от одних корней – русских. Различия же между ними обусловлены тем, что они созданы разными людьми, пришедшими к исследованию русской состязательной традиции своими путями.

Русский стиль Кадочникова вырос из стиля самоз (самозащита) Спиридонова, который, в свою очередь, имеет источником японское джиу-джитсу. В начале ХХ века существовала и другая школа борьбы, созданная Ощепковым, происходящая от дзюдо и впоследствии получившая широкое распространение как вид спортивной борьбы с названием самбо. Самоз Спиридонова широкого распространения не получил в силу некоторой своей специфики. Во время Великой Отечественной войны этот стиль использовался для подготовки советских разведчиков-диверсантов, поэтому был достаточно засекречен. В одном из училищ разведки и проходил подготовку А.Кадочников. Почему же мы называем стиль, имеющий корнями японское джиу-джитсу, русским? Потому что А.Кадочников сделал этот стиль «удобным» для русского человека, привнес русскую стилистику движений, методику тренировок и принцип выполнения приемов, более понятные русскому менталитету. И самое главное – наполнил свое искусство русским духом.

Что из себя представляет стиль? Его приемы построены по законам биомеханики и во многом исключают применение грубой физической силы. В его арсенале мягкие броски, боевые заломы и скручивания, ударная техника рук и ног, работа против вооруженного противника. Освоение стиля не ограничивается чисто механической обработкой приемов, здесь и изучение русской культуры, психологии, законов природы. Это целая комплексная система естественной жизни.

Питерский кулачный бой, развиваемый А.Грунтовским, базируется на стиле движения, известного по русским народным танцам «скобарь» или «ломание веселого». Тело бойца расслаблено и готово рефлекторно среагировать на любую неожиданность, как и в стиле Кадочникова. В питерском стиле главная роль отводится ударной технике, борьба же органично вплетается в схему боя, являясь не приоритетным, но все же необходимым элементом подготовки. Удары руками и ногами наносятся по принципу «хлестов». Руками не бьют, а хлещут противника. Удары направляются своеобразными маятниковыми волнообразными движениями корпуса и плеч. На этих же движениях корпуса построена и защита от ударов ножом, палкой или другими предметами. Удары наносятся движением всего тела. Для усиления ударов используются притопы ногами. Занятия проводятся на природе, разминкой служат естественные рефлекторные движения и народные игры-забавы. Исключительное значение придается пению бойцовских частушек как форме психологической и дыхательной тренировки, приобщению к национальной культуре. Бойцы тренируются под балалайку, под наигрыши скобаря, есть наигрыш, который так и называется «на драку». Балалаечные наигрыши задают бойцу определенный ритм движений.

Славяно-горицкая борьба названа так потому, что первые известные из истории состязательные поединки у славян проводились на горице – кургане, насыпанном над местом погребения умершего воина, во время тризны – обряда погребения и поминовения. Основатель славяно-горицкой борьбы А.Белов изучил и переосмыслил русские ратоборческие традиции, идущие из глубины веков, от языческих корней. Философия славяно-горицкой борьбы – это ведизм (т.е. познание), мировоззрение, зародившееся еще у древних ариев.

На начальном этапе своего развития славяно-горицкая борьба не выходила за рамки идеи фольклорного действа, но со временем, развиваясь в постоянной практике, она превратилась в реальную боевую систему. Сейчас славяно-горицкая борьба развивается по трем направлениям: фольклорное, спортивное, военно-прикладное.

Славяно-горицкая борьба является не единоборством, а ратоборством, так как изначально ориентирована на бой со многими противниками, впрочем, это можно сказать обо всех русских стилях. Такой подход вы-
зван, во-первых, условиями развития национального боевого искусства – в битвах приходилось сражаться со многими врагами, а не с одним; во-вторых, стремлением к максимальной боеспособности системы – в реальных драках нападают несколько противников и все сразу, а не по очереди, как в заграничных боевиках. Неслучайно девиз Национального Клуба Древнерусских Ратоборств звучит так: «Один со всеми! Один за всех! Один против всех!».

