Тысячелетняя Елабуга

Виктор Махаев



Как многолика современная российская провинция! Времена, когда она всем своим видом демонстрировала социальную беспомощность и эстетическую посредственность, уходят, похоже, в прошлое. При этом само прошлое воскрешается и многократно удлиняется – как корень пустынного дерева достигает оно неведомого ранее глубинного источника. Его образы на все лады воспеваются, а зачастую целенаправленно мифологизируются. Такой вывод сделали мы, объездив пол-России и оказавшись в Елабуге – районном центре Республики Татарстан, городе с 60-тысячным населением, расположенном на полноводной Каме.

В 1980 году торжественно с установкой монумента было отмечено 200-летие города. Через десять лет возраст Елабуги удлинился на столетие. Несмотря на то, что самые свежие справочники указывают как дату основания города вторую половину XVI века, весной 2006 года началась подготовка к празднованию 1000-летия Елабуги. Сегодня татарстанские историки всерьез утверждают, что Алабуга (в провинции хорошим тоном считается национальный прононс) возникла на рубеже X–XI веков. Не стоит упрекать их в лукавстве: история никогда не была точной наукой, а вот интеллектуальной прислужницей власти – так это неизменно. Зачем же лишать эту дисциплину привычной ангажированности, а ученых мужей сытой жизни? Научное обоснование с презентацией новейших артефактов, рекламная кампания с демонстрацией нового городского бренда, диверсифицированное финансовое обеспечение (в том числе принудительно-добровольное изъятие средств: цель-то святая, патриотическая!) – таков отлаженный механизм прошедших и предстоящих миллениумов. После триумфального завершения празднования казанского юбилея татарстанские лидеры уверенной рукой наметили еще одно тысячелетие. На сей раз никаких археологических сенсаций не было, просто на известные факты следовало взглянуть свежим взглядом.

Во второй половине I тыс. н.э. на высоком елабужском правобережье обитало булгарское племя. В X веке на крутом холме была возведена каменная цитадель – квадратная в плане крепость площадью около 400 кв. м. От нее сохранилась одна цилиндрическая башня (несколько веков к ней относились как к интригующей загадке исчезнувшего булгарского города Бряхимова). Золотоордынская эпоха не оставила здесь заметных следов. Русские поселенцы обосновались на соседнем холме в конце XVI века (откуда «при советском режиме» велся отсчет городу). Булгарские руины стрельцы назвали Чертовым городищем, в те же годы в них поселились монахи, основав Троицкий мужской монастырь, просуществовавший до 1764 года. С русской колонизации начинается мирный период городской истории. В XVII веке, оказавшись в глубине империи, Елабуга стала дворцовым селом, а с 1780 года уездным городом Вятской губернии. На рубеже XIX–XX веков Елабуга – удобно расположенный торговый центр хлеборобного края, где действовали небольшие производства, сложилась городская культура.

Откуда ни подъезжаешь к Елабуге – по воде ли, по автодороге, рассекающей необъятную лесостепь, тебя поражает уникальный природный ландшафт. Склоны холмов правобережья Камы, с которых открывается потрясающая панорама с двумя городами на горизонте (а это почти два десятка верст – вплоть до весело коптящих труб Нижнекамска и километровых корпусов КамАЗа); громадная чаша, в которой уютно расположился старый город; низкие берега Камы и Тоймы, где ныне раскинулся национальный парк «Нижняя Кама». Архитектурными доминантами, как и в прежние века, остаются православные храмы (их осталось три и каждый замечателен своим обликом). Двух-, трехэтажные купеческие и дворянские особняки лицом обращены на живописную пойму. Удивляет и приличная сохранность исторических и архитектурных памятников Елабуги, к сожалению, нетипичная для наших городов.

Российский НИИ культурного и природного наследия назвал Елабугу в числе 30 самых сохранившихся малых исторических городов России. В 1990 году здесь был образован Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник с охранной зоной почти в 500 га, на которой расположены ценные жилые и общественные здания XVIII–XIX веков. Главным историческим объектом стало Чертово городище, где создан историко-археологический музей, восстановлены оборонительные валы и рвы, устроена смотровая площадка. Улица Казанская превращена в пешеходную зону с краеведческим комплексом, интерактивными мастерскими, трактиром-театром и музеем уездной медицины им. В.М.Бехтерева.

Историческая среда Елабуги отлично сохранилась: 30 кварталов между улицами Московской и Большой Покровской, сотни каменных и деревянных домов и целых комплексов (усадьбы, учебные заведения, присутственные места), из них выделяются 115 зданий, внесенных в список архитектурных памятников. Постройки советского периода, типовые здания 1960–80-х годов встречаются, но они умело закамуфлированы и не бросаются в глаза. Город в XIX веке был купеческим, но в его облике нет пошлого украшательства, типичного для провинции. Архитектурный почерк елабужских строителей можно отыскать в позднеампирных домах второй половины XIX века: повсюду видны оригинальные, совсем не классические фризы и столбы с укороченными пилястрами. На фасадах много красивых чугунных решеток. Тротуары центральных улиц замощены цветной плиткой, восстановлены ограды и ворота, фасады тщательно очищены и ярко выкрашены.

Наряду с башней Чертова городища, архитектурным символом Елабуги является Спасский собор на Набережной улице. Облик выстроенного в 1816 году собора выразителен: мощный пятиглавый храм, чрезвычайно длинная трапезная (в 12 окон), пятиярусная колокольня. Неплохо сохранился интерьер, за исключением утраченных росписей. Поражает размерами трапезная – как парадный зал дворца, а интерьер устремленного ввысь храма не уступает столичным постройкам конца XVIII века. Пятиглавая композиция выполнена в стиле раннего классицизма, в духе Ринальди. В провинцию стиль приходит с запозданием, возможно, собор возводил известный мастер, стиль которого в столице уже вышел из моды. Летом 2007 года на 78-метровую колокольню Спасского собора установили новые колокола.

В том же классицистическом стиле выстроена Никольская церковь (1818 год). Она не имеет апсиды и напоминает двухэтажное гражданское здание с высоким куполом и четырехъярусной колокольней. Как и другие елабужские храмы, ранее Никольская церковь была богато украшена. В 1870-е годы ее расписывал знаменитый художник-баталист Василий Верещагин (часть росписей сохранилась). Не менее богатой была Покровская церковь: в 1820 году возвели ампирную купольную ротонду, а в 1884-ом к храму пристроили колокольню. Прихожанами Покровской церкви были состоятельные купцы, поэтому ее убранство было роскошным, например, литые серебряные и позолоченные царские врата. Местные жители жалуются, что восстановление храмов идет медленно. Но в темпах строительства чувствуется уважение культуры – возрождать медленно, но верно.

На Казанской улице раскинулось громадное здание педагогического университета (длина корпуса 120 м). Оно разместилось в бывшем епархиальное училище, выстроенном в 1903 году Глафирой Стахеевой в память о муже, известном купце Василии Стахееве. Над входом высится крутой купол домовой церкви во имя Василия Великого. Автор проекта вятский архитектор Василий Чарушин создал живописную смесь модерна с византийскими мотивами. Глафира Стахеева выделила 400 тыс. рублей на строительство и многолетнее содержание училища, в котором было 180 воспитанниц. Царским правительством она была награждена Золотой медалью на Андреевской ленте, а в советское время удостоена персональной пенсии. В 1920 году в здании разместили педагогическое училище, преобразованное в 1959 в институт.
В 2003 году у главного входа установили замечательный памятник Дмитрию Стахееву – одному из славной семьи елабужских промышленников и меценатов.

Говоря о монументах, нельзя забыть и один из трех памятников Ленину – «Ильич комический», возведенный, вероятно, в конце 1950-х годов: на классический обелиск вознесен миниатюрный бюстик и все это на фоне кремлевской стены. Из культурных достопримечательностей нам запомнился мост через речушку Бугу, где разыгрывается симпатичный ритуал. Новобрачные скрепляют здесь свой союз, вешая на поручень замок и бросая в воду ключ.

Неподдельный интерес вызывает культурная история города. Здесь бережно сохраняются места, связанные с именами героя войны 1812 года Надежды Дуровой, художника Ивана Шишкина, купцов Стахеевых, поэта Марины Цветаевой. Есть нечто закономерное, что все эти вроде бы далекие друг от друга личности связаны с Елабугой (примечательно, что в списке нет ни одного татарского имени). Провинциальный городок притягивал людей крупных, неординарных. Их биографии, да и факты пребывания в Елабуге хорошо известны. Мы же хотели увидеть, как образы отечественной культуры сохраняются в среде провинциального города, как они формируют то, что еще римляне называли «духом места».

Надежда Дурова (1783–1861) выделяется среди знаменитых горожан. Отношение к герою войны 1812 года, одной из первых русских писательниц, изменившей своей природной женственности и семье, всегда было неоднозначным. Она была дочерью отставного гусара и родилась на Украине. С детских лет Надежда полюбила военное дело и в 23 года, будучи женой сарапульского чиновника и матерью пятилетнего сына, она бросила семью, чтобы присоединиться к казачьему полку. Сам император Александр I, узнав о «кавалерист-девице», разрешил ей продолжить службу в армии под мужским именем. Война с Наполеоном застала ее корнетом уланского полка, Михаил Кутузов произвел мужественного офицера в ординарцы. Подвиги бесстрашного «корнета Александра Александрова» были отмечены Георгиевским крестом. С 1826 года и до последних дней отставной штаб-ротмистр Надежда Дурова жила в Елабуге, где ее брат служил городничим. В провинциальной глуши она занималась литературным творчеством. Ее усадьба – маленькое двухэтажное деревянное здание на каменном цоколе было построено в середине XIX века на Московской улице, ныне здесь музей.

Легендарный трансвестит, за свои сочинения она получила благосклонный отзыв Пушкина, а за мужское платье и стрижку – оскорбительные насмешки местных обывателей (и кривотолки завсегдатаев столичных салонов). Надежда Дурова похоронена на Троицком кладбище (оно не сохранилось). В 1962 году в Александровском саду был установлен ее гранитный бюст. Но самым памятным местом остается любимое ею Чертово городище, откуда открываются безграничные просторы. Она всю жизнь стремилась к свободе. И она завоевала желанную свободу – от пола, семьи, быта, и оказалась бесконечно одинокой – как обдуваемая всеми ветрами башня.

В январе 2007 года в Елабуге было отмечено 175-летие со дня рождения Ивана Шишкина (1823–1898). Уроженец Елабуги был не просто замечательным пейзажистом. Шишкин – это один из самых жизнеутверждающих русских художников, «лесной богатырь», с эпической мощью запечатлевший величавую красоту родины. Его отец Иван Васильевич, купец 2 гильдии, был энергичным и предприимчивым человеком. Несколько лет он служил городским головой, заботливо благоустраивая Елабугу. На собственные деньги он провел водопровод и отремонтировал башню городища. Человек разносторонних интересов, он собрал большой материал по истории родного города. С помощью земляка, профессора Московского университета Константина Невоструева он издал «Историю Елабуги», за что был избран членом-корреспондентом Московского археологического общества.

Несмотря на свои увлечения, глава патриархальной семьи Иван Васильевич видел сына исключительно продолжателем купеческого бизнеса. Но Ваня никакой тяги к предпринимательству не обнаруживал. Какая нажива, когда его даже в лавках обсчитывали! И казанскую гимназию он бросил, чтобы не превратиться в черствого чиновника. Московский иконописец Осокин, расписывавший иконостас местного собора, рассказал Ване о столичных художественных вузах.

Окончив Санкт-Петербургскую академию художеств, Иван Шишкин стал одним из учредителей Товарищества передвижных художников и лучшим русским пейзажистом. От его полотен веет умиротворенностью и безыскусностью, задумчивостью и грустью. Монументально передавая целое, он кропотливо вырисовывал детали, удивляя знанием каждой травинки и бесконечной любовью ко всему сущему. Будучи прославленным мастером, он постоянно приезжал в родные места, много писал с натуры на Каме и в окрестностях Елабуги. В его огромном художественном наследии не только полотна, имеющие местный адрес – «Святой ключ на берегу Камы близ Елабуги», «Афанасьевская корабельная роща». По этюдам, написанным с натуры именно здесь, созданы такие шедевры, как «Сосновый бор», «Рожь», «Утро в сосновом лесу».

Купец Иван Шишкин в 1838 году на Набережной улице выстроил для своей семьи двухэтажный дом. В 1960 году в нем был открыт музей, где собраны предметы городского быта середины XIX века, выставлены полотна художника. Но не только купеческая утварь и этюды маслом привлекает здесь внимание. Здание стоит на краю холма, под которым разлеглась на много верст широкая поемная луговина, по которой, поблескивая заводями, вьется Кама. Живя в этом доме, будущий художник подолгу сидел в своей комнате, всматриваясь в открывающийся пейзаж. Целыми днями он бродил по окрестностям и рисовал. На той же Набережной улице среди смолистых сосен высится памятник мастеру: на цилиндрическом пьедестале стоит «лесной царь» – богатырского сложения бородач с палитрой в руке, зорко всматривающийся в камские дали. Пейзаж, без преувеличения, удивительный: это притягивающее, вдохновляющее раздолье, перспектива необыкновенной глубины, от которой захватывает дух. Здесь становится понятно, почему «сын русских дебрей» не стал ни купцом, ни чиновником.

В Елабуге окончилась земная жизнь большого русского поэта, отразившего в своем творчестве трагизм бытия. Трагизм существования не только русского человека, но человека, рожденного на земле. 18 августа 1941 года на пароходе вместе с эвакуированными москвичами в Елабугу приехали Марина Цветаева и ее сын Георгий. Им досталась комната в избе на улице Ворошилова, 10. Дом, где жили Михаил и Анастасия Бродельщиковы с маленьким ребенком, стал последним пристанищем затравленного, отчаявшегося поэта. Все связи с близкими уже оборвались: муж и дочь были репрессированы по политической статье. Безумно измученная, по словам сына, «совсем потерявшая голову, совсем потерявшая волю, она была одно страдание». Впереди ее ждал полный мрак. В воскресный день 31 августа наступила катастрофа. Ее уход был неминуем.

Дом Бродельщиковых стал музеем несколько лет назад. Бревенчатая пятистенка поделена на кухню с русской печью и горницу. В крохотной горнице – деревянная перегородка, не доходящая до потолка, за занавеской шестиметровая комнатенка с парой окошек на улицу. Здесь Цветаева прожила свою последнюю – страстную неделю. Нищенский быт хозяев и квартирантов. Кровать сына, стол, сундук и чемодан, диван Марины Ивановны. На столе под стеклянным колпаком – миниатюрная записная книжица с карандашиком. Ее вытащили из платья Марины Ивановны в роковой день. Единственная запись в блокноте – слово «Мордовия» (в Дубравлаге отбывала наказание ее дочь Ариадна Эфрон). Двери, половицы и пороги свежевыкрашенные, но подлинные, их никогда не меняли. В комнате – мутноватое зеркало в черной раме, в которое хочется вглядеться, затаив дыхание. В сенях низко над головой – балка, очищенная от слоев масляной краски. Под стеклом – выкованный кузнецом-хозяином гвоздь. Эмоциональная концентрация на нескольких квадратных метрах такова, что, выходя за порог, смотришь на мир другими глазами.

Дом снаружи обшит мореной вагонкой (настоящая – почерневшая за столетие бревенчатая стена оставлена лишь в новом пристрое, где размещена небольшая экспозиция). Перекресток, у которого стоит дом, превращен в площадь. В ее центре памятник поэту – бронзовый бюст, окруженный изящной белой колоннадой – образ фальшиво романтичный. Напротив новенький ресторан «Серебряный век» с видом «на Цветаеву» и литературный музей, срубленный из золотистых, идеально оструганных сосновых бревен. Весело журчит вода в ручье, ложе которого выложено декоративным камнем. Все очень мило и поэтому нестерпимо дико. Это место стало слишком привлекательным. Слишком уютным стал этот мир, из которого вырвалась Марина Цветаева. Впрочем, мещанский гламур поэту тоже был омерзителен.

Этот тихий елабужский перекресток – одно из самых трагических мест в России, где доводилось бывать. Но уместны ли в городском пространстве (исключая, конечно, кладбища) трагические образы: идеал современной городской среды – это полный комфорт и максимальный гедонизм. Даже модные ныне музеи в бывших тюрьмах устраиваются лишь для того, чтобы пощекотать нервы туристу, объевшемуся всевозможными красотами. Нам представляется, что городская среда должна отражать все грани человеческого существования. Поэтому видится совершенно другое скульптурное решение: Марина Цветаева поднимается по ступеням (восходит на свою Голгофу) и открывает дверь в бревенчатой стене; она уходит, глядя на площадь, оборотившись к людям. «Мне в современности места нет», – говорила Марина Цветаева. Ее могила не найдена, что тоже символично для бездомного, метавшегося всю жизнь художника. Поэт – редкий гость на земле! Кладбище, где она нашла свой последний приют, высится над всей старой Елабугой.

Несмотря на то, что новая дата основания Елабуги весьма условна и татарского компонента в местной культуре маловато, в Чертовом городище установлен скульптурный памятник основателям города. Таким образом, устроители миллениума хотят компенсировать мизерное присутствие в Елабуге национальной специфики. Казанские скульпторы М.Максудов и Ф.Халиков предложили следующее художественное решение: булгарский хан на утесе выбирает место для города. Предводитель в шлеме и чалме (символ ислама), на коне монгольской породы устанавливает бунчук (символ власти – заостренное древко) и указывает на место закладки крепости. Скульптурное решение возражений заказчика не вызвало.

Споры архитекторов и скульпторов спровоцировало выбранное авторами место для памятника – на холме у башни городища. Действительно, открывающаяся отсюда панорама впечатляюща: высота холма около 50 м, обзор 270°, со смотровой площадки видны старый город, его окрестности вплоть до Набережных Челнов и Нижнекамска. Но после установки скульптурного памятника исторический ландшафт будет искажен. По мнению многих проектировщиков, башня должна остаться единственной доминантой холма. По мнению же авторов памятника, часть холма, непосредственно прилегающая к городищу и занятая под дачные участки, уже начала активно застраиваться, и этот процесс неизбежен. Возникает вопрос: должно ли это происходить спонтанно, как построенный на краю холма ресторан, или необходим грамотный комплексный подход ко всей пространственной композиции? Памятник основателю города завершает аллею тысячелетия города, которая связывает башню с Суфийским источником у подножия холма. Ресторан может быть прикрыт снизу земляным валом и облицован диким камнем, чтобы новострой не слишком выделялся. Для выхода из создавшегося положения московский скульптор В.Демченко предлагает построенный этаж ресторана снести, и сделать его заглубленным в землю, в виде блиндажа.

В Елабуге еще раз убеждаешься, что без промышленного производства, развитого бизнеса никакой культуры в регионе не будет. Перенесемся еще раз на сто лет назад. В предреволюционные годы в городе действовали чугунолитейное, колокольное, свечное, салотопенное, пивное производства. На десять тысяч жителей приходилось 600 купцов, из них 12 являлись миллионерами. Наиболее известной была династия Стахеевых, имевшая торговый оборот 150 млн. рублей. Их огромный капитал был заработан на золотых приисках, нефтяных промыслах, пароходствах. Они владели всем хлебным рынком Среднего Поволжья и поставляли зерно в Западную Европу. Купеческие династии Стахеевых, Гирбасовых, Ушаковых, Черновых прославились как благотворители. Они построили в родном городе уездное и городское училища, женскую гимназию, училище для слепых детей, епархиальное училище, детский приют, храмы. В начале XX века поддержка культуры со стороны состоятельных отцов города являлась традицией.

Идея елабужского миллениума заключается в соединении истории и современной индустрии. Небольшой город на Каме должен стать центром крупного инновационного промышленного роста в связи с определением особой экономической зоны России – «Алабуга». Первые попытки выделить здесь экономическую зону были предприняты в 1985 году, когда правительство СССР приняло решение о строительстве завода по производству пропашных тракторов. В 1988 году завод был переориентирован на производство легковых автомобилей. Этот проект лопнул в связи с экономическим коллапсом Советского Союза. В 1998 году в Татарстане был принят закон «О свободной экономической зоне «Алабуга», участники которой освобождались почти от всех налогов. Однако серьезные инвесторы проект проигнорировали. В 2001 году был приостановлен и следующий елабужский проект – по отверточной сборке модели «Шевроле-Блейзер». В июле 2007 года Правительством России и татарстанским руководством было принято окончательное решение – собирать автомобили японской фирмы «Isuzu». Проект будет запущен в 2008 году. Уже выстроен семиэтажный административно-деловой центр с выставочным комплексом. Инфраструктура должна работать на европейском уровне: гостиницы и офисы, элитное жилье, таможенный терминал, качественные автодороги и железнодорожная линия – ничего этого пока нет. Между тем, нельзя забывать и о нуждах «простых» горожан – сейчас строится медицинский «городок», оснащенный современным оборудованием.

Елабужский миллениум был отпразднован в конце августа 2007 года. Состоялись конгресс малых городов России, международные Стахеевские и Цветаевские чтения. Город преобразился, оставшись самим собой (про Казань в 2005 году говорили, что к тысячелетию она «преобразилась неузнаваемо, утратила складывавшийся веками облик»). Всего на реконструкцию города было выделено 100 млн. евро. На реставрацию 49 объектов историко-художественного наследия города потрачено 3,373 млрд. руб. На примере районного центра Татарстана мы видим, как окрепшая региональная власть создает среду своей активной деятельности. Амбициозные лидеры регионов предотвратили их деградацию в 1990-е годы, а сегодня стремятся превратить их в динамично развивающиеся территории. Новейшая реконструкция Казани, Ярославля, Саранска, Елабуги в связи со значимыми юбилеями – это адекватный архитектурный автопортрет местной власти. Разумеется, образ богатства и всеобщего процветания не соответствует реальности, но все усилия власти направлены на укрепление престижа региона.

Побывав во многих уголках страны, еще раз убеждаешься, что город является ключевой ценностью культуры. А главное достояние горожанина – это открытость города, свободный доступ во все общественные пространства. В городах-миллионниках центральные улицы с дорогими магазинами, отелями и клубами – это пространство роскоши, большинству уже недоступное. Социальная дифференциация городской среды ведет к отчуждению горожан, резко сокращает степень их свободы. В малых городах такого антагонизма никогда не будет. Пример Елабуги это доказывает. Елабуга – это город, сохранивший свою богатую историю. И, как город будущего, открывший хорошую историческую перспективу – на следующее тысячелетие.