СВЕТСКАЯ ЛЬВИЦА НА ТРОПЕ ВОЙНЫ

 Листая прессу, переключая телевизионные программы, невозможно не заметить, как много места и времени средства масс-медиа уделяют современной девушке. Буквально в каждом издании, в каждой передаче содержатся советы и рекомендации, правила поведения из морального кодекса нынешней it-girl, будущей супермодели и жены олигарха. То ли это феминизм шагает по стране семимильными шагами, то ли косметические и дизайнерские фирмы с помощью рекламы подсаживают на свою продукцию потенциальных клиенток, бросая клич на всю страну: «Ведь вы этого достойны!» или «Ты – необыкновенная девушка, и окружающие должны знать об этом!». И дамы, чтобы подчеркнуть свою эксклюзивность, кидаются экспериментировать с макияжем, стрижками, цветом волос, стилем одежды и аксессуарами. Рынок сбивает их с толку своими соблазнами.

Какую форму идеологии способна выбрать современная девушка? Она живет не по средствам, живет лучше, чем зарабатывает. Она тянется вверх, к элитной жизни, стоит на цыпочках, балансируя над пропастью долгов и кредитов. Ей надо платить за квартиру, по возможности иметь машину, следить за своей внешностью. Она не будет мазать лицо дешевыми кремами, но на еду при таких затратах уже не хватает. Впрочем, сейчас девушки привыкли морить себя голодом – всем известно, что на скелетообразных фигурах наряды от кутюр сидят идеально.

Образ современной девушки, который формирует нынешняя пресса и TV, похож на глянцевую картинку – яркий, эффектный, но, по сути, бессодержательный. В своё время в СССР создавался идеал девушки как верного товарища, боевой-трудовой подруги, впоследствии – не менее верной жены и заботливой матери. Сегодня в моде циничная гламурная тусовщица а-ля Пэрис Хилтон или Ксения Собчак. Доминирующий тип – длинноногая, холёная девушка, все силы которой уходят на поддержание своего имиджа. Она продаётся только за очень приличные деньги, но при этом в человеческом измерении – грош ей цена. Такая девушка по-прежнему мечтает о вечной любви, о принце на белом мерседесе, но в его ожидании вполне доступна в определенном кругу. У современной девушки нет таких качеств, как самопожертвование, всё измеряется лишь собственным интересом. Только эгоистично настроенная девушка, если верить телевидению и глянцу, способна завоевать своё место под солнцем в нашем мире.

Причину этой метаморфозы общественного сознания следует искать в крушении идеологии, политики, культуры и экономики, которые не могли не сказаться на уровне морали. Если сексуальная революция со всеми ее отрыжками отшумела и успокоилась на Западе в 70-х, то в России этот процесс происходит сейчас, на наших глазах. Распущенность, вседозволенность, падение нравов, пропаганда прямого разврата и взгляд сквозь пальцы на косвенный – мы наблюдаем пик сексуальной революции в России. Конечно, когда-нибудь пена схлынет и все успокоится... лет, эдак, через десять. Вот только какое поколение воспитается к тому времени на этой ниве порока?

Уже сейчас подростки прекрасно разбираются, что почём в современном мире и что «бабло побеждает зло». Вся эта телевизионная обработка, стиль, диктуемый глянцевыми журналами, обилие рекламы вынуждает их жить визуальными образами. Их идея – это «круто – ты попал на TV». Важно не кем ты являешься на самом деле, а какое производишь впечатление. Люди начинают терять себя в погоне за какой-то видимой успешностью. И этот сомнительный, но так ярко разрекламированный титул «светской львицы» – что он даёт, кроме внешнего блеска сиюминутной популярности?

Вообще, личная жизнь современной женщины походит на профессиональный спорт. Как почти всё в России, она стремится быстро превратиться в товар. А что ей ещё остаётся делать? Конкуренция в клане дам высшего света бешеная и, если девушка не бросит все силы и средства на то, чтобы выглядеть «гламурно», шансов устроить свою личную жизнь у неё очень мало. Ей приходится быть многоплановой актрисой, освоить широчайший диапазон ролей: от Дюймовочки до диктатора, от холодной карьеристки до гиперсексуальной женщины-вамп. Модель поведения складывается из взаимоисключающих понятий – она романтична и прагматична, наивна и расчетлива, целомудренна и похотлива. Считается, что такая разноплановость позволяет девушке практически всех мужчин сделать своими потенциальными обожателями. Но на самом деле выходит так, что мужчина не знает, кого в ней любить. Ведь, в конце концов, мужчина любит в женщине тайну, а не моральный переполох.