В отличие от других боевых систем, где упор делается либо на ударную (каратэ, бокс, кикбоксинг), либо на бросковую (самбо, дзюдо, айкидо) технику, славяно-горицкая борьба включает в себя и то, и другое. А.Белов стремился создать боевую систему, которая всесторонне охватывала бы такое явление, как боевое искусство, поэтому в славяно-горицкой борьбе множество стилей и направлений работы. Мы ограничимся лишь их перечислением: радогора, коромысло, подол, грудок, пята, гибкие перестроения, уклад, позем, свиля, огневой бой, клинковый бой, «С-42». Кроме этого, в славяно-горицкой борьбе различают четыре раздела: классический, штурмовой, тотальный бой и военно-прикладной. В свободном стихийном бою применяются все стили спонтанно, в зависимости от ситуации и от противника, в этом одно из отличий и достоинств славяно-горицкой борьбы. В других единоборствах в различных ситуациях и против разных противников применяются одни и те же приемы и действия.

В арсенале славяно-горицкой борьбы имеется даже стиль боевой парапсихологии, военной магии – аридан. Это система управления скрытыми возможностями человеческого организма, а также информационными потоками, влияющими на событийную основу человеческой судьбы, искусство создания благоприятных ситуаций. Это бой без боя, когда мастер побеждает противника, не применяя никаких физиче-
ских воздействий.

Пожалуй, для первоначального ознакомления с современными русскими стилями сказано достаточно. Следует еще упомянуть о стилях, не получивших такого широкого распространения. Это тверская буза, владимирское кружало, украинский спас, казачьи стили. Нельзя не сказать о таком направлении, как историческое фехтование, завоевывающее
все большую популярность в нашей стране. Эти люди выходят на бой в реальных исторических доспехах и бьются в полный контакт реальным оружием средних веков, правда, затупленным, чтобы снизить травмоопасность. На таких турнирах вы наяву переноситесь в древнюю Русь. Когда надеваешь русскую рубаху, доспехи, берешь в руки меч, то совершенно явно меняется что-то внутри: ты – русич, русский воин. И русский боевой дух оживает в твоем сердце.

 Практика

Каким же образом из разрозненных сведений родилась славяно-горицкая борьба? Наиболее очевидный ответ – посредством практики. Славяногорица – система динамичная, развивающаяся постоянно в поисках результативности. А.Белов поставил себе цель не восстановить, а возродить русское боевое искусство, не доказывать, какие именно приемы применяли воины две тысячи лет назад, а на базе того, что удалось собрать, через постоянную практику возрождать реальное боевое умение, позволить русскому боевому духу обрести наконец-то русскую форму, ибо, очевидно, время для этого настало.

Каждый народ создавал свои боевые системы удобными для себя и направленные против всех остальных. Давно уже известно, что окружающая среда, природа влияет на психику человека, его характер. Совершенно очевидно, что условия жизни влияют также на физическое развитие и способы движения. Русские тысячелетиями проживали в определенных природных условиях, следствием этого явилось создание особого самобытного психо-физического генотипа русского народа, то есть психических особенностей и двигательных навыков, передающихся по наследству.

Приемы славяно-горицкой борьбы построены на движениях, естественных для русского человека, поэтому они просты и понятны в освоении для занимающихся. Начиная осваивать их, новичок как будто встречается с чем-то уже известным, но давно забытым. И этот процесс «вспоминания» неизменно доставляет радость, потому что занимающийся открывает для себя новые возможности простых и естественных движений, поэтому прогресс в занятиях идет очень быстро, впрочем, все зависит от желания заниматься. Славяно-горицкая борьба привлекает многих своей новизной, национальной экзотикой, эффективностью, простотой освоения, но большинство уходит, с удивлением открывая для себя, что за всем этим стоит одна простая вещь – упорный труд, ежедневная работа над собой, как и в любом другом деле.

В начале сентября 2000 года я вернулся из Москвы, с семинара по славяно-горицкой борьбе, который проводил ее основатель Александр Константинович Белов. Мы жили в палатках в сосновом бору, там же, на лесной поляне, проходили теоретические и практические занятия. Кроме технических навыков борьбы, многое дало непосредственное живое общение с этим неординарным человеком – писателем, ученым, воином. Он поражает необычайной эрудицией, теми объемами информации, которыми владеет. Александр Константинович сам демонстрировал все многочисленные приемы и их комбинации, а в перерывах между тренировками мы завороженно слушали лекции о мировоззрении наших предков, боевой магии и многом другом.

На первое мое объявление о наборе в клуб откликнулось немного людей – около десятка ребят-студентов. Шестеро из них давно уже искали возможности заниматься именно славяно-горицкой борьбой. И мы с энтузиазмом взялись за дело! Так родился Клуб русских ратоборств «Радомир». Причем, название пришло не сразу. Поначалу мы называли себя просто «Русичи». Давным-давно на Руси имя человеку давали, лишь когда он взрослел и признавался соплеменниками как мужчина-воин (или женщина-мать), то есть становился полноправным членом рода. Так и наш клуб, пройдя пору младенчества, ощутил потребность в новом имени. Клуб искал себе имя, и имя пришло – «Радомир».

Занимаются у нас люди разные. Из общего числа приходящих остаются очень немногие. Именно они формируют душу нашего клуба. Большинство же оказываются случайными людьми. Они приходят в погоне за экзотикой, «крутизной», или вообще не знают зачем. Такие, прозанимавшись немного и, повторюсь, с удивлением узнав, что главный секрет русских ратоборств – упорная, ежедневная работа над собой, уходят, поняв, что выбрали не свое.

Ядро клуба составляют те, кто «знали куда шли», те, кто хотели заниматься именно славяно-горицкой борьбой. Они узнают о ней из газетных и журнальных статей, книг, телепередач и приходят зачарованные ее новизной, свежим взглядом на явление боевого искусства, эффективностью, и, конечно, за всем этим стоит, может быть, еще не осознаваемое чувство патриотизма, тяга к родным корням, – «наконец-то нашлось что-то свое, русское, и не хуже, а, видимо, лучше заморского». К ним очень скоро примыкают те, кто познакомился с горицей (так ласково называем мы свою борьбу), придя в клуб заниматься и приняв ее всей душой.

Есть еще одна специфическая категория приходящих
заниматься – это мистики, увлекающиеся эзотерикой и фэнтези. Поначалу они воспринимают горицу, как проявление фэнтези в реальности, но практицизм славяно-горицкой борьбы, ее однозначная направленность только на победу, либо делают из них бойцов, либо являются причиной их ухода.

Первый год существования клуба мы ратоборствовали исключительно в лесу. Почему? Природа была домом наших предков, к которому они относились с любовью и бережливостью (как же иначе относиться к своему дому?). Оказываясь в условиях, в которых жили далекие пращуры, мы – «дети асфальта» – чувствуем себя частью природы, становимся едины духом с древними русичами, суровыми и справедливыми воинами, которые выразили секреты своей силы в простых словах: «пока ты прав – ты не-
оборим», «любого человека можно убить, но не любого можно победить».

Природные условия являются дополнительными тренирующими факторами, которые вроде бы и не заметны, и не связаны с боевым искусством, но дают ни с чем не сравнимый эффект, который не получишь ни в одном, даже самом шикарном спортзале. На природе тренировки проходят в условиях соответствующего времени года, ведь в реальной жизни боевые ситуации случаются именно в таких условиях, а не в комфортабельном спортзале на мягком покрытии. Представьте: вы много лет тренируетесь в спортивном зале, на ровном полу, в специальной, легкой спортивной форме, при ярком освещении, комфортной температуре и очень гордитесь тем, что можете сесть на шпагат и поднять ногу выше головы. Но вот вы идете темным вечером по улице города, деревни, а то и вовсе по проселочной дороге, под ногами гололед, либо комки грязи прилипли к ботинкам, ветер метет в лицо колючим снегом, либо идет сильный дождь, одежда на вас плотная, тяжелая, на руках рукавицы – Россия, господа! И вот вы сталкиваетесь лицом к лицу с несколькими мрачными субъектами, а не с одним, как на ринге. Как вы себя чувствуете? Думаю, уже неуютно: тяжелая одежда быстро утомляет в бою, затрудняет быстрые перемещения, снижает скорость и силу ударов; ногами тоже особо не помашешь – сразу поскользнешься на льду. У бойцов Клуба русских ратоборств эти строки могут вызвать только улыбку, ведь мы постоянно тренируемся в таких условиях.

А свежий лесной воздух? Трудно переоценить его значение. Здесь, в лесу, тренируешься по три и более часа и входишь в парадоксальное состояние – чувствуешь, что мышцы устали до невозможно-
сти, но душа поет, и ты можешь работать еще и еще.

Осенью и зимой темнеет рано, поэтому вечерние тренировки приходятся на темное время суток. Днем наша психическая деятельность осуществляется преимущественно левым полушарием головного мозга, подчиняющим наши действия рациональному логическому уму. После захода солнца «бразды правления» принимает правое полушарие, интуитивное. Ночью человек чувствует себя и воспринимает мир по-иному, нежели днем. Он становится более осторожным, восприимчивым к любым незначительным внешним раздражителям. Со снижением возможностей зрения обостряются другие чувства. Темнота – это неизвестность, поэтому ум человека в это время настороже, активизируется подсознание. Это явление в психологии получило название «ночная психика». Каждый серьезный боец знает ценность рефлекторных действий в бою. Тренировки в ночное время без освещения, да еще в лесу, как нельзя лучше способствуют развитию способности к действию в этом режиме.

В настоящее время наши тренировки проходят в периодически сменяющихся условиях: спортзал с жестким полом, спортзал с борцовским ковром, лес, поле, берег водоема (зимой на его льду). Неотъемлемой частью наших тренировок является работа с различными предметами: палками, шестами, различными видами оружия. Кроме навыков использования в боевой ситуации практически любых предметов и защиты от них, это развивает силу, выносливость и координацию. К тому же движения тела при действии средневековым холодным оружием идентичны движениям русского кулачного боя.

Сейчас в клубе существуют и младшие группы, где занимаются ребята 10-12 лет. Приметой времени является то, что к нам приходит заниматься все больше девушек. Одно время было такое, что девушки составляли половину общего числа занимающихся. Некоторые из милых юных особ прямо-таки рвутся в бой и, практически ничему не научившись, страстно желают участвовать в соревнованиях и непременно в «боях без правил». Видимо, это неосознанное стремление вы-
плеснуть накопленную агрессию единственным приемлемым способом.

Техника славяно-горицкой борьбы естественна, использует привычные движения и одинаково практична как в условиях спортзала, так и улицы в любое время года, а при достижении определенного состояния духа, славяногорица делает вас уверенным не только на темной улице, но и в жизни в целом.

В Саранске существуют еще два клуба, где занимаются славяно-горицкой борьбой. Первым был организован клуб «Берсерк» – руководитель Игорь Луконькин – бескорыстный воин, исследователь. Игорь еще в 1995 году получил из рук А.Белова аттестат,
дающий ему право аттестовывать других бойцов славяногорицы. Сейчас Игорь Луконькин работает телохранителем, а по вечерам обучает шестерых ребят, которые сами вскоре станут инструкторами, и тогда о славяно-горицкой борьбе заговорит вся Мордовия. Среди задумок Луконькина – проведение в Саранске официальных боев без правил, которые поспособствуют привлечению в Мордовию значительных денежных средств.

Второй саранский клуб, где занимаются славяно-горицкой борьбой, – это клуб имени Святого Благоверного великого князя Александра Невского. Его руководитель – Олег Полубабкин – человек с невероятной энергией. Здесь, в Саранске, кроме обучения молодежи славянским ратоборствам, Олег ввел свои занятия в программу обычного детского садика. Так что теперь детский сад №104 – единственный в России, где ребятишки постигают азы славяногорицы: учатся безопасно падать, уворачиваться от любых ударов, защищаться от преступных посягательств. Олег уверен, что раз уж мы взялись возрождать русское воинское искусство, то не должны проходить мимо детей, ведь чем раньше их души откликнутся на зов предков, тем крепче, прочнее будет связь с исконно русской силой, честью, благородством.

Кроме того, в Саранске есть клуб исторического фехтования и реконструкции «Владычный полк», руководителем которого является Игорь Лошкарев, уже лет двадцать занимающийся изучением истории русского оружия.

Все мы сотрудничаем с Союзом православной молодежи Мордовии, организованным отцом Александром (Пелиным), ректором Саранского духовного училища. Благодаря этому стало возможным проведение совместных ежегодных соревнований: «Весенние» и «Зимние ристания». Так же мы проводим множество показательных выступлений в школах, спортзалах, на ярмарке молодежных инициатив, первом фестивале спортивных единоборств, где впервые в нашей республике вместе участвовали представители и восточных, и русских боевых искусств.

 Дух

Вы никогда не задумывались, почему мужчинам так идет военная форма?

Раньше, если мужчина надевал боевые доспехи и брал в руки оружие, это значило только одно – он идет в бой за свою землю, за своих родичей и готов умереть за это. Облачаясь в доспехи, воин духом отрешался от всего земного, ибо перед лицом смерти все земные радости и печали не значат ровным счетом ничего. Человек, руководимый высоким духом, всегда красив, поэтому вид воина вызывает где-то в самой глубине души возвышенный трепет. Думается, именно поэтому мужчине так идет военная форма...

Когда заходит речь о восточных боевых искусствах, непременно говорится о пути духовного совершенствования. В этом восточные боевые искусства опираются на буддизм, даосизм, местные религиозные воззрения. Русская же драка отождествляется с беспринципным мордобоем. Так ли это? Что служит духовной основой русского боевого искусства?

Духовным стержнем бойца в стиле Кадочникова служит патриотизм, чувство любви к Родине, к своим близким, чувство собственного достоинства.

Питерский кулачный бой опирается на духовные ценности православия, народные традиции.

Славяногорица построена на славянском язычестве – ведизме. Дух славяногорицы – если уж драться, то драться до конца, невзирая на противника и его численность.

В силу этого отмечаются некоторые разногласия между представителями отечественных боевых искусств, но делить-то нам нечего – все мы русские.

Любое боевое искусство учит любви. Почему? Потому что любовь – это полное понимание каждого мгновения жизни, это состояние обеспечивает способ действия наиболее адекватный в данной ситуации. Действие, совершаемое по любви – всегда творчество, действие в соответствии с волей творца. Только не надо думать, что любовь к врагу должна вы-
глядеть так же, как любовь к женщине или к своим родственникам. Любовь – это не чувство, испытываемое к конкретному объекту, а состояние бытия, в котором реальность воспринимается так, как она есть, а не преломляется через призму наших убеждений, состояние, обеспечивающее спонтанность действий.

Состояние это свойственно любому человеку, независимо от национальности, мы же говорим о «русском духе», имея в виду состояние человека, живущего на русской земле и воспитанного на русской культуре и традициях.

Наш Клуб русских ратоборств совсем не случайно называется «Радомир». Ра-до-мир – это путь огня к миру, путь к миру через огонь. «Ра» – священный огонь, энергия жизни, который может проявиться и как огонь любви, творчества, и как огонь боевой ярости. «До» – русский предлог, обозначающий направление движения («дойти до...» и т. п.), странным образом перекликается с восточным понятием «до», «дао» – путь, и в данном случае имеет сходное значение.

Состояние верно идущего по пути огня («Ра До») называется Радость. Если то, что ты делаешь, ты делаешь с радостью, и делаемое приносит радость, значит, ты на верном пути. Огонь символизирует боевое искусство; путь к миру через боевое искусство. Когда мы имеем в виду внутренний мир человека, то «Ра» символизирует огонь эмоций, желаний, устремлений. «Радомир» – это путь к миру внутри и вокруг себя не через самоподавление, а через самораскрытие личности.

В английском языке состояние без войны и окружающее пространство обозначены двумя разными словами – «Peace» и «World». В русском же языке оба эти понятия названы одним словом – «Мир». Наши предки считали, что состояние без войны и все окружающее – суть одно и то же, что естественное состояние окружающего – это мир.