Нынешнее поколение молодых женщин поставлено перед множеством разнообразных проблем. Самая насущная заключается в том, что не хватает мужчин, которые были бы способны обеспечить женщине нормальную жизнь. Трудно подсчитать реальное соотношение мужчин и женщин в России, но часто складывается впечатление, что на десять женщин приходится не «девять ребят», а один-единственный мужчина. Остальные либо зарабатывают копейки, на которые семью не прокормишь, либо алкоголики и наркоманы, либо люди криминального толка, либо все это вместе. Волей-неволей, если выйти замуж не получается, девушка начинает думать о том, кто и как будет ее содержать. Она все более активно требует от мужчин денег, хочет, чтобы ее содержали уже на ранних стадиях знакомства, и приходит в негодование, получая отказ. В крупных городах немало хорошо зарабатывающих мужчин, и появилось уже целое поколение девушек, которые занимаются лишь тем, что живут с ними.

Идеология содержанства с недавнего времени стала нормой. В гламурных журналах то и дело попадаются советы о том, как «раскрутить» молодого человека на подарок в виде золотых украшений, шубы или автомобиля. Вот уж поистине, как в песне поётся: «лучшие друзья девушек – это бриллианты». При этом любая девушка понимает, что денежные претензии к мужчине напрямую зависят от её товарного вида. Отсюда проистекает ещё одно зло современного мира – необоснованное воспевание шикарной внешности. Стремясь угнаться за стандартами красоты, женщины сами себя загоняют в ловушку – они зацикливаются на своем виде, а это, как и любая зависимость, ни к чему хорошему не приводит. Разумеется, в стремлении стать привлекательной нет ничего плохого. Если женщина старается произвести впечатление на своего мужчину – можно ли её за это осуждать? Здесь важно не перегибать палку и быть уместной. Жертвы, которых требует красота, должны быть адекватными – хотя бы с точки зрения финансов, времени и здоровья. Иначе однажды может выясниться, что не вы контролируете свою внешность, а она вас.

Надо понимать, что красота – как и деньги – хороший слуга и плохой хозяин. Вот девушка открывает гламурный журнал и видит глянцевых красоток. У них пухлые губы, большие глаза, длинные ноги, великолепные волосы и ослепительная улыбка. А у реальной девушки – всё по-другому, и она плачется в подушку о том, как ей теперь жить, кто ж её такую полюбит. Она не хочет принимать тот факт, что в мире гламура красота – это заслуга стилистов, парикмахеров, визажистов и фотошопа, в конце концов. По большому счёту, нас пичкают иллюзиями. А девушки становятся заложницами этого глянцевого образа, они внушают себе, что красота – ключ к счастью, забывая о том, что вообще-то красота абсолютно ничего не гарантирует. Вокруг полно примеров несчастных красивых женщин, которые, перестав развиваться внутренне, уповая лишь на свои внешние данные, остались в результате у разбитого корыта. Красота, молодость, деньги, бриллианты и поклонники – это, конечно, замечательно, но они отнюдь не обещают счастья. Счастье – это состояние души. Нужно работать над своим внутренним миром, молодость и красота – не вечны, нужно удивлять другим.

Однако было бы ошибкой упрекнуть всех девушек, мечтающих закрепиться в светском обществе, в отсутствии интеллекта. Они, без сомнения, умны, но при этом мыслят избирательно, в нужных направлениях и к тому же твёрдо убеждены – розовой сентиментальности и благородству на большой сцене не место. Лидирует холодный расчёт и амбиции. Девушка, желающая подняться вверх по карьерной лестнице, старательно перенимает у мужчин-лидеров все их самые худшие качества: алчность, стремление к ещё большей власти, авторитарность и беспринципность, дополняя эти фирменные «борцовские захваты» чисто женским коварством. В конечном итоге она и сама не замечает, как превращается в жестокую куколку, идущую по головам, с остервенелым желанием брать, и брать при этом самое лучшее.

Андрей Фомин, продюсер, шоумен: «Москва – город тотального люкса и гламура, он создан, чтобы отнимать деньги. И очень жалко тех, кто попадает от него в зависимость. Дамы здесь рассуждают по схеме: подруга на Nissan Murano ездит, а я на Mazda-3. А этой муж при разводе отдал дом на Рублёвке, а мне только квартиру. А той любовник подарил Cartier, а мне Carrera y carrera.

Меня эта женская зависть больше всего убивает. Это дорога в никуда. Я на многих мероприятиях вижу бренды, но не вижу людей. Вижу бриллианты, но не вижу глаз».

Ну, хорошо, «купец и «товар» в итоге сошлись в цене, возможно, даже прозвучал марш Мендельсона, что дальше? Какой должна быть семейная жизнь современной девушки по мнению того же глянца? Как выясняется – сплошной праздник: завтраки в кафе, ужины в ресторанах, поездки на выходные в Европу и внеплановый шопинг среди недели в Нью-Йорке, тусовки в элитных клубах, фотографии себя любимой в колонке «светская хроника» и прочие элементы «сладкой жизни».

Николь Ричи, светская львица: «Я люблю шопинг. И, в отличие от многих своих знакомых, не отношусь к этому процессу как к тяжёлой и ответственной работе. Я могу случайно зайти в магазин и скупить полколлекции – просто потому, что такое у меня настроение».

Примеру этой дамы следуют и многие наши соотечественницы. Это для них глянец щедро делится советами о том, как выбить у продавцов скидку на понравившуюся вещь или как обойти соперницу на распродаже туфель от Manolo Blahnik и сумочек Prada. Одежда у этих красавиц, как правило, не доживает до своей третьей стирки – она надоедает и выходит из моды куда раньше. It-girl не может позволить себе дважды появиться на публике в одном и том же наряде, вот и приходится бедняжке выкручиваться и заводить дружбу с известными и не очень дизайнерами, дабы взаимовыгодно сотрудничать – вы даёте мне одежду, а я ношу её и тем самым рекламирую ваше доброе имя. И дело уже не только в том, что у нас привыкли «встречать по одёжке» – впору говорить о психологии приобретательства, о вещевой зависимости. В последние годы всё чаще можно наблюдать, как люди, создав определенную материальную базу, начинают фанатично заполнять пространство, покупать одежду, предметы быта, как бы утверждая этим свою состоятельность. Они загромождают свои дома и гардеробы бессчётным количеством вещей, половиной из которых и пользоваться-то не станут.

Алена Ахмадуллина, модельер: «Время от времени я намеренно покупаю вещь, которая будет просто висеть в шкафу. Мне приятно на неё смотреть и приятно ею обладать».

Таким образом, окружая себя вещами, люди словно заполняют пустоту вокруг себя. Ещё один пример – громкая музыка в кафе, призванная заглушить пустоту: людям нечего сказать друг другу и музыка позволяет им молчать, не выискивая для этого особых причин. Возможно, появление бесчисленных ночных клубов, развлекательных шоу, тусовок вызвано той же причиной – закрыть собой брешь, не дать человеку заскучать. Тем более, что скука для гламурной дамы, особенно семейной – вещь недопустимая. Посему мужья стараются найти для своих половинок достойные занятия: покупают им салоны красоты, рестораны или бутики – пусть девочка поиграет в директора, пристраивают в глянцевые издания светскими обозревателями или редакторами красоты, увенчивают званиями дизайнера, модельера, декоратора, писательницы, актрисы, певицы.

Анфиса Чехова, телеведущая: «Самое главное – чтобы твоё имя стало брендом. И под этим брендом ты уже сможешь выпускать всё, что угодно. Если тебя никто не знает, придётся доказывать, что твоя продукция качественная, а если ты известна, делай хоть полную ерунду – она будет пользоваться спросом. С грамотной рекламой продаётся всё. Это закон бизнеса».

Действительно, лентяек среди светских львиц не найдёшь – та же Ксения Собчак – и телепроекты осуществляет, и книги пишет, и в качестве актрисы себя пробует. И другие не хуже – Алла Борисовна славится продюсерской деятельностью, обувью и радиостанцией с собственным именем, Валерия помимо песен занимается парфюмерией и косметикой, Юлия Высоцкая – телеведущая, актриса и писательница, Оксана Робски – штампует книги, не забывая о бизнесе, в общем, у дам высшего света талантам несть числа.

Тина Канделаки, телеведущая: «У меня не самые длинные ноги и неидеальное лицо. Но сейчас можно привлечь к себе внимание, нарядившись. Я работаю в сфере быта, обслуживаю людей – раз-вле-ка-ю. Моя задача – накрасить глазки и надеть красивое платье».

А как же семья, спросите вы? Что думают гламурные девушки о взаимоотношениях с мужем, о детях? Отношения с мужем, как правило, примитивны и строятся по рыночной схеме «даю – получаю». Кроме того, очень популярно доказывать любовь друг другу с помощью секса, и 95% девушек уверены в том, что если «он меня не трахает, значит, он меня не любит!». Всё построено по принципу «Любишь? Докажи!» И если что-то не стыкуется, то следуют истерики и чемоданы за дверь. Правда, особо продвинутые девушки для начала обзаводятся брачным контрактом, а уж потом чемоданами бросаться начинают, а то ведь можно и на бобах остаться.

Что касается детей, то быть беременной сейчас модно. А ещё лучше – быть модной беременной. Девушек даже перестала пугать перспектива заводить ребёнка без мужа: «Папа – прежде всего тот, кто воспитывает ребёнка. Поэтому его можно подобрать по пути», «Матерям-одиночкам полагаются льготы, а у нас ещё и квартиры бесплатно дают. Замуж можно и потом выйти». Выглядит это как откровенная приманка – вот тебе любимая, а вот тебе и крыша над головой. Но это вариант «для бедных», звёзд светских раутов такие мелочи не волнуют. Для них ребёнок – это дань моде, уступка родителям, жаждущим внуков. После родов ребёнком всецело занимается няня, затем дитя отправляется в школу, желательно за рубеж, там же поступает в колледж, академию, с родителями видится лишь на каникулах, одним словом, на руки сдаётся готовый продукт европейского качества.

Божена Рынска, светский обозреватель: «Детей я буду рожать в подарок любимому мужчине, если он меня об этом очень попросит. У меня будет много нянь – ночная и дневная обязательно. Пусть няня занимается с ребёнком в проблемные моменты, а я буду приходить, когда он будет в хорошем настроении. Вообще я не люблю маленьких детей, для меня маленький ребёнок – это наказание, а вот с подростком не будет никаких проблем, я ведь не завистливая. Как я буду его воспитывать? Я с ним буду просто дружить».

Итак, образ современной девушки сформировался. Если ориентироваться на глянец и телевидение, то впечатление от этого образа приятным не назовёшь. Светская львица – не женщина, а скорее хищница, стерва. Причём с расшатанной нервной системой. Та dolce vita, что нам рекламируют, на деле оказывается лишь оболочкой, под которой прячется горькая пилюля. Потому что, даже выйдя замуж за олигарха, девушка не чувствует себя защищённой – ни юридически, ни морально. Юридически – это потому, что наличие детей ещё ничего не гарантирует, и она, и дети могут запросто остаться без средств к существованию. А морально потому, что за её мужем будут охотиться все – начиная от её же подружек и заканчивая профурсетками, с которыми муж работает. И никого не волнует его семейное положение, наличие детей и прочее, главное – ухватить свой кусок счастья. Шанс у бывших жен устроить свою жизнь по второму разу, когда «молодая поросль» буквально им на пятки наступает, невелик. Ориентироваться на «глянцевое счастье» выходит себе дороже, ведь иллюзия в итоге лопнет как мыльный пузырь, а вездесущие папарацци, вволю поплясав на костях, унесутся искать другую гламурную диву.

Какой же всё-таки должна быть современная девушка? Светской львицей, грызущей горло врагам в битве за популярность, модницей, тусовщицей? Телевидение и пресса сегодня стирает границы между добром и злом, между понятиями морали, беспорядочная сексуальная жизнь преподносится как норма, угрызения совести – как атавизм.
Но чего хочет сама женщина, чего хочет от неё мужчина вне зависимости от тенденций, диктуемых глянцем?

Гела Читава, актёр: «Женственность – это не только красота, не менее важны и отсутствие агрессивности, и, конечно, мудрость. Я уверен: классическая модель семьи себя не только не исчерпала – наоборот, на этом и держатся отношения. В гражданском браке гораздо больше проблем, которые потом приводят к расставанию, а в патриархальной, традиционной семье можно прожить всю жизнь, искать компромиссы и быть счастливым. Такие отношения крепче с самого начала».

Для современной девушки, как для девушки любой эпохи, актуальны скромность, целомудренность, почитание старших, уважение и знание семейных традиций. Наряду с этим приветствуется знание иностранных языков, угадывание происходящих социальных тенденций, умение ладить с техникой, по возможности – вождение автомобиля, коммуникабельность, терпение. Конечно же, ценится и умение хорошо выглядеть, при этом вовсе не обязательно быть похожей на Пэрис Хилтон, одевающейся, кстати, как дама весьма лёгкого поведения. Естественный макияж, не слишком вызывающая, но опрятная и со вкусом подобранная одежда, призванная подчеркнуть женственность, поможет придать особый стиль и шарм.

И, возвращаясь к разговору о красоте, хочется сказать, что красота сама по себе – это условность. Большинство девушек дурнушками делает их настроение, а не внеш-
ность. Ключ к истинному счастью – в гармонии между внешним и внутренним миром. А самое главное, чтобы девушка была оптимисткой с активной жизненной позицией, но при этом не забывала и о том, что она должна стать достойной матерью своих детей, женой и хранительницей очага